Мешанина информации из разных источников, где оперируют миллионами посещений (встречается цифра даже в 4,5 млн!) у меня лично доверия не вызывает. В узких кругах среди специалистов фигурируют показатели гораздо скромнее – в пределах 100 тысяч. Откуда такой разброс? От несовпадения выдуманного и реального. А в общем, всё дело в том, кого считать туристом…

…Каждый год Венецию (небольшой городок, с населением меньше, чем в Кызылорде) посещает 16-18 миллионов туристов. И эта цифра, и статус приезжих в этом случае почему-то ни у кого не вызывают сомнения.

Как я уже писал, Казахстан, несмотря на повсеместно царящую эйфорию, страна некомфортная и сложная для массового въездного туризма. То, чего не имеют права замечать озадаченные чиновники, чему без сомнений радуются юные журналисточки и чего не способны осознавать распропагандированные пользователи, хорошо видно всякому мало-мальски грамотному специалисту. И пока чиновники бодро рапортуют о всенепременных успехах повсеместного развития туризма, специалисты (огромное количество которых навыпускали за последние годы наши вузы), морщат лбы, чешут затылки и думают. Думают, чем бы действительно можно было переманить и перенаправить в Казахстан потоки праздношатающихся землян, отваженных геополитическими игрищами от насиженных мест отдыха в Тунисе, Египте, Сирии, Турции и пр. Действительно – чем?

Обессиленный в ходе экономических неурядиц тенге и внутреннее спокойствие – это, конечно, хорошо для приезжих с долларами, евро, иенами и юанями ценителей безопасного отдыха. Это первый аргумент в пользу того, что к нам ехать можно. Но не единственный. Немаловажный плюс ещё и в том, что для мирового туристического сообщества наша Республика – "терра" не только неизвестная, но и нехоженая.

Однако главный вопрос возникает далее. Ехать можно. Но нужно ли? Вот тут-то и возникает закавыка. Выясняется, что у нас абсолютно отсутствуют пляжи, необходимые для ординарного массового отдыха (не на Капчагай же возить интуристов). Что все наши достопримечательности разделены солидными расстояниями (а дороги, несмотря ни на что, продолжают желать...). Что сервис хромает (невзирая на изобилие дипломированных специалистов). Что достойные гостиницы по-прежнему немногочисленны и до́роги (даже в пересчёте на доллары).

Да, в последнее время некоторые сдвиги в лучшую сторону наметились. Но интуристов привлекают не намерениями и сдвигами. А конкретикой и обилием вариантов.

Массовый интурист в Казахстан не пойдёт однозначно! Потому что он уже приучен к другому: жить рядом с тёплым морем, иметь возможность каждый день выезжать на увлекательные, но ненавязчивые экскурсии по достопримечательностям, азартно заниматься выгодным шопингом. Казахстан такой возможности дать не способен в силу объективных причин и субъективных особенностей.

И что же? Туризм – наша несбыточная мечта? Мы неинтересны окружающим? Нет! Нет в мире стран совсем неинтересных. А обширному Казахстану несомненно есть что показать и чем похвастаться. И развивать туризм – одну из самых выгодных отраслей мирового бизнеса – можно и важно. Можно, если обладать бизнес-мечтами, выходящие за рамки нашего привычного делового модуля а ля "срубить бабки по-быстрому". И важно…

Важно осознавать своё истинное (а не придуманное) место в мировой туристической индустрии. Гнаться не за количеством, а за качеством. Терпеливо прикармливать перекормленных гурманов. Предлагать перекормленным нечто такое, от чего им трудно будет отказаться.

Если мы действительно хотим найти своё место у общего казана, то обязаны представлять всю сложность предприятия, в котором намерены преуспеть. Тут с кондачка не получится. Капиталы капиталами, они важны в любом бизнесе, но в случае Казахстана не менее важен грамотный и творческий подход к разработке таких оригинальных маршрутов, туров и вариантов, которые смогли бы восполнить туристам запланированные проблемы и заставили бы пропустить все незапланированные неприятности.

Итак. Кто же должен заниматься всем этим? Грамотные и понимающие суть проблемы специалисты, во-первых. А во-вторых, не ждущие моментального обогащения бизнесмены (не многовато ли для нас?).

Но и это не всё. Очень важно ещё понять, кто этим заниматься не должен. Необходимо максимально дистанцировать от развития туризма на местах местных чиновников. Не должны чиновники управлять процессами, в которых административный ресурс очень легко трансформируется в коррупционную схему. Но даже не это главное. Призывая развивать туризм на местах, вы даёте местной бюрократии нереальные планы. И получаете ожидаемый результат. Весьма далёкий от действительности. Чиновник своё возьмёт. И даже с кем нужно поделится. И статистику получит впечатляющую. Но станет ли при этом развиваться туризм?..

Да, Казахстан не та страна, куда, едва прослышав про то, что мы объявили себя великой туристической державой, валом повалят со всех сторон мирные народы, жаждущие массового отдыха. Тут, дома, мы вообще-то сильно переоцениваем свою мировую популярность и всемерную известность. Для подавляющего числа землян, проживающих в дальнем зарубежье, Казахстан вообще неизвестен (самые продвинутые что-то слышали, но навязчиво смешивают нас то с Узбекистаном, то с Азербайджаном). И эта экзотичность, быть может, наш главный козырь в сложной конкурентной борьбе (почти войне!), в которую мы ввязались. Борьбе за право достойно принимать гостей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter