Прямой эфир Новости спорта

Два смысла слова "бизнес". Какая господдержка вредна

Вместо того чтобы поддерживать отрасль, государство поддерживает конкретных игроков и само из-за этого страдает.

Продолжаю встречать непонимание моей позиции о том, что поддержка бизнеса в виде субсидий и льготных кредитов вредна для экономики. В частности, и моя статья об этом вызвала определённую полемику.

Основное непонимание вытекает из того, что у слова "бизнес" есть два разных смысла, и подмена их при его употреблении существенно меняет картину. Рассмотрим их.

Первый смысл слова "бизнес" – это организованная добровольная деятельность группы людей, которая приводит к созданию продукта или услуги, возможных к обмену на другие товары и услуги. Бизнес в сфере общественного питания (или более узко – ресторанный бизнес) – это организованная деятельность группы людей по предоставлению услуг питания определённым слоям населения. В этом смысле донерная на углу с одним подсобным рабочим, "Макдональдс" и элитный ресторан – один и тот же бизнес: предоставление услуги общественного питания.

Второй смысл этого слова – предприятие. "Продал/купил бизнес", "закрыл бизнес", – это всё о бизнесе в смысле предприятия. В этом смысле донерная, "Макдональдс" и элитный ресторан – крайне разные "бизнесы".

Социальную и экономическую функцию несёт бизнес-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не бизнес-ПРЕДПРИЯТИЕ. Бизнес-деятельность, то есть групповая деятельность, приводит к появлению профессий. В групповой деятельности появляется специализация: можно стать инженером, актёром или юристом, потому что есть продавцы или специалисты по финансам. С таким навыком можно переходить из группы в группу (из предприятия в предприятие или даже из отрасли в отрасль). Налоги государство также получает от развитой бизнес-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а не предприятий. Если предприятие А проигрывает в конкурентной борьбе предприятию Б в рамках одной и той же бизнес-деятельности, значит, Б получает большую прибыль при тех же затратах и занятости, а значит, и платит больше налогов. С точки зрения государства, предприятие А должно умереть и не мешать Б либо стать более конкурентным, получать такую же (или большую) прибыль и платить больше налогов. Именно поэтому одним из показателей хорошей атмосферы бизнес-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ является показатель эффективности банкротств.

Если проще и на примере, то рассмотрим бизнес по предоставлению общественного питания. Этот бизнес-в-смысле-деятельности никогда не погибнет и не исчезнет до тех пор, пока люди едят. При этом бизнесы-в-смысле-предприятия постоянно разоряются и закрываются. На место разорившихся приходят другие, с другими собственниками, в другом формате. Здесь отмечу, что в данном случае фразу "на их место" можно понимать буквально: часто новый ресторан возникает в том же помещении, где погиб предыдущий, но в другом формате – столовая вместо ресторана, кофейня вместо пивного бара, неважно.

С точки зрения государственной политики в области поддержки ресторанного бизнеса, речь идёт о создании условий, в которых деятельность в области общественного питания будет выгодной, удобной и развитой. Поддержка этого бизнеса должна идти через комфортное регулирование, налоговые условия и т.д.

Посмотрим на некий район города, в котором есть несколько пиццерий, которые здесь существуют десятки лет. Наступает кризис – продажи падают. Владельцы пиццерий громко кричат, что бизнес умирает. Напомню, что ресторанный бизнес не может умереть, умирают пиццерии. Новые предприниматели открывают кофейни, столовые, точки фаст-фуда, а кто-то готов построить ресторан. Предприниматели видят возможности: кто-то в более эффективном управлении, кто-то – в изменившихся вкусах людей.

Владельцы пиццерий угрожают увольнением персонала, смертью бизнеса и требуют господдержки – понятно ведь, что администрация района должна поддерживать бизнес. И здесь происходит подмена смысла. Владельцы требуют помощи, заявляя о смерти бизнеса-в-смысле-предприятий, взывая к готовности администрации к поддержке бизнеса-в-смысле вида деятельности.

Если подмена удалась, то администрация начинает поддерживать бизнес-в-смысле предприятий: удешевлять кредиты, предоставлять субсидии, входить в капитал умирающих предприятий, в общем, использовать средства бюджета (иных средств у администрации нет) на поддержку бизнеса. Кто же станет получателями этих субсидий? Стартаперы, только открывшие столовую или, может, маленькая кофейня на углу, или те, кто только готов войти в бизнес? Нет, получателями станут компании с историей, с наработанной (пусть и усыхающей) клиентурой, репутацией. Администрация отчитывается о поддержке бизнеса в районе, количестве сохранённых рабочих мест, выплаченных этими пиццериями налогах. Понятно, что пиццерии не поднимут зарплаты официантам – статус-кво восстановлен.

Но теперь посмотрим, что происходит с бизнес-деятельностью в районе. Несколько предпринимателей, уже придумавших новый, более эффективный, привлекательный и "вкусный" формат для этих пиццерий откажутся от планов. Ведь теперь владельцы пиццерии требуют больших денег либо наступают обязательства сохранения формата – там же льготный кредит. Несколько маленьких семейных кофеен, которые не заметила администрация, закроются, хотя какие-то могли бы вырасти, ресторан не будет построен, потому что нужно изменить бизнес-план – "приговорённые" конкуренты получили господдержку и оттягивают клиентов.

Что было бы с социально-экономическим положением в районе, если бы конкуренты не получили господдержки и не сохранили рабочие места? Новые форматы старых пиццерий боролись бы с построенным рестораном и маленькими кофейнями за официантов, поваров, за качество услуг. В районе появилось бы несколько разноформатных заведений. Конкурентная борьба за персонал привела бы к росту заработных плат у поваров и официантов, росту занятости. Но этого не произошло. Господдержка действующих предприятий законсервировала ситуацию. Зато рабочие места сохранены и пиццерии платят налоги.

Ни в коем случае речь не может идти о государственной поддержке пиццерии на углу, какой бы она ни была социально значимой для этого района и сколько бы рабочих мест она ни создавала. Ситуация проста: если она не может жить без господдержки, то что-то в этой пиццерии идёт не так, может, быть пицца невкусная, может, официанты грубые, а может, в этом районе просто не любят итальянскую кухню. Пиццерия должна умереть, если она не справляется, и освободить место для нового пункта общепита – более эффективного, креативного, более отвечающего запросам клиентов.

Путаница между бизнесом-в-смысле-предприятия и бизнесом-в-смысле-рода-деятельности приводит к тому, что политика государственной поддержки бизнеса начинает вредить развитию. Нужно прекратить прямую денежную поддержку бизнес-предприятий и вернуться к развитию бизнеса-как-рода-деятельности. А об этих механизмах я расскажу следующей колонке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров