Прямой эфир Новости спорта

Велосипед в Алматы: смертельный номер!

Фото Андрея Михайлова
Фото Андрея Михайлова
По статистике, число велосипедистов, чья езда по улицам южной столицы заканчивается для них смертельным исходом, с каждым годом увеличивается вдвое.

И это неудивительно - немногие мегаполисы мира столь же коварны по отношению к велосипедистам и неудобны для езды на велосипеде, как Алматы. И тому есть свои объяснения.

Начну, как привычно, с географии. Уникальной географии огромного поселения, амфитеатром сползающего с подножий горного хребта Заилийского Алатау к Илийской равнине. Благодаря такому  своеобразию рельефа в нашем городе имеются улицы с перепадом высот в 1000 метров и более.  Что применительно к велодвижению, с одной стороны,  заставляет изрядно потеть, накручивая педали "вверх", а с другой, скатываясь вниз, позволяет разгоняться до скоростей, сравнимых с автомобильными.

Яркий пример: одна из любимых трасс для велопрогулок и велоподвигов алматинцев – проспект Достык. Едва ли не каждый, кто обзавёлся железным конём (в магазине или пункте проката), носит в себе мечту о поездке на Медео. И вот однажды утром, решив, что дозрел, что сегодня или никогда, начинающий велосипедист решается на героический рывок. Правда, для большинства новичков "дорога на Медео" заканчивается где-нибудь в районе Берёзовой рощи – ошеломлённым взглядом, струями пота, высунутым языком, утратой веры в свои силы и еле двигающимися свинцовыми ногами. Но, в принципе, имея какую-то спортивную подготовку можно и с первого раза "дотелепаться" до высокогорного катка. Чтобы дальше – испытать вожделенное наслаждение потрясающим полётом под гору! Однако долгожданный спуск, особенно для начинающих велосипедистов, может стать не просто испытанием, а ещё и огромным риском для жизни. Познав эйфорию первых моментов этого "свободного падения", трудно сохранять самообладание и слышать разум! Если не тормозить (просто – не тормозить!), то скорость на некоторых участках всё равно будет достигать 50 км/час и выше! А при такой скорости даже простое падение (наскочил на камешек, шарахнулся от собаки, не справился с управлением) наверняка обернётся тяжелейшей травмой. Не исключено, что и черепно-мозговой – черепа и мозги начинающих велосипедистов не всегда доживают до осознания необходимости ношения шлема.  

В принципе, подобное бонусное ускорение характерно для подавляющего большинства алматинских улиц, идущих сверху вниз. И даже при 20 километрах в час, на переполненной автомобилями проезжей части или на забитом людьми тротуаре велосипедист – источник перманентной опасности. Для себя и других.

И здесь следует остановиться ещё на одном важном моменте, позволяющем понять непростую ситуацию с велосипедами в Алматы. Квалификации самих велосипедистов. Воспринятый буквально призыв "Все на велосипеды" вкупе с нынешней доступностью двухколёсных машин привёл к тому, что на наших улицах с каждым годом растёт количество "ездунов", которые чувствуют себя в седле отнюдь не как в своей тарелке.

В обществе, ещё с советских времён, сложилось предвзятое отношение к велосипеду, как к чему-то несерьёзному, какой-то игрушке, которая сопровождает жизнь с того момента, как человек встаёт на ноги. Когда-то, собственно, так оно и было – велосипед, сначала трёхколёсный драндулет с педалями на переднем колесе, потом – двухколёсный, "Школьник", "Орлёнок", "Турист" (для горожан) и "Дорожный" (для сельчан), сопровождал жизнь практически каждого нормального гражданина СССР. По крайней мере, среди моих сверстников не наблюдалось таких, кто не сумел бы оседлать двухколёсного коня в качестве средства развлечения и передвижения. Потому наше отношение к велосипедам было свойское...

Быстро минувшие времена породили целые поколения тех, для кого такое отношение стало ничем не подкреплённым реликтом. Однако садясь впервые в седло уже даже в достаточно зрелом возрасте, люди по инерции продолжают относиться к велосипеду, как к чему-то детско-несерьёзному. Не требующему каких-то особых навыков и умений. Чем можно овладеть запросто, научиться походя. (А можно и вовсе не учиться.) В реальности всё не так, и прозрение в отношении своих реальных возможностей часто приходит слишком поздно.

Теперь ещё про один момент, важный для понимания настораживающей статистики ДТП с участием велосипедистов в южной столице.

Велосфера мегаполиса, усиленно создаваемая в последние годы, как некий городской бренд, во многом искусственно, стараниями тех, кто, скорее всего, "хотел как лучше", ныне стремительно перерождается из элемента здорового образа жизни  в своеобразную тусовку.

В ней появилось множество совсем уже случайных людей. Спортивно-экологичная составляющая всё больше пасует перед обычными (и привычными для нас) понтами. Любовь к велосипеду подменяется любовью к себе на велосипеде. Мода становится всё более сильным аргументом для тех, кто выбирает "здоровый образ жизни" (первым делом приобретая самые дорогие велосипеды и эксклюзивные костюмы велобайкеров), дабы покрасоваться и выделиться и тут. Я вижу, как борзенькие и чистенькие мальчонки из хороших семей, чтобы зазря не потеть, загружают свои байки в автобусы до Медео, а потом летят оттуда сломя головы вниз, упиваясь своей значимостью и распугивая мамаш, прогуливающих по терренкуру своих детёнышей. Снимая (а как без этого?) свои героические рейды на парочку экшен-камер, прикреплённых на руле и шлеме.

…О том, что качественный состав велосипедного братства Алматы сильно изменился в последние годы (не в лучшую сторону),  говорят многие классики жанра. О том, что на улицах появилось маловменяемая масса случайных велосипедистов, говорят многие горожане. О том, что мегаполис вообще не приспособлен к такому велосипедному буму, – говорит статистика ДТП.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров