На прошлой неделе была вынесена на интернет-обсуждение Концепция к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций". Я посмотрел эту концепция и считаю, что она является существенным позитивным сдвигом в области построения отечественного информационного пространства и по ней можно сделать некоторые выводы о направлении работы Министерства информации и коммуникаций.

В концепции значительное внимание уделено вопросам собственно взаимодействия в области информации и информационного поля. Техническая часть осталась весьма объёмной, но, наконец, помимо технической части, помимо развития инфраструктуры информационного поля, в ней затрагиваются и правила игры в этом поле. Собственно то, чего, по моему мнению, и не хватало в предыдущие годы.

Озвученное понимание проблем отражает системный подход к регулированию информационного пространства и демонстрирует конструктивность министерства во взаимодействии со СМИ. Я считаю, что подход, основанный на принципе "Прежде чем объединиться, нам нужно решительно размежеваться" является наиболее правильным в любых отношениях, ведь эффективность взаимодействия основана на чётком понимании границ, зон ответственности, правил и принципов.

С этой точки зрения, значительная "информационная часть" сформулирована именно вокруг таких тем. С одной стороны, есть инициативные предложения по либерализации для СМИ: например, облегчение нагрузки, расширение перечня рекламируемых товаров, ослабление требований по запросам для оперативности. С другой стороны, есть и ужесточения правил для СМИ в части разглашения персональных данных, защиты прав несовершеннолетних, прав потребителей (регулирование рекламного времени, ограничение по рекламному контенту во времени и для аудиторий).

Концепция не ограничивается только взаимоотношениями СМИ и государства, но и погружается в более глубокий уровни, затрагивая и новых участников рынка – блогеров, журналистов – фрилансеров, лиц государственного и квазигосударственного сектора, ответственных за работу со СМИ.

Замечательным в концепции является то, что в она действительно сформулирована как документ для обсуждения, в ней скорее обозначены текущие проблемы, требующие урегулирования и артикулированы планируемые идеологические подходы. Концепция сделана в открытом формате, приглашающем к диалогу, обсуждению, что уже само по себе подталкивает профессиональное сообщество к структурированию, в значительной степени провоцирует саморегулирование.

Понятно, что вопросы идеологического содержания нашего информационного пространства требуют гораздо большей проработки и, скорее всего, не будут да и не должны обсуждаться в нём. Тем не менее даже предлагаемые правила игры уже сами по себе формируют это пространство. Процитирую себя же (декабрь 2015 года) "Информационное пространство – это структура: набор ценностей, идей и информации, которые волнуют общество, сформулированное отношение к этим темам (негативное, позитивное, нейтральное)". И похоже, что Министерство информации и коммуникаций начало выстраивать эту структуру с основ – заново прописывая или пересматривая правила, переопределяя игроков, их роль, требования к ним, причём со всех сторон – от формальных СМИ до государственных органов. И это радует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter