Действующая "Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года" была утверждена в 2014 году. Там был сравнительно неплохой анализ проблем, но реформы, предложенные в ней, были неполными и неглубокими. Также много важных запланированных мер так и не были выполнены.
До принятия решения по использованию пенсионных активов нужно было создать новую полноценную госпрограмму по реформам в пенсионной системе. В эту программу необходимо было включить экономически обоснованные расчёты, которые бы взаимно увязали развитие распределительной и накопительной пенсионной системы Казахстана. При этом очень важно было вынести такие расчёты и предлагаемые реформы на общественное обсуждение.
На сегодня решение по использованию пенсионных активов принято, но до сих пор не опубликованы правительственные расчёты, как это решение повлияет на эффективность пенсионной системы.
Ключевой показатель эффективности пенсионной системы – это коэффициент замещения (соотношение пенсии и прежних доходов получателя пенсии). Расчёт коэффициента – это чистая математика в зависимости от того как построена пенсионная система. При любых принципах построения пенсионной системы, если разрешить досрочное снятие пенсионных денег, но не увеличивать взносы в пенсионную систему, коэффициент замещения ухудшится.
Выплаты из бюджета всегда будут больше, чем выплаты из ЕНПФ
На сегодня пенсионная система Казахстана состоит из двух основных уровней:
- Первый уровень – распределительная (или солидарная) пенсионная система. Она включает в себя пенсионные выплаты за счёт средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты, и в будущем – минимальная гарантированная пенсия).
- Второй уровень представляет собой обязательную накопительную пенсионную систему, которая полностью осуществляется через ЕНПФ.
При выходе гражданина Казахстана на заслуженный отдых его пенсия состоит из двух основных частей: пенсионные выплаты из госбюджета и выплаты из ЕНПФ. Выплаты из накопительной системы очень небольшие, и если не изменить её параметры, выплаты пенсий из госбюджета будут всегда гораздо больше, чем выплаты из ЕНПФ.
Выплаты пенсий из бюджета находятся под давлением во время низких цен на нефть
Размер пенсии, выплачиваемой из бюджета, определяется и гарантируется государством.
В распределительной пенсионной системе текущие налогоплательщики оплачивают пенсии текущих пенсионеров.
Будущий рост выплат пенсий из госбюджета целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета. Поскольку госбюджет сильно зависит от ежегодного трансферта нефтедолларов из Нацфонда, то выплаты пенсий из госбюджета находятся под сильным давлением во время низких цен на нефть.
Читайте также: Снятие пенсионных накоплений на покупку жилья и лечение: в сенате обсудили проект №2
В соответствии с международной практикой государственная распределительная пенсионная система (выплаты из госбюджета) должна обеспечивать защиту от нищеты в пенсионном возрасте тем, кто не смог по разным причинам делать регулярные взносы или делал слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему.
Рост пенсионных расходов республиканского бюджета:
- 2017 год – 18,3%;
- 2018 год – 23,6%;
- 2019 год – 14,4%.
Доля пенсионных расходов в расходах республиканского бюджета;
- 2017 год – 15,0%;
- 2018 год – 21,2%;
- 2019 год –19,7%.
Планировалось, что выплаты из ЕНПФ заместят выплаты из бюджета (пока этого не произошло)
Размер пенсии в накопительной системе ЕНПФ зависит только от того, сколько денег накоплено на счету работника, выходящего на пенсию, плюс инвестиционный доход на пенсионные активы.
Вклады в ЕНПФ – это полностью собственность работника, а затем и пенсионера. На сегодня главным ограничением по использованию своего вклада в ЕНПФ является то, что вкладчик может получить деньги только в виде ежемесячных пенсионных выплат.
В накопительной пенсионной системе Казахстана государство гарантирует лишь то, что инвестиционный доход на пенсионные вклады в ЕНПФ будет не меньше накопленной инфляции.
Накопительная пенсионная система в основном ориентирована на работников со средними и более высокими доходами и предназначена для обеспечения замещения трудовых доходов на адекватную пенсию. В развитых странах коэффициент замещения в НПС находится примерно на уровне 70%.
Планировалось, что по мере увеличения времени существования ЕНПФ в Казахстане пенсионные выплаты из ЕНПФ постепенно будут замещать выплаты из госбюджета, снижая таким образом большую нагрузку на него.
Доля ЕНПФ в общих выплатах пенсий:
- 2016 год – 9,8%;
- 2017 год – 10.4,5;
- 2018 год – 6,7%;
- 2019 год – 6,3%.
В целом анализ мирового опыта показывает, что наиболее эффективными и финансово устойчивыми системами пенсионного обеспечения являются многоуровневые модели, сочетающие как распределительный, так и накопительный принципы функционирования.
Наибольшую выгоду от пенсионной системы получает население с низкими доходами
Слишком большая и растущая нагрузка на госбюджет.
- из-за популистских решений властей пенсии из бюджета слишком быстро растут;
- рост продолжительности жизни и снижение рождаемости в перспективе существенно снизят коэффициент потенциальной поддержки (отношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей в возрасте 65 лет и старше), что ещё более увеличит нагрузку на госбюджет.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения, в 2019 году пенсия, выплачиваемая из госбюджета, в целом была увеличена на 15%, в результате чего средний коэффициент замещения вырос до 52,7%. Однако расчёт пенсионного коэффициента замещения в Казахстане – это как средняя температура по больнице. Наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые. У них пенсионный коэффициент замещения существенно выше, чем объявленные 52,7% в 2019 году.
С другой стороны, из-за верхней границы по выплате базовой и солидарной пенсии из госбюджета (ограничения по максимальным пенсионным выплатам), пенсионный коэффициент замещения из бюджета для работников со средним и высоким доходом очень низкий. У них пенсионный коэффициент замещения гораздо ниже, чем объявленные 52,7% в 2019 году.
Средний класс закрывает дыры в пенсионной системе
По информации ЕНПФ, накопительная пенсионная система сейчас обеспечивает коэффициент замещения в 12,4%. Актуарные расчёты ЕНПФ показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС полный цикл (40 лет) с регулярными ежемесячными взносами в 10% от дохода (12 раз в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%.
Это очень низкий коэффициент замещения. В развитых странах этот коэффициент для накопительных систем находится примерно на уровне 70%. В СССР существовала только распределительная пенсионная система, в которой коэффициент замещения дохода работника пенсионными выплатами был законодательно установлен и строго соблюдался на уровне 60%.
По расчётам ЕНПФ, если регулярно вносить пенсионные взносы в течение 40 лет, то, чтобы достичь пенсионного коэффициента замещения на уровне 60%, необходим уровень пенсионных взносов от доходов работника в размере от 15% и выше (в отличие от текущих 10%).
В Казахстане очень большая доля теневой экономики и населения с низкими доходами. Это очень негативно влияет как на распределительную, так и на накопительную пенсионную систему. Работники, получающие доходы в теневой экономике или слишком низкие доходы, делают минимальный вклад в госбюджет и ЕНПФ. При этом при наступлении пенсионного возраста они получают сравнительно неплохую пенсию из госбюджета. Это несправедливо по отношению к тем работникам, которые добросовестно платят налоги и делают социальные и пенсионные отчисления, но затем получают неадекватную пенсию в старости (средний класс закрывает дыры в пенсионной системе).
Необходима новая программа по реформам в пенсионной системе
В пенсионной системе Казахстана (распределительной и накопительной) есть очень глубокие проблемы, которые будет усугубляться с каждым годом из-за:
- демографических изменений;
- популистских решений правительства по росту пенсий из бюджета;
- сдерживания возраста выхода на пенсию;
- возможности снятия пенсионных накоплений на жильё, медицинские услуги и образование из ЕНПФ.
На сегодня наименее защищённым с точки зрения достойного уровня жизни в пенсионном возрасте являются работники со средним и высоким доходом. В странах, которые считаются развитыми, средний класс составляет самую многочисленную группу населения, и именно эта группа ответственна за процветание и рост конкурентоспособности экономики.
Необходима новая полноценная программа по реформам в пенсионной системе. Необходимо публично обсудить экономически обоснованные расчёты, которые бы взаимно увязали развитие распределительной и накопительной пенсионной системы Казахстана.
Для успешного развития как распределительной, так и накопительной пенсионной системы необходимо резко усилить и ускорить борьбу с теневой экономикой и разобраться со статусом самозанятых. Охват работающего населения, делающего адекватные взносы в накопительную пенсионную систему, должен стремиться к 90%. Чтобы сделать это, в развитых странах есть один очень мощный инструмент – всеобщее декларирование как доходов, так и расходов.
Правительству необходимо постепенно снижать большой разрыв между населением с низкими доходами и средними доходами.