Прямой эфир Новости спорта

О чём в своей речи не рассказал Бауыржан Байбек

Бауыржан Байбек провёл отчётную встречу с гражданами. Ну как с гражданами: полный зал чиновников и бюджетников – результат далеко не естественного отбора.

Задать же неудобные вопросы оказалось некому – таких традиционно не приглашают. Да и смысла нет – после яркой речи с красивыми анимированными слайдами трансляция пропала – значит, даже заготовленные вопросы не должны проникнуть в сеть. Только бесконечные аплодисменты и одобрительные кивки головой.

Сама речь акима строилась на антитезе: городские власти делают всё, чтобы алматинцам жилось хорошо, но горожане неблагодарные, постоянно сопротивляются и не могут оценить ни масштаб событий, ни их важность. Например, все разговоры о высоких ценах в магазинах сводились к чрезмерным накруткам у реализаторов. Вот в любимой Бауыржаном Кадыралиевичем Европе маржа маленькая, максимум 30%, а в Алматы некоторые торговые точки делают двойную, а иногда и тройную наценку – вот и выглядят ценники адовыми. К сожалению, история и речь акима не доносит до зрителя, какая коррупционная рента лежит в цене европейского ритейлера, а какая – у казахстанского. Нет места в этом рассказе инфляции, девальвации, стремительно растущим налогам, падению потребительского спроса, который не позволяет работать от оборота и прочих экономических причин, есть только жадность торгашей.

Аким пытался шутить, но юмор его больше похож на злой сарказм, нежели на стендап: "Мы шутя говорим, что это не вокзал, а базар с железнодорожными функциями "Алматы-2". И аэропорт также. Всё превращаем в базар". Почему в качестве насмешек он выбрал вокзалы, непонятно, ещё более непонятно его возмущение аэропортом. Он прекрасно осведомлён, кому принадлежат торговые точки и в воздушной гавани, и на железной дороге, и может напрямую адресовать вопросы владельцам, но предпочитает публично предъявлять претензии руководству аэропорта и вокзалов "Алматы-1" и "Алматы-2". О том, что это малое предпринимательство, во многом единственно доступное в бывшей столице, и в котором задействовано тысячи людей, аким не говорит. Собянинская чистка хороша в Москве, где есть работа. Да, киоски создавали некоторый дискомфорт, хотя платили налоги и трудоустраивали низкоквалифицированный контингент. Куда они пойдут сейчас, сложно понять.

Вообще, нападать на базары и рынки для акима Алматы странно. Исторически город и есть большая ярмарка, куда съезжались со всей российской империи. Базары спасли город яблок в перестройку, и сегодня Алматы жив только благодаря торговле. Никакой культурной и финансовой столицы не существует, есть город торгашей. Десятки тысяч задействованных и столько же паразитирующих. Более того, как и в случае с вокзалами и аэропортами, Бауыржан Кадыралиевич знает каждого из владельцев базаров лично. Те, кого он не знает и кого можно было убрать, давно исчезли с лица земли, ещё во времена его предшественника. Та же "Алтын Орда" или сеть "Барыс" – достаточно поднять трубку, но для этого нужна воля и политический вес. Кстати, только рынки, а не торговые центры, удерживают цены в городе от стремительного роста. Особенно ярмарки выходного дня.

На той же улице Жибек жолы, которая, по мнению Байбека, красива, но которую превратили в хлам, проходят самые богатые ярмарки, но явно не они раздражают градоначальника, ведь он не уточняет, какая именно часть улицы его не устраивает. Зато он приводит мнение неких мифических туристов, с которыми общался: "Алматы в этом плане – один из самых неприятных городов. Из-за этих базаров и непонятных заборов". Главный забор на Жибек Жолы – это магазин "Пассаж", который вырос среди домов, полностью перекрыв пешеходную зону от Фурманова до Кунаева. Дальше идёт Зелёный, который рынок и который обожают все интуристы за невероятный дух. И в том, и другом случае всё это можно снести, и телефон владельцев этих двух точек также хорошо знаком акиму. Но звонить он по ним явно не собирается.

О своём желании попасть на встречу с главой города сейчас в своих сетевых комментариях пишут десятки, а может, и сотни активистов. Вопросов к Байбеку – тысяча. Например, экология. По мнению градоначальника, который сослался на данные "Казгидромета", загрязнение атмосферы за последние четыре года сократилось чуть ли не на четверть. Возможно, велосипеды сделали жизнь в городе лучше и чище, дорожки масляной краской закатали, "велошеринг" запустили, и это только за пару лет. Дальше больше! Если бы только народ был более продвинутым, а то только и делает, что ездит на машинах и пьёт пиво.

"Надо меньше пить. Вот, говорят, Шымбулак – дорого. Почему-то за 1500 тенге пиво купить не дорого? Вечером никуда не попадёшь – везде занято, а на Шымбулаке прогуляться – денег жалко. Надо менять эту ментальность". Да, тут Байбек прав: пиво пить проще, – может, потому, что он и понятия не имеет, сколько стоит поехать в горы? Среднестатистическая семья из двух взрослых и двух детей потратит на один день катания от 30 до 75 тысяч тенге, в зависимости от дня недели, возраста детей и наличия или отсутствия амуниции. Для семейного бюджета куда проще напиться пива, нежели отдохнуть в алматинских горах.

Да и машина для алматинца не безделица. Общественный транспорт в удручающем состоянии, и добираться из ближайших пригородов и спальных районов в центр на автобусах и троллейбусах – тот ещё квест. Заходишь на конечной чистый и свежий, а дальше – как повезёт. Кстати, Байбек, говоря о транспорте, не коснулся метро, а значит, не смог отстоять бюджет на продолжение его строительства, и город так и останется с подземной каруселью.

На протяжении всего своего монолога градоначальник предлагал отходить от сложившейся практики то в образовании, то в медицине, то в бизнесе, то в отдыхе, всё время ссылаясь на европейские ценности. Но вот одна незадача. Мы, в отличие от акима, за границей не жили и этих ценностей ни разделить, ни понять не можем. Все эти "дуингбизнес", "собака друг человека" – словно из другой галактики. Всё, с чем сталкивается рядовой горожанин, – это желание ободрать его как липку каждый день, и не только в больницах. Алматы – единственный город, где на каждом перекрёстке стоят камеры слежения за тем, чтобы водитель, не дай бог, не пересёк некую воображаемую линию, за что ему положен штраф, который не позволит поехать семье отдыхать на Чимбулак месяца два. Бесконечные платные парковки, которые запрещены по статусу города, но разрешены защитниками народа – депутатами маслихата. Бизнес, который тиранят все, кому не лень. Постоянные поборы с родителей в школах. Грабежи и кражи, которые некому и незачем раскрывать. И коррупция вместе с лицемерием, которые разъедают город изнутри.

Поделиться:

Новости партнеров