Прямой эфир Новости спорта

Общественное мнение в Казахстане похоже на лоскутное одеяло

Если господствующее убеждение, что красный цвет – хороший цвет, то любая дискуссия сведётся к обсуждению вопроса: "Насколько хорош красный цвет?"

В продолжение тезисов об информационном пространстве хочу поговорить о клетках мышления. Свободный разум человеческий далеко не свободен, он движется по колеям проложенных причинно-следственных связей, базируется на определённых убеждениях, он не работает в вакууме. Поступающая информация преломляется через эти убеждения, мы ищем и находим доказательства и обоснования их. Процессы анализа и переработки информации слишком энергозатратны и сложны, поэтому мозг формирует шаблоны и стереотипы.

Так работает мозг, и это нормально – это часть эволюции и часть естественного отбора. Единственное отличие между людьми состоит в том, что кто-то отдаёт себе отчёт в том, какие убеждения лежат в основе его восприятия мира и готов к тому, что эти убеждения не являются абсолютной истиной, а кто-то не отдаёт себе в этом отчёта. Большинство людей не осознаёт источники своих убеждений, и многие из них очень умные и образованные люди. Это важно. Образование и интеллект часто играют злую шутку, создавая иллюзию, что знания являются страховкой от заблуждений и уводят человека через череду поступков, размышлений и заключений в альтернативную реальность.

На практике это выглядит примерно следующим образом (в общем-то, многим такая техника знакома). В публичном разговоре высказывается некая идея, противоречащая точке зрения собеседника, собеседник начинает её яростно опровергать. Удивительно, что вполне умные и образованные люди начинают при этом опровергать и то, чего не было сказано, создаётся впечатление, что они вступают в диалог с невидимым собеседником. Звучат доказательства того, что не обсуждалось, притягиваются теории, которые не относятся к теме разговора, эффектно опровергаются невыдвинутые аргументы. Думаю, многим такая картина знакома. Таких людей в часто называют зомбированными, причём каждый считает себя полностью адекватным, а именно оппонента – зомбированным.

Но "зомбированность" является всего лишь ярким проявлением власти неявных убеждений над мышлением человека. Когда нет серьёзных противоречий, люди спокойно продолжают взаимодействовать, избегая столкновений, при этом ежедневно и постоянно выбирая поступки в соответствии с убеждениями. Но в критические моменты раскол может быть крайне сильным, и это важно понимать, не обольщаясь внешним спокойствием. Потоки информации сегодня невозможно контролировать, в условиях открытого общества информация любого рода легко доступна, и каждый человек имеет возможность выбора источников информации.

Тонкость заключается в том, что сам выбор – и источников информации, и отношения к ней – определяется убеждениями. И в новом современном мире информационное пространство создаётся для формирования убеждений. Это другой, более сложный уровень работы. Фокус государственной политики смещается на выстраивание системы ценностей, а всё остальное достраивается само. Умные и образованные люди, проникнувшись соответствующими убеждениями, начинают сами нести свет идеи в массы, пропагандируя, сталкиваясь с оппонентами на всех фронтах – в курилках, в соцсетях, в различных СМИ. Это приводит к тому, что альтернативные идеи либо маргинализируются, либо встраиваются в нужный формат.

Приведу пример встраивания в нужный формат. Если сформировать сильное господствующее убеждение, что красный цвет – хороший цвет, то в итоге любая дискуссия о преимуществе различных цветов сведётся к обсуждению вопроса: "Насколько хорош красный цвет?".

Выстраивание убеждений и системы ценностей является кропотливой, тотальной и постоянной работой в информационном пространстве, само формирование информационного пространства является частью такой работы.

Пропаганда и идеологически правильное вещание государственных каналов не является формированием информационного пространства, это завершающие этапы, это мобилизация уже построенного общественного мнения, концентрация сформированных убеждений для информационной войны.

В западных, объективно более продвинутых с точки зрения технологий манипуляции общественным сознанием обществах работа давно сместилась на уровень убеждений. Именно поэтому главной ценностью является свобода доступа к информации. Развивающиеся страны слабее в манипулятивных техниках, и свобода доступа к информации приводит к серьёзному преимуществу более опытных манипуляторов. Естественной и простой защитой развивающихся государств часто становится ограничение доступа к информации, что ведёт к закрытости. Тем не менее, понимание принципа работы и важности информационного поля приводит к тому, что развивающиеся страны быстро совершенствуются.

Мне кажется, что проблемы информационного поля страны произрастают от непонимания масштабов и серьёзности влияния убеждений на политику, экономику и внутреннюю стабильность. У всех на слуху арабские вёсны, цветные революции, роль соцсетей и потоков информации в них. Но очень мало людей обращает внимание, что это завершающие, явные стадии длительной и кропотливой, незаметной и последовательной работы по формированию убеждений. Если завтра в соцсетях начнутся призывы к коммунистическому перевороту в какой-то стране, то вряд ли мы увидим сколько-нибудь значимые выступления, если вообще увидим какие-то. Очевидно, что пока нет подготовленной почвы, никакие семена не взойдут.

В Казахстане существует серьёзный провал в этом вопросе, и это является главной болевой точкой. Мы видим только агитационные плакаты, выдержанное вещание в государственных СМИ, ситуативные информационно-пропагандистские кампании типа "борьба с коррупцией", "покупай казахстанское", "индустриально-инновационное развитие". Это всё элементы пропаганды – это не работа с информационным пространством, это не формирование убеждений.

Вернёмся к клеткам мышления. Раз государство централизованно не формирует стереотипы поведения и шаблоны, то они формируются не государством, потому что, как говорилось выше, они всё равно формируются, и иначе быть не может. Они формируются исламом, националистическими идеями, российскими, западными, китайскими ценностями, сектами. В результате казахстанское общественное мнение становится похожим на лоскутное одеяло, и проблемы нарастают.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров