Прямой эфир Новости спорта

Как пройти в библиотеку? По ссылке!

Фото автора
Фото автора
Может быть, кто-то ещё не забыл шум, поднятый "озабоченной общественностью" несколько лет назад вокруг закрытия одной из самых старых юношеских библиотек Алматы

Операция по её "всенародному спасению" сильно смахивала на знаменитую "Операцию Ы".  Распродажу фондов в связи с ликвидацией тогда прекратили под напором неожиданного внимания. И вроде даже объявили, что нашёлся импульсивный меценат, готовый вложиться в оставшееся. И что? А ничего.

Потому что, как ни прискорбно это для кого-то прозвучит, время библиотек закончилось…

Когда-то Советский Союз считался самой читающей страной в мире. И это не было простой пропагандой. Страсть к чтению культивировалась в обществе и всячески поощрялось государством. Издательства в СССР выпускали авторов миллионными тиражами. Но при этом книга как товар во все периоды существования Союза оставалась предметом дефицита. Особенно – хорошая книга. Как тут не вспомнить знаменитую "макулатурную компанию", когда народ массово менял количество на качество - сдавал стопки газеты "Правда" и связки фолиантов издательства политической литературы, чтобы получить тома Дрюона, Дюма, Лажечникова или Пикуля? Или - приказавшую долго жить систему "Подписных изданий", с очередями и счастьем обладания, которым могут позавидовать любые нынешние айфономаны?


Страсть к чтению культивировалась в обществе и всячески поощрялось государством

Фото автора
Страсть к чтению культивировалась в обществе и всячески поощрялось государством

А что было делать, когда книжные полки считались не только обязательной принадлежностью интерьера всякого нормального дома, но и признаком состоявшейся жизни? Как ни дико это может кому-то показаться, но в шкале ценностей советского времени книга, пожалуй, опережала даже  банку растворимого кофе и палку сервелата. Мало кто помнит, что на заре своей эволюции даже интеллектуалы всенародно смотримой программы "Что? Где? Когда?" играли вовсе не на деньги. На книги.

Этот  апофеоз книжности, свидетелем которого были живущие ещё  ныне казахстанцы старшего поколения – стал следствием эпохальной работы по борьбе с безграмотностью, развёрнутой в Советском Союзе повсеместно. Сейчас почему-то в Республике тихо стыдятся того изумительного взлёта истории, когда к концу 30-х годов в Казахстане появилась совершенно новая реальность. Из трёх живших тогда поколений одно (деды) было почти полностью безграмотным, второе (отцы) – грамотным лишь отчасти, а третье (дети) – грамотным абсолютно! Советскую идеологию можно обвинять во многих грехах. Но вот то, что все граждане страны были приобщены к реальному получению знаний и получили доступ к образованию (в том числе, и высшему) – это данность, от которой никуда не денешься.  

И не последнюю роль в этом процессе играли библиотеки. Особенно с самого начала. Сеть библиотек покрывала города и охватывала все, даже самые отдалённые посёлки. Но причиной тому послужила тогда вовсе не страсть людей к чтению (её ещё не было), а …  элементарная бытовая неустроенность горожан! 

Стоит вспомнить, что прорывными в  библиотечном деле в СССР стали 30-е годы прошлого столетия. Чему содействовали вполне объективные условия тогдашней жизни строителей социализма. А вернее, отсутствие маломальских условий. Бытовая бесприютность и острейший жилищный кризис в какой-то момент стали практически неодолимым препятствием для претворения в жизнь идеологических установок на создание тотально образованного общества.

Этот кризис очень хорошо просматривается на примере  Алма-Аты. В те годы город лишь недавно принял столичный статус. А вместе с ним получил полубездомные толпы новых горожан. "Вследствие квартирного кризиса гор. Алма-Ата создана невозможность для многих детей готовить уроки дома, что сказывается на их успеваемости в школе", - констатировал горсовет.

Вот тогда-то и было решено "ввиду ужасных квартирных условий" повсеместно создавать читальни, где "дети смогут готовить уроки и найти разумное использование своего досуга". Действительно в 1930 году в Алма-Ате числилось 13 000 школьников, а библиотечных мощностей того времени хватало лишь на 20% этой оравы. Отмашку дали, и дело пошло бойко.

К 1982 году в одной только Алма-Ате функционировало 425 библиотек – в том числе, 18 детских и 136 школьных. (Для сведения, в то же время в городе существовало  всего 15 ресторанов и 47 кафе.)

А 20 000  библиотек, работавших тогда по всей Республике, располагали 200 миллионами единиц хранения. И не просто располагали – ежегодно выдавали все эти 200 миллионов "единиц" 10,5 миллионам своих читателей. 

А потом появился Интернет, электронные носители и глобальная переориентация общества на иные способы получения информации и другие ценности. Публичные библиотеки начали массово реорганизовывать и упразднять, расчищая площади под иные публичные заведения. Общее их количество в республике за 10 лет сократилось почти в 10 раз. А те читальни, что остались, начали для оправдания своего существования и привлечения клиентов массово закупать компьютеры и лукаво привлекать в пропахшие книжной пылью залы юных геймеров.


Общее количество библиотек в республике за 10 лет сократилось почти в 10 раз

Фото автора
Общее количество библиотек в республике за 10 лет сократилось почти в 10 раз

И этот процесс, как ни болезнен он для вымирающих поколений книгочеев, нужно признать объективным. И Казахстан тут идёт в ногу со всей остальной "читающей планетой". Да, альтернатив чтению нет. (Даже если брать такой архиважный для образованного Запада жанр как комиксы.) А вот альтернативы библиотекам - есть. И не стоит спрашивать впустую. Тот, у кого целое книгохранилище вмещается в одном планшете, никогда уже не ответит на простой вопрос: "Как пройти в библиотеку?"...

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров