Прямой эфир Новости спорта

Какая разница, какую ленту ты носишь в День Победы!

Фото с сайта fotostrana.ru
Фото с сайта fotostrana.ru
Нужно отказаться от массовых гуляний, организоуемых государством в этот день, и оставить его для поминания.

Все сценарии в жизни написаны, меняются только действующие лица и антураж. Так, кажется, говорят философы, когда хотят подчеркнуть вторичность всего происходящего вокруг. И правда, сценарий "Ромео и Джульетты" – чуть ли не самый распространённый в любовной литературе, а история Каина и Авеля легла в основу сотен романов – от "Али Бабы и 40 разбойников" до "Братьев Карамазовых".

Разворачивающаяся сейчас на постсоветском пространстве драма с ленточками Победы когда-то тоже уже была.

Вот, к примеру, Франция. Все помнят потрясающую фразу Портоса, героя романов Александра Дюма о приключениях молодого гасконца д’Артаньяна: "Почему я должен убивать гугенотов, всё преступление которых состоит в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поём на латыни?".

Это длинная история о протестантах, которые во Франции назывались гугенотами, и католиках, имевших при дворе королей особое, привилегированное положение. Гонения длились десятки лет, пока 3 апреля 1598 года Генрих IV не издал Нантский эдикт, предоставив протестантам свободу вероисповедания с некоторыми ограничениями и передав в их распоряжение несколько военных крепостей, в том числе Ла-Рошель и Монтобан. Так король положил конец религиозным войнам, опустошавшим Францию в XVI веке, и гражданской войне.

Кстати, в отличие от предыдущих таких же документов, написанных за тридцать лет до этого, Нантский эдикт был исполнен. За гугенотами сохранили все их гражданские права и пятьдесят одну крепость. Через некоторое время к соглашению о необходимости быть терпимыми присоединились и те города, что считались цитаделью католичества – Париж, Ренн, Руан.

Потом мир нарушил тот самый Людовик ХIII, при дворе которого служили мушкетёры, и во времена которого происходили столь ярко написанные и безусловно придуманные любовные перипетии восемнадцатилетнего дебютанта королевских войск, жены галантерейщика, кардинала Ришелье и, конечно, протестанта лорда Бэкингема и французской королевы Анны. Сюжет ловко вплетен в реальные исторические события, ведь Ла-Рошель – одна из полсотни крепостей, переданных французским протестантам Генрихом IV, которые впоследствии решено было вернуть в лоно католической церкви. Гонения так и продолжались, вплоть до Французской революции. В конечном итоге Франция пришла к тому, что стала многоконфессиональной страной, где религиозные взгляды никого не волнуют, и о них просто не принято говорить.

В России вопрос религиозной символики тоже имел определяющее значение, причём примерно в то же время, что и во Франции, в XVII веке. Водораздел прошёл по способу креститься – двумя или тремя пальцами, и хоть на самом деле проблема была куда глубже: в противостоянии, так скажем, "гражданских" и "духовных" за право управлять страной, но определённо символы имели значения. Произошёл глубочайший раскол в обществе, который в конечном итоге привёл к сегрегации части населения. Открытых конфликтов, правда, не было, "нововеров" активно поддерживал царь, а те, кто предпочитал креститься двумя пальцами, не вступали в конфронтацию, не затевали гражданской войны, а отступали на окраины зарождавшейся империи, отъединяясь от цивилизации. До сих пор в русской глубинке сохранились те, кто исповедует религию, пришедшую из Константинополя, но для официальной Православной церкви они отступники.

Вопрос о ленточках – того же порядка, что и те, на каком языке молиться или сколько пальцев и как нужно складывать.

Вопрос о символах, а не о сути. Суть в данном случае никакого значения не имеет. Всё перешло на уровень эмоций, на уровень "с нами" или "нет", "веришь" или "не веришь". Попытки найти исторические параллели с теми или иными событиями тщетны и приводят к ещё большей путанице. В конечном итоге вместо осмысления – камлания вокруг факелов и вечных огней, вместо фактов реальной истории – пропагандистские листки. Кого из сторонников того или иного цвета ленты интересует прошедшая война? Кто помнит, кто знает, кто понимает трагедию, развернувшуюся в Европе в первой половине двадцатого века? Кто задаётся вопросом: почему так произошло? Можно ли по-настоящему считать, что было две мировых войны или всё же это была одна большая, цивилизационная война за умы и чаяния человечества? Почему в результате одна часть мира двинулась вперёд, а другая осталась во мраке невежества, и это самое невежество победило даже тогда, когда стремление к благам цивилизации стало выше страха?

Какая разница, как ты держишь пальцы или на каком языке говоришь, обращаясь к Богу – важно, ощущаешь ли ты его! Какая разница, какую ленту ты носишь в День Победы, если ты чётко понимаешь, что значила эта Победа и какую цену пришлось за неё заплатить!

Цвет ленты – это такой же вопрос веры, ни больше ни меньше. Это ритуал. Принадлежность к некоей группе, в конечном итоге, повод для размежевания, а ведь деды на самом деле воевали за сохранение мира, советского мира, и представлений о нём. За Сталина, главнокомандующего и олицетворение российского тоталитаризма, в котором нет места разноголосию, где все "за", все строем, и кто не с нами, тот враг и предатель и тот против нас.

Три ленты: красная, георгиевская и синяя с национальными узорами. За ними потерялась человеческая история.

Запертая внучкой 91-летняя бабушка-ветеран умерла 9 мая, пролежав три дня под дверью без еды и воды. Случилось это в городе Волхов Ленинградской области. Говорят, в двери торчали две открытки, посланные чиновниками. Но разве не это же происходит ежедневно у нас в стране? Есть "Бессмертный полк" с портретами, со скорбными лицами давно ушедших, а есть "Забытый полк", о котором мы вспоминаем только в канун главного праздника "Церкви 9 мая". Им, последним участникам тех великих сражений, не дают лучших условий, не отправляют путешествовать или лечиться за границей, их, словно хоругвь, вытаскивают на один день из тёмного одиночества, одаривают цветами, используют для фотографий и снова забывают, до следующего святого дня.

Война превратилась из великой трагедии в повод для великого фарса. Вместо науки оказалась темой для базарных дискуссий. Вместо поминания миллионов погибших  – стала поводом для песен и плясок. Вместо памяти – превратилась в памятки. Целые народы стали заложником этого бессмысленного шабаша, как та бабуля, запертая на ключ собственной 40-летней внучкой-алкоголичкой, три дня пролежавшая под дверью в коридоре, совершенно голой, не способной нормально шевелиться, голодной, потому что в доме не было ни еды, ни воды.

Прав наш Президент, что не стал устраивать парад в этом году, сказав, что военные шествия должны проходить по особым датам. Нужно вообще отказаться от массовых гуляний, организованных государством в этот день, и оставить его для поминания. В конце концов, были и другие великие победы о которых стоит помнить – как в России, так и в Казахстане. Нужно прекращать жить прошлым, ведь не зря говорят, что кичится старыми победами тот, кому нечем похвастаться сегодня.

Поделиться:

Новости партнеров