Вот уже полгода мы живём в концепции "слышащего государства", процитирую это из Послания президента Токаева: "Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию "Слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан". Вот уже два года приоритетом государственной политики является население – его доходы, нужды и потребности.
Идея "слышащего государства" в том, что оно слышит, реагирует и выстраивает политику на основании глубинных и системных процессов, происходящих в обществе. Такое государство действует во благо общества, реагирует на конструктивные запросы граждан и совместно с обществом формирует коллективные ценности, повестку дня и настроения в стране.
Ни в коем случае не обсуждаю необходимость или значимость введения режима чрезвычайного положения, но хочу обратить внимание на провалы в коммуникациях.
Для этого напомню хронологию событий. Коронавирус бушует уже несколько месяцев, но в Казахстане его пока не обнаружили, падает цена на нефть, взлетает курс рубля к доллару, валятся рынки по всему миру.
9 марта появляется совместное заявление Правительства и Национального банка, где показано, что страна готова к шторму, руководство стоит на страже: 1) создан штаб для оперативного реагирования; 2) особое внимание будут уделять предотвращению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые товары и услуги; 3) Нацбанк ужесточит монетарную политику и будет делать интервенции.
10 марта. Нацбанк резко повышает базовую ставку, удерживает курс интервенциями. Минздрав сообщает о наиболее вероятном времени появления коронавируса в стране – с 11 по 16 марта.
12 марта. Правительство объявляет, что с 13 марта включатся ограничения на проведение массовых мероприятий, отмена празднования Наурыза, досрочные школьные каникулы, ограничения по кинотеатрам и т.д. Школьные кружки пока не отменяют.
14 марта запрет и на кружки, на и секции для школьников.
15 марта – режим чрезвычайного положения.
В целом вроде всё нормально. Правительство и Нацбанк реагируют очень серьёзно, решительно, быстро и категорично, сообразно меняющейся и сложной обстановке. Создан прекрасный образ того, что страна в состоянии войны или осады, но лидеры решительны и сосредоточены. Это с точки зрения Правительства и Нацбанка.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения населения.
Валютный рынок. Население и бизнес совсем не глупы, помнят ситуацию 2015 года и понимают, что курс будет так или иначе расти до соотношения с рублём в уровень как минимум 5,5 тенге за рубль, то есть до целевых уровней 410-440. Вот уже целую неделю Нацбанк, постоянно говоривший о свободном плавании тенге и краткосрочных интервенциях для сглаживания волатильности, последовательно и с нарастающими объёмами сжигает резервы. Население и бизнес каждое утро играют в угадайку: а как сегодня, отпустит или нет, какой сегодня будет курс, бежать в обменник или нет, снять депозит с потерей процентов и вложиться в доллар?". Вот уже неделю бизнес живёт в режиме неопределённости.
Что было бы, если бы 10 марта был овершут до 440, а потом возврат и колебательное движение в районе 410-430? Было бы недовольство и разочарование (оно и так есть каждый день), но всё стало бы ясно. Бизнес, нравится или не нравится, но живи и планируй по 430. Население, не парься с депозитами, на курсе уже не заработаешь, уже что случилось, то случилось. Можно ныть и ругаться, но это уже по личному выбору – главное, что ситуация по курсу понятна, Нацбанк честен, это свободное плавание, никто не виноват в мировой конъюнктуре, так что новая реальность сложилась, и нужно жить дальше.
Рост цен и инфляция. 9 марта целый штаб создали для недопущения роста на социально значимые товары. Но позвольте:
"Цены на ряд социально значимых товаров растут. … во-первых, с предложением отслеживать рост цен в онлайн-режиме … полностью согласен. Во-вторых, меры противодействия росту цен и механизмы поддержки с 17 августа введены и должны быть в полной мере реализованы…. Также нужно навести порядок в работе стабфондов…". Мамин, 21 августа 2019 года.
"Хочу вновь обратить внимание Правительства на недопущение резкого повышения цен на продукты питания, прежде всего на хлеб и мясную продукцию". Токаев, 29 октября 2019 года, Алматы.
"…Тем самым все наши меры по повышению реальных доходов населения сводятся на нет. Это говорит об отсутствии должного контроля за ценообразованием… Моё поручение не выполнено". Токаев. 14 ноября 2019 года, Кокшетау.
"Я давал поручения работать с ценами. К сожалению, констатирую, что … эту работу провалили". Токаев, 26 января 2020 года, Астана.
Вся активность Правительства за полгода была признана повальной. А теперь создан целый штаб по недопущению роста цен. Только человек с очень короткой памятью или беззаветно верящий Правительству поверит в стабильность цен и успокоится.
Базовая ставка и спасение экономики. 10 марта Нацбанк ужесточает монетарную политику и резко повышает базовую ставку. 13 марта в рамках заседания штаба оперативного реагирования президент поручает Агентству по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Национальным банком принять меры по недопущению уменьшения кредитования казахстанского бизнеса. Правительство планирует дополнительно вкачивать деньги в экономику через закупку товаров, принимать меры по предоставлению денег, то есть насыщать экономику. Но регулятор проводит ужесточение предложения денег.
К сожалению, первые же небольшие потрясения показали, что смысл и реакции "слышащего государства" исказились. Концепция превратилось в "государство судорожных реакций власти на слухи, сплетни и домыслы". Причём реакции происходят в худшем формате: "Посмотрите и оцените все, как мощно и быстро я защищаю всех, реагируя на ваши иррациональные страхи, слухи и домыслы". При этом самими своими действиями нагнетая обстановку, мешая друг другу и рукотворно усугубляя негативные явления.
9 марта был создан штаб. Очевидно, что уже были понимание по появлению вируса в Казахстане, планирование ограничений, понимание, что это затронет экономику страны, планы А, Б, В. Все эти планы рассматривали сценарии от плохих к худшим по доходам населения, эпидемиологической обстановке, вплоть до ЧП. Зачем говорить про сдерживание роста цен, ужесточение политики, если во всех сценариях есть снижение экономической активности именно в области потребления населения – тои, базары, ТРЦ, концерты, гостиницы, негативные факторы для доходов населения – и лишь возможный панический кратковременный всплеск цен на отдельные товары?
Объявление штаба оперативного реагирования. Для руководителей это круто: мы на страже. Для населения – раз штаб, значит, практически военные действия. Думаю, что не нужно было объявлять штаб и мобилизацию 9 марта. Это было бы актуально 14-15 марта.
Задача штаба – не допустить роста цен. Для руководителей это круто. Для населения месседж: раз за полгода усилий рост цен не победили, а меры такие жёстко крутые, значит, всё вообще выходит из-под контроля, а значит, закупаемся пока дёшево. Думаю, что всего-то нужно было заявить, что продукты есть, их много, стабфонды сформированы, и дать горячие линии, по которым потребители могут позвонить и сообщить о повышении цен. Из аулов люди всё равно не звонят, магазины у дома обычно имеют дружеские отношения с покупателями, а крупные торговые сети и так на контроле.
Бесславное удержание курса. Нацбанк держит курс, но с каждым днём уступает и не справляется с давлением. Целый регулятор с ЗВР проигрывает каждый день по чуть-чуть. Здесь всего-то нужно было повторить, что тенге в свободном плавании и регулятор прозрачен в своей политике и не может ломать рынок, может только интервенциями сгладить колебания в течение дня.
Важно не просто слышащее государство. Важно государство, слышащее конструктивные и рациональные запросы общества и реагирующее взвешенно, рационально и последовательно, стабилизируя эмоциональное состояние общества, а не раскачивающее его активными, мощными и громогласными заявлениями.
P.S. Спалив около 2 млрд долларов и психологически помучив население, НБ всё-таки отпустил курс.