Прямой эфир Новости спорта

Тревоги чемоданчик

Фото с aviasales.ru
Фото с aviasales.ru
Прекращение деятельности туроператора Tengri Travelsystem - это не только испорченный отдых людей, которые уже находятся по путёвкам этой компании за рубежом – в Турции и других странах.

Это ещё и предстоящая нервотрёпка для тех отпускников, кто заплатил за будущие перелёты и отели, но по факту может не попасть на борт самолета и в номер отеля. Это огромные проблемы для турагентов, работавших с Tengri Travelsystem и теперь попадающих в "вилку": либо выполнить свои обязательства перед клиентами и поставить под вопрос само своё существование; либо действовать как им проще, но, по сути, лишить людей отдыха. В целом, это не просто шок для туристической индустрии, как назвали ситуацию накануне. Это сильнейший удар по ней, и не факт, что после второго подряд нокдауна турбизнес не загнётся. Потому что доверие со стороны клиентов близко к критической точке плюс не исключено, что нескольких партнёров Tengri Travelsystem утянет в пучину за собой, как похоронила четыре десятка турагентов приснопамятная "Гульнар-тур".

Я пишу эти строки на борту самолёта по маршруту Москва – Берлин. Авиабилеты куплены через сайт Bravofly при помощи агрегатора Skyscanner, размещение в столице Германии и других городах забронировано через сайты Booking и Airbnb, виза оформлена самостоятельно. Таких путешественников-"дикарей" с каждым годом становится всё больше. Это проще, это удобнее, это минимизирует вероятность обмана.

И тем не менее прогноз в стиле оператора Рачкова из фильма "Москва слезам не верит" - "Не будет ни турагентов, ни путевок, ни фирм-посредников – один Интернет и самостоятельные путешествия" - никак не сбывается. И при существующем положении дел вряд ли сбудется. Я сейчас не только и не столько о людях, которым проще заплатить кому-то, чтобы избавить себя от поиска билетов, номеров и заполнения анкеты на визу. Но есть целый пласт направлений, отдых по которым удобнее и дешевле именно при сотрудничестве с турфирмами. Речь о так называемом пакетном туризме в страны, предоставляющие систему All inclusive (в первую очередь, Турция, Египет), и перелётах, обслуживаемых чартерными рейсами. Частный клиент напрямую не получит от отеля такую цену, какую тот дает фирмам-партнёрам. Самостоятельно приобретённый перелёт, как правило, будет дороже, чем чартер, взятый у турфирмы даже без отеля, то есть с накруткой за неполный "пакет". По большому счёту, это и позволяет турбизнесу существовать. Даже автор данных строк, обладающий более чем десятилетним опытом самостоятельных путешествий, был вынужден трижды обращаться к турфирмам – потому что так получалось гораздо дешевле.

Но туристический бизнес в Казахстане не может считать себя неубиваемым Железным человеком. Сначала "Гульнар-тур", а теперь и Tengri Travelsystem нанесли по отрасли два мощных удара. И страшны не сами эти удары, а их последствия. Вернее, отсутствие этих последствий. По делу "Гульнар-тур" многие не получили ничего. А те, кто упорно судился, получили возмещение только… в этом марте.

Научила ли та ситуация чему-нибудь отвечающие за отрасль и контролирующие госорганы? Видимо, нет. Про создание гарантийного фонда на случай подобных форс-мажоров почему-то заговорили только сейчас. А уже поздно. И теперь непроигравших точно не будет. Пострадают либо рядовые турфирмы, либо рядовые туристы. Третьего, при нынешнем положении дел, не дано.

Тут нужно понимать, как всё устроено. Итак, есть туроператоры. Как, например, Tengri Travelsystem. Они не работают с физическими лицами, а только с турагентами, отелями и авиакомпаниями. С частными клиентами работают турагенты: они продают людям "пакеты" (перелёт, отель, какие-то допуслуги), заключают договоры и берут деньги. Деньги передаются туроператору, который оплачивает отели и чартеры авиакомпаниям. Формально физлицо с туроператором ни в каких отношениях не состоит. То есть, турагенты ответственны перед частными клиентами, а туроператор ответственен перед турагентами. Теперь представить, что произошло, не так уж сложно. Tengri Travelsystem собрал деньги с турагентов, в том числе по раннему бронированию, фактически ничего не оплатил (есть долги перед авиакомпаниями Scat и Air Astana, которые разорвали отношения с туроператором) и накрылся медным тазом. Люди, оплатившие путёвки, не могут иметь претензий к Tengri Travelsystem, потому что договоры у них с конкретными турагентами. Турагенты могут иметь претензии к туроператору, но с проблемной компании, как выясняется, нечего взять. Более того, у Travelsystem страховой договор с покрытием – внимание! – 19 млн 820 тыс. тенге. Избавлю вас от подсчётов – это что-то около 20 семейных "пакетов" на отдых, скажем, в Турции. Нужно ли говорить, что на это лето куплено гораздо больше путёвок?

С другой стороны, турагенты тоже имеют страховки. И вот тут начинается самое интересное. Накануне я разговаривал с одним знакомым турагентом, который сходил в свою страховую компанию, и ему там поведали логичные, но совершенно неутешительные вещи. Фактически, либо турагент, вкладывая свои деньги (взамен исчезнувших в неизвестном направлении благодаря Tengri Travelsystem) и заново оплачивая отели и перелёты своих клиентов, получает убытки, чей размер напрямую зависит от того, насколько успешно работала фирма; либо допускает невылет своих клиентов к месту отдыха, то есть позволяет наступить страховому случаю, чтобы можно было получить компенсацию от страховой компании. Понятное дело, что далеко не все турагенты элементарно смогут позволить себе собственными средствами избавить клиентов от испорченного отдыха. Таким образом, уровень доверия к турфирмам упадёт до отметки, близкой к нулю, и даже те, кто раньше предпочитал, чтобы за него всё делали, как за Вовку в Тридевятом царстве, начнёт задумываться о самостоятельном планировании отдыха – это лучше, чем потерять деньги.

Депутат Мажилиса Светлана Романовская, требовавшая в среду отставки министра Асета Исекешева, а в четверг дезавуировавшая своё заявление, вероятно, была излишне горяча. И тем не менее вопросы она задала логичные. Как вообще оказалась возможна такая ситуация при том, что прецедент уже был? Почему гарантийный фонд по примеру того, что существует для банковских депозитов, не был создан ещё после "Гульнар-тур"? Что за смехотворная сумма в 19 млн 820 тыс. тенге оказалась поставлена, как минимальное страховое покрытие для туроператоров, работающих с тысячами людей? (Tengri Travelsystem этой опцией "любезно" воспользовался) У меня нет ответа на эти вопросы, кроме, как мне кажется, логичного предположения, что если кто-то который год улетает за границу, прихватив чужие деньги, значит, это кому-нибудь нужно...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров