Прямой эфир Новости спорта

Слово о бюджете и его исполнителях

Из личного архива
Из личного архива
На днях Счётный комитет представил отчёт по исполнению республиканского бюджета за 2014 год. Все данные, которые озвучило ведомство и которые оно озвучивает уже несколько лет, назавтра утопают в информационном потоке и не приводят к изменению ситуации: миллиарды тенге из госказны продолжают расходоваться неэффективно и не по целевому назначению, а ответственные лица отделываются лёгким испугом.

Максимум, что ждёт нерадивых чиновников центрального и регионального уровней после отчётов Счётного комитета – очередная ротация.

В ситуации с неэффективным исполнением бюджета можно винить мировой экономический кризис, санкционный период против России и другие обстоятельства, как это и сделали министерские чиновники. Но мы живём здесь и сейчас.

И я понимаю граждан, у которых закономерно возникает вопрос: почему при миллиардных неосвоениях бюджета власти предлагают повысить тарифы на воду, как это прозвучало сразу после отчёта Счётного комитета.

Ситуация по исполнению бюджета не меняется, поскольку в государстве за 25 лет не создана система чёткого мониторинга эффективности работы госорганов и исполнения всех программ и поручений Президента. В текстах принимаемых законов и госпрограмм, на которые выделяют бюджетные средства, нет пунктов об ответственности за их исполнение, как нет и показателей эффективности. К примеру, если по программе предусмотрено посадить 10 деревьев, то никто не задумался посчитать количество посаженных по факту деревьев и внести этот показатель в индикатор исполнения программы. Вместо этого индикаторами зачастую становятся опросы граждан, уровень доверия, международные индексы и так далее.

Мы до сих пор не знаем детальных данных отчёта, разбивки по регионам, структуры поступлений – СМИ получили лишь куцый пресс-релиз, а полный отчёт доступен ограниченному контингенту лиц.

Пока казахстанцы активно участвуют в вопросах, которые касаются лично их. К примеру, если человек заплатил госпошлину за какую-то услугу, то контролирует её исполнение и при необходимости начинает жаловаться на процедуру исполнения. Однако как расходуются их собственные деньги в масштабах страны – казахстанцев не очень интересует. Хотя здесь пассивность граждан скорее вынужденная: как могут быть активны граждане, если не имеют доступа к бюджетным данным? Возможно, ситуация частично изменится после принятия закона "О доступе к информации", который сейчас разрабатывает "Нур Отан". Кстати, прозрачность бюджета начинается с прозрачности ресурсов госорганов. До сих пор система отечественных сайтов работает по инструкции, оговаривающей лишь наличие госсимволов, ссылок на сайт и контактную информацию. Ни актуальной новостной ленты, ни информации о конкретной работе органа здесь нет.

Лично мне интересны полные данные Счётного комитета по неисполнению основных госпрограмм, нацеленных на преобразование экономики из сырьевой в производящую. Из доступного доклада главы Счётного комитета ясно, что заявляемая в течение последних двух лет эффективность программы ФИИР на самом деле не более чем пропаганда. По данным комитета, 448 объектов, открытых в рамках ПФИИР, неполноценно работают, 14 предприятий вообще приостановили свою деятельность. Владельцы объектов не платят налоги, проводят незаконное банкротство.

Но правоохранительные органы не торопятся начинать разбирательство по фактам недоосвоения средств, простаивания предприятий, невозврата заёмных средств, снижения налоговых поступлений и в целом недоработки по бюджетным вопросам.

Казахстану в вопросах финансовой отчётности госорганов можно было бы использовать опыт зарубежных стран. Здесь действуют аудиторские комитеты – аналоги нашего Счётного комитета. Собранные комитетами кейсы с полными данными о выявленных в госорганах нарушениях передаются по подведомственности в соответствующие структуры. К примеру, если выявлены финансовые нарушения – отчёты передаются в полицию и прокуратуру, если этические – в ведомства по контролю за госслужбой и антикоррупционные. Иными словами, отчёты не остаются лежать в столах сотрудников аудиторских комитетов.

Причём итоги работы государственных аудиторов своевременно доступны каждому жителю страны. Система финмониторинга Великобритании, например, работает так: через два дня после официального релиза отчёта на сайте аудиторского комитета можно ознакомиться с подробной таблицей, по которой сразу видно, кто из госорганов сколько и на что потратил, где имеется недооосвоение. При этом сайты функционируют в настолько удобном формате, что вы можете работать с таблицами, делать диаграммы, то есть проводить корреляцию данных. По факту, отчёты госаудиторов стимулируют чиновников быть честнее или, по крайней мере, не участвовать в откровенно коррупционных схемах.

Пустых трат, тем более на государственном уровне, не должно быть. Однако пока в Казахстане государственные мужи продолжают расточать казну, не неся за этой никакой реальной ответственности.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров