Наконец прозвучали первые оценки экономического роста и параметров бюджета на 2017-2019 годы. И эти оценки вызывают, по крайней мере, недоумение. Рост поступлений в бюджет без учёта трансфертов из Национального фонда (то есть не нефтяного бюджета) предусмотрен на уровне 3,3%, а всего они составят 4,338 трлн тенге против прогнозируемых 4,2 трлн тенге в 2016 году. Любопытно, что прогнозы поступления на 835 млрд тенге превосходят бюджетный план 2016 года. Ошибка составила 25%. Вообще говоря, ошибка катастрофическая, но, к счастью, она положительная. И здесь любопытны два момента.

Похоже, что на остаток года Правительство не прогнозирует дальнейшего роста перевыполнения плана. Дополнительные 835 млрд тенге были уже собраны за 8 месяцев текущего года, и они же фигурируют и в окончательном годовом прогнозе.

Исходя из математики, пик дополнительных налогов пройден, далее ситуация возвращается в плановый режим.

Это примерно соответствует и экономической логике, о которой я писал ранее: девальвация принесла разовый резкий прирост налоговых отчислений, этот прирост был понятен и прогнозируем, но почему-то не отразился в плане на 2016 год. Теперь же Правительство на основании такого разового прироста прогнозирует поступления на примерно том же уровне в 2017 году. Это значит, что в 2017 году план налоговых поступлений будет существенно (процентов на 10-15) недовыполнен. Соответственно, в 2017 году кроме роста фискального давления нужно ждать либо увеличения трансфертов из Национального фонда, либо сокращения расходов бюджета, либо роста заимствований. Три последних опции долгие и требуют согласования, обоснования, почему вдруг вместо развития мы получили кризис, а также поиска виновных. А значит, основной удар снова примут на себя бизнес и заработные платы и доходы населения.

Хочу отметить, что в проекте бюджета на 2017-2019 годы фактически не предусмотрен рост заработных плат и социального обеспечения граждан. По словам министра финансов, "основная доля социальных расходов приходится на финансирование социального обеспечения и оказание социальной помощи гражданам страны. Так, в планируемом периоде на данное направление предлагается направить 7291,4 млрд тенге, из них в 2017 году – 2082,1 млрд тенге с ростом к текущему году на 54,5 млрд тенге или 2,6%". Замечу, что целевой показатель инфляции на 2016-2017 годы составляет 6-8%.

Никаких сообщения о повышении заработной платы госслужащим и бюджетникам в 2017-2018 годах не прозвучало (возможно, что пока не прозвучало), но в условиях падения реальных доходов населения на 10% по итогам 6 месяцев 2016 года вопрос стоит остро, и ответы на него весьма важны.

Кроме снижения трансфертов в бюджет, снижения уровня расходов бюджета на 1%, также снижен и трансферт по программе "Нурлы жол", что свидетельствует о переходе к политике экономии средств Национального фонда. Но проблема в том, что страна не вышла из кризиса: эфемерный рост, который мы видим, достигается за счет роста сбора налогов, и он, по-видимому, временный.

Похоже, что в погоне за приукрашиванием цифр Правительство теряет связь с реальностью и, свертывая государственное финансирование, усугубляет масштабы кризиса 2017 года.

Вопрос уже не стоит о новой экономической политике. После презентации бюджетных параметров 2017-2019 годов ситуация выглядит еще более удручающей – похоже, Правительство решило урезать и старую, пусть высокозатратную и неэффективную, политику впрыскивания денег. Это совершенно проциклическая политика, которая приводит к реализации худшего сценария: в попытке сохранить и сэкономить средства Национального фонда начнётся серьёзное давление на экономику, добивающее остатки бизнеса и усугубляющее экономический кризис, а сокращение госфинансирования, социальных программ может в реальном выражении окончательно подкосить и спрос в стране. Впору говорить о том, что если уж неизвестно, как управлять по-новому, так хоть не разрушайте старое, хотя бы пару лет.

Отдельные вопросы есть и по прогнозам цен на нефть, добыче нефти и параметрам экономического роста в Казахстане, но эти вопросы меркнут по сравнению с вышеописанными подходами. Тем не менее, отмечу, что прогнозы Правительства о росте на 1,9% в 2017 году превышают прогнозы таких институтов как Fitch, S&P, МВФ, Евразийский и Азиатский банки развития.

Рост в 1,9% прогнозирует только Всемирный банк, но при условии запуска Кашагана и при росте цены на нефть до 48 долларов за баррель в 2017 году. Правительство же опирается в своих прогнозах на цену в 35 долларов за баррель.

Похоже, что у Правительства есть секретный ингредиент, которого даже близко не знают аналитики международных институтов – они, конечно, не боги и не оракулы, но их много и они независимы друг от друга, и такой вызывающе позитивный по сравнению с их предположениями прогноз для нашей экономики настораживает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter