В связи с заявлением и указанием Президента о том, что не надо выдумывать велосипед, хочу снова вернуться к вопросам экономической политики страны, иными словами, поговорить о том, почему у нас не получается развитие обрабатывающей промышленности.

Развитие это не получается потому, что вся текущие подходы к экономике страны основаны на поиске "уникального продукта, который волшебным образом сам себя будет продавать". Все программы построены на этом – "прорывные технологии", "инновации", "стартапы", "лидеры, кластеры, национальные чемпионы", государственная программа, инновационно-индустриальная программа. Такой подход не работает и никогда не будет работать, потому что в современном мире уникального продукта, который продаст себя сам, нет и не будет. Продукт продаётся, становится успешным, если он завоевал рынок, а рынок захватывается через торговлю, маркетинг и продвижение.

В Чили есть государственный или окологосударственный фонд, ставящий себе целью продвижение чилийских вин. В его стратегиях и ключевых показателях стоит получение определённой доли рынка в определённом рыночном сегменте по разным странам, насколько я знаю, у них есть даже стратегия по рынку Казахстана. Эти вина – один из самых высококонкурентных сегментов, и Чили – одна из самых дальних стран для Казахстана.

Недавно я был информационном мероприятии, устроенном "Группой продвижения цитрусовых". Эта группа была создана по инициативе Министерства экономики Турции и основной целью ставит "позиционирование турецких цитрусовых за рубежом в качестве турецкого бренда", мероприятие проводилось при участии консула для бизнес-сообщества и наших СМИ. Это только цитрусовые и отдельная группа, продвигающая их по всему миру.

В России экспорт продукции сельского хозяйства превзошел объёмы экспорта вооружения.

Я специально привёл примеры самой древней отрасли – сельского хозяйства, чтобы показать, что успех отраслей и экономики в целом состоит не поиске супер-уникального продукта, а в планомерной торговой политике, продвижении, работе на рынках.

В нашей государственной политике часто звучит, что мы привлекаем транснациональные компании, потому что у них есть рынки сбыта, боремся за инновации и технологические прорывы – остриё борьбы в современном мире, а это, собственно, и есть рынки сбыта, торговые технологии – главными сегодня являются торговые войны. Непонимание этого факта и создаёт искривления в экономической политике, не даёт развиваться стране.

Политика должна строиться от вопросов торговли, продвижения собственных товаров внутри страны и на внешних рынках и сопротивления чужим товарам. А это означает, что необходимо развивать региональные политики, межрегиональное сотрудничество, потому что именно там происходит основная миграция товарных, инвестиционных и человеческих потоков. Люди и бизнес сравнивают не Астану с Москвой, Пекином, Ташкентом или Бишкеком. Тот самый МСБ, который считается у нас основой экономики, сравнивает Атырау с Астраханью, Шымкент с Ташкентом, Тараз, Алматы с Бишкеком и Урумчи, Уральск с Оренбургом. Вот реальное экономическое взаимодействие МСБ, и без активных региональных, местных политик в этих взаимодействиях мы будем проигрывать.

В Казахстане до сих пор при всей многолетней практике существования институтов развития вопросы экспорта разбросаны не только между различными ведомствами. Так, даже по единственной компании по продвижению экспорта разгорелись дискуссии между НПП и министерством. Страна вошла в ЕАЭС, в общий евразийский рынок, и этот процесс проходил под руководством министра без портфеля – министр по интеграции был, но никакого аппарата у него не было. Без чёткой и последовательной политики в области торговли, в области продвижения экспорта бессмысленно говорить о развитии экономики. Можно всю страну застроить заводами, но они ничего не смогут продать, не потому что они плохие, а потому что сегодня в мире важнейшей из технологий является технология продаж, маркетинга, позиционирования товара, бренда – в общем, технология торговли.

Говорить о каких-то надеждах на серьёзный и стабильный экономический рост в стране можно только после изменения парадигмы мышления. Очень рад, что, похоже, эти изменения наступили. А эти изменения неизбежно должны отразиться на структуре Правительства в виде формирования Министерства торговли, Министерства регионального развития, соответственно, серьёзной перестройки, начиная, скорее всего, с расформирования МНЭ и МИР на несколько других министерств.

И действительно не нужно изобретать велосипед – нужно научиться его продавать на экспорт. А если научиться хорошо продавать, то есть отработать технологии, институты и политики, то в стране можно производить любой продукт, потому что он будет продаваться. И будет стабильный долгосрочный рост.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter