Прямой эфир Новости спорта

В Казахстане большинство бросает курить без внешней помощи

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com
Возникает вполне резонный вопрос об эффективности денег, выделяемых на борьбу с курением и пропаганду здорового образа жизни.

"Бросить курить легко, я делал это тысячу раз", – этой банальностью Марка Твена пестрит интернет, особенно если вы вобьёте в командную строку запрос, как именно расстаться с вредной привычкой. Более шестисот тысяч ответов выдаёт только в русском сегменте поисковик Google. Там и предложения помощи, и книги, статьи, курсы, личные печальные и не очень истории. Представьте себе, сколько публикаций о борьбе с табаком в мире в целом! Миллионы? Пожалуй, миллиарды. Мир активно борется с этой вредной привычкой.

Успешно или нет, сложно сказать. Статистика говорит, что да – количество курящих в мире сокращается, но насколько она репрезентативна? Всё и всех ли учитывает – это большой вопрос. Уверенно можно сказать одно: борьба с курением стала многомиллиардным бизнесом. Конечно, до показателей индустрии тут ещё далеко, но если учесть, что производство сигарет – всё-таки бизнес, который даёт налоги и рабочие места, а общественная деятельность никакой добавленной стоимости не формирует, только расходует деньги, полученные через гранты от того же государства, то возникает много вопросов, особенно в части эффективности мер и, конечно же, корректности цифр.

Сложно говорить за весь мир и, наверное, не стоит, у нас есть своя страна – Казахстан. А попытаться понять, что происходит на полях сражений с табаком у отечественных НПО как минимум интересно. В первую очередь, нужно отметить, что большинство организаций, включённых в борьбу за здоровый образ жизни, крайне закрытые. Даже последние законодательные инициативы, которые обязывают общественников раскрывать источники финансирования, подробно отчитываться о работе, формировать резюме о проведённых акциях с замерами эффективности для ознакомления с ними широких общественных масс, просто игнорируются. Вопросы, поставленные в лоб, не вызывают замешательства. Чаще всего активисты отвечают: "Мы отчитываемся только перед официальными органами, такими как акимат, министерства, ВОЗ". Иногда доходит до смешного: KPI – это такая оценка эффективности – высчитывается из того, сколько раз похвалили активистов во Всемирной организации здравоохранения. Речь идёт о движении "За Казахстан без табачного дыма". На последней пресс-конференции, представляя результаты за год, они именно так доказывают успех предпринимаемых усилий.  

При этом данные альтернативных опросов показывают, что локальная антитабачная компания провалилась. Общество не признает её эффективной, а продвигаемые общественными организациями меры считают бессмысленными. Исследовательская компания "Лаборатория проектов" ко дню всеобщего осуждения табака подготовила свой очередной опрос, и вот что получилось: 72% казахстанцев определили для себя, что меры по борьбе с курением можно считать неэффективными и формальными, а ещё год назад это было 70%.

Всего 5% респондентов считают любые изменения внешнего вида упаковки убедительной мерой для отказа от курения.

Удивительно, но именно эту меру активисты борьбы с табаком ранее считали самой действенной. Так, в апреле 2013 Джамиля Садыкова в интервью одной из провинциальных газет сказала, что "эта мера заставит больше миллиона казахстанцев расстаться с привычкой дымоглотства". Все аргументы против просто игнорировались на том основании, что они результат работы табачного лобби. То, что от рисования страшных комиксов на пачках никакого эффекта не будет, говорили и психологи. Они напоминали, что мозг благодаря особому своему устройству может не замечать непрямую опасность. Человек, увидев картинки, через незначительное время перестаёт описываемые последствия примерять на себя.

Так и произошло. Общественное мнение подтверждает выводы экспертов, сделанные три года назад. Но ужас в том, что табачные протестанты это понимали с самого начала. В одном из изданий без всяких исследований Джамиля Садыкова констатирует провал инициативы: "Мы уже выяснили, что устрашающие картинки, которые появились на пачках летом, мало помогают". Судя по всему, задача была шире изначально, но активисты боятся активного сопротивления. Значит, идти к цели нужно мелкими шагами.

Уговорить сначала общество печатать страшные картинки, нарисовать статистику о прогрессе и успехах борьбы и сказать, что до полной победы над миллионом курильщиков нахватает одного шага, – и вдруг обезличить и спрятать наработанный продукт. Причём всё это время вести шикарный образ жизни. Снимать дорогие офисы, ездить в заграничные турне на симпозиумы. Этакая форма паразитирования на фобиях, при этом можно открыто игнорировать данные, что 49% опрошенных вообще не замечают сокращения числа курящих в стране. Важно, как это видит для себя НПО.

Данные, полученные от ритейлеров, говорят только о незначительном сокращении продаж, а присутствие на рынках контрабанды и вовсе говорит о росте потребления.

К счастью, то, что всё это просто имитация бурной деятельности антитабачников, отчётливо понимают в обществе. Уже 40% граждан, согласно результатам опроса, отмечают, что деньги, выделяемые из бюджета на борьбу с курением, расходуются неэффективно и непрозрачно, что не только способствует сохранению числа курящих граждан, но и порождает вопросы о целевом использовании бюджетных средств. А ещё 26% уверены, что деньги налогоплательщиков нужно направлять на решение других, более насущных социальных вопросов.

Справедливость подобных утверждений свидетельствует тот факт, что 64% из ранее куривших бросили это занятие не прибегая к внешней помощи и уверены в том, что победить привычку можно лишь изменив качество жизни. В действенность запретов уже верят лишь 11% казахстанцев, тогда как ещё два года назад эта цифра была на уровне 27%. При этом в Казахстане функционирует 3587 школ здоровья, 252 центра укрепления здоровья, 101 антитабачный центр и 87 молодёжных центров. Представляете, сколько нужно денег, чтобы содержать всех этих "активистов"!

Так что возникает вполне резонный вопрос об эффективности денег, выделяемых на борьбу с курением и пропаганду здорового образа жизни. Общество говорит: нужны спорткомплексы, ДЮСШ и дворовые спортивные площадки, нужны деньги для оплаты миллионов часов ­ тренерам и покупки тысяч комплектов разной спортивной формы, – а что имеем мы? Невнятные плакаты, грамоты от ВОЗ, банкеты и фуршеты, тупые флешмобы.

Есть один способ начать бороться с курением по-настоящему – признать никотиноманию болезнью, но этого не сделают никогда. Потому что затраты на лечение будут колоссальны, а результаты легко измеримы. Тогда здоровый образ жизни придётся переводить из деклараций в реальную отрасль, а на это нужно куда больше денег, чем на строительство пантеона. 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров