В сентябре истёк срок действия подписанного в конце декабря прошлого года меморандума между консорциумом Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) и Правительством Казахстана о ведении переговоров по спорным вопросам карачаганакского проекта.
Стороны в течение нескольких лет не могут согласовать проект расширения добычи (ПРД) на Карачаганакском месторождении. Причина не только в падении цен на углеводороды и росте капвложений в его эксплуатацию, но и в не устраивающей Казахстан доле в разделе продукции. Спор ведётся о размере возмещения затрат за 2010-2013 годы и вокруг правильности расчёта "индекса справедливости", который установлен в соответствии с Окончательным cоглашением о разделе продукции (ОСРП) – в зависимости от доходов.
Аналитики полагают, что из-за падения нефтяных цен заметно сократилась доходная часть республиканского бюджета и Правительство хочет получить дополнительные выплаты от недропользователей. Кроме того, стоит вопрос о вложениях нескольких миллиардов долларов в проект расширения производственных мощностей месторождения на среднесрочную перспективу.
Общий размер предъявленных Казахстаном требований оценивается в сумму около 1,6 млрд долларов. Но главное – цена изменения расчёта "индекса справедливости", которая за оставшийся срок действия контракта (до 2038 года) составит десятки миллиардов долларов. Понятно, что иностранные участники концерна упорствуют в неприятии таких аппетитов Астаны.
Что касается проекта будущего расширения Карачаганака, то ранее он предусматривал инвестирование в объёме 12 млрд долларов. В прошлом году этот проект оценивался уже в 9 млрд долларов, сейчас – вдвое меньше, но, похоже, и это не предел. "Дружественные переговоры" между Правительством и акционерами КРО по оптимизации проекта продолжаются, и окончательный результат его стоимости власти обещают огласить в конце текущего года.
Столь значительные ресурсы экономии обусловлены разделением ПРД на два этапа и намерением приступить к его реализации не ранее 2021 года. Это позволяет, во-первых, рассматривать затраты только по первому этапу как сэкономленные расходы по всему проекту. Во-вторых, впереди не менее 4 лет, в течение которых много чего может случиться. В-третьих, в отличие, к примеру, от Тенгиза (там инвестиции осуществляются за счёт кредитов) Карачаганак акционеры финансируют за свой счёт, а затраты компенсируют из прибыли, что минимизирует и дивиденды, и налоговые поступления в бюджет республики. Казахстан обратился с иском к консорциуму через арбитражный суд.
Карачаганак с запасам 1,2 млрд тонн жидких углеводородов и более чем 1,3 трлн м3 газа является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. В настоящее время общий фонд составляет 412 скважин, из которых 119 добывающих и 17 нагнетательных. При этом стремительно увеличивается доля дорогостоящего горизонтального бурения как из стволов существующих, так и из стволов строящихся скважин.
Ежегодная добыча на месторождении, на которую приходится 14% общеказахстанской добычи, составляет около 12 млн тонн (в 2016 году – 11,6 млн тонн) жидких углеводородов и 18 млрд м3 газа, почти половина (в 2016 году – 8,04 млрд м3, рост на 30% за последние 10 лет) объёмов которого закачивается обратно для поддержания пластового давления.
Основная часть добываемых на месторождении жидких углеводородов поставляется на экспорт через систему КТК "Тенгиз – Новороссийск". Небольшие объёмы нефти транспортируются по трубопроводу "Атырау – Самара". Нестабильный газовый конденсат идёт на Оренбургский ГПЗ.
Специалисты прогнозируют, что поскольку потенциал использования мощностей нынешней стадии разработки себя исчерпал, то без реализации проекта расширения добычи продуктивность Карачаганака будет снижаться, а вслед за ней сокращаться и доходная налогооблагаемая база.
Таким образом, даже рекордно низкие поступления прошлого года скоро покажутся весьма неплохими. Видимо, поэтому официальные власти наращивают финансовые претензии и требуют ревизии условий ОСРП. Нужно настоять на как можно более низком объёме инвестиций при сохранении заявленных в ПРД объёмах добычи.
Но насколько реально добиться этой цели?
Ранее в итоге двухлетних переговоров КРО уступил Казахстану 10% участия в концерне в обмен на перенос начала реализации ПРД. В текущей ситуации иностранные акционеры КРО также могут удовлетворить претензии Правительства лишь частично. Они понимают, что власти, добившись пересмотра условий ОСРП на Карачаганаке, займутся ревизией и остальных СРП. Их в Казахстане свыше десятка, и большинство из них было заключено в 1990-х годах, когда Правительство заманивало в проекты иностранных инвесторов, компенсируя им возможные риски крайне льготными условиями. Чем закончатся нынешние разборки Правительства с инвесторами, увидим в конце года.
-
1❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2928
-
10
-
174
-
-
2⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2978
-
27
-
110
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2953
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2932
-
1
-
7
-
-
5По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2864
-
1
-
170
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2965
-
3
-
28
-
-
7🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2458
-
9
-
18
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2541
-
1
-
5
-
-
9🔖 Минэнерго пока не сообщает объёмы ущерба после атаки на КТК
-
2397
-
5
-
8
-
-
10🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2499
-
5
-
150
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63