Самый узнаваемый каскадёр Казахстана, постановщик трюковых сцен самых громких казахстанских кинопроектов работал не только с Аканом Сатаевым, Тимуром Бекмамбетовым, Сергеем Бодровым-старшим и другими режиссёрами, снимающими в Казахстане, но и с теми, кто для нас где-то в отдельной вселенной: с Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером, Брюсом Уиллисом, Джетом Ли, Киану Ривзом, Натали Портман и другими большими звёздами. Сегодня у команды Жайдарбека полно работы: от Голливуда до Болливуда. Ребята из его каскадёрской группы Nomad Stunts уже успели поработать в Америке, Европе, странах Юго-Восточной Азии, Китае, сейчас они трудятся в Турции и России и готовятся к продолжению съёмок американского сериала "Марко Поло" в Малайзии. Неудивительно, что на мастер-классе Кунгужинова, организованном в рамках кинофестиваля "Евразия", было так много гостей. Мы выбрали самые интересные фрагменты этой встречи.
- Какие трюки умеют делать только казахские каскадёры? – улыбается Жайдарбек. – Вспоминается, как мы работали над "Дневным дозором" Тимура Бекмамбетова, Тимур написал мне письмо, где спрашивал: мог бы я сделать такой трюк, где лошадь пробивает стену? Он сказал, что как только не пробовали снимать и кто только это ни делал – ничего не получается. Я попросил пару недель, потому что не знал, как поведут себя лошади, всё-таки для них скакать в стену противоестественно. Именно в это время у меня была лошадь с ужасным характером, она не признавала ни лошадей, ни людей, на всех бросалась, и даже кормили её издалека. Из-за такого характера никто не хотел с ней связываться – уже 300 раз продавали, но никому не удавалось найти к ней подход. Я же, узнав о ней, начал ходить потихоньку подкармливать её, и через какое-то время она стала меня замечать.
Я подумал, что только эта лошадь, с характером, как у быка, сможет сделать этот трюк, и начал её дрессировать. И оказался прав – через неделю она могла таранить любые стены! Причём с такой злостью! Интересно, что и после съёмок она не раз пыталась провернуть этот трюк, у нас есть видео, где она пыталась выбить дверь головой. (Смеётся.) Нам повезло, что мы давно работаем с лошадьми и знаем все тонкости поведения этих животных. Но специалистов, умеющих делать хорошие конные трюки в кино, немного: я знаю, есть такие команды в Англии, Испании, ну и мы – в Казахстане.
Лошади – это те же люди, каждая с характером и определённым набором качеств, есть лошади хитрые, есть простоватые, есть умные, есть глупые, и далеко не каждая может работать в каскадёрских трюках. К примеру, одна наша лошадь казахской породы по кличке Техас виртуозно падает на скорости, есть другие, которые хорошо делают трюки, например, с водой, но ни за что не упадут. А если лошадь не хочет падать, она и не будет, это не только бесполезное занятие, но и очень травмоопасное для каскадёра. Когда работали в Малайзии над сериалом "Марко Поло", нам дали очень плохих лошадей, и хотя мы работали над ними три месяца, только 2 лошади из 10 смогли обучиться.
Хотя мы с лошадьми и скачем, и падаем, и переворачиваемся, мы своих животных очень бережём, за всё время, пока мы работаем в кино, у нас только одна лошадь захромала, и то потому, что случайно споткнулась о камень. Каждую лошадь мы готовим 5-6 лет, и если что случится с ней, то для нас это обернётся массой проблем. Иногда даже проще с травмированным каскадёром, чем с его лошадью, ведь ей не объяснишь, что нельзя месяц на эту ногу наступать.
Работает ли авторское право в постановке трюков? (Смеётся.) Нет, оно нам не нужно. Мы не боимся, что у нас что-то украдут или повторят, потому что каскадёры всего мира – это братство. У нас нет соперничества, конкуренции, зависти, мы стараемся делиться друг с другом. На одной из картин у нас работали ребята из 27 стран мира, и мы все старались чему-то научить друг друга. К примеру, тайские каскадёры, участвовавшие в съёмках "Лары Крофт" и "Рембо 4", научили нас правильно пинать по голове: в любом случае, это больно – без синяков не обойдёшься, но всё-таки теперь мы умеем работать не так травматично, как раньше.
Или весной, работая в России, мы придумали трюк, где двуколка переворачивается вместе с лошадью, очень красиво получилось – продюсер был впечатлён, но, к сожалению, из-за графика съёмок мы не успели это отснять, и уезжая, мы показали видео с этим трюком россиянам. Пусть мы не отсняли, но может быть, у них это получится. Нам не жалко.
Эталоном постановки боевых сцен для меня является Джеки Чан. У него все драки получаются жёсткими, но при этом очень изобретательными. Когда мы в прошлом году работали с ребятами из его команды и спрашивали, как он работает, они рассказывали, что 90 процентов его драк – это импровизации. Он придумывает трюки прямо на месте, даже особенно не готовясь. Это большой талант.
В экшн-фильмах всегда лучше всех дрались китайцы. К тому же они хорошие акробаты и очень лёгкие, что тоже немаловажно – из-за такого веса у них получается то, что не получается у многих. Мы же, как я уже и рассказывал, делаем такие трюки на лошадях, которые, думаю, вряд ли могут повторить другие. Впрочем, современные каскадёры стараются грань между разными каскадёрскими школами стирать – европейцы и американцы стараются работать, как азиаты, а азиаты – как европейцы. Киномир уже давно един.
Сейчас в нашей команде 54 человека, из них – четыре девушки. В наших рядах всё больше иностранцев, желающих работать именно с нами. Есть у нас каскадёр из России, есть из Болгарии – он ставил конные трюки на фильме "300 спартанцев". В прошлом году к нам присоединился каскадёр из Австралии, работавший в "Безумном Максе" и "Железном человеке".
После "Неудержимых 2" мы получили в Атлантик-сити спортивный "Оскар", и перед нами открылись ещё большие перспективы, чем раньше, но мы не уехали в Голливуд. Сейчас у нас много зарубежных проектов, но нам важно работать и на родине, в Казахстане. Хотя я сам состою в голливудской ассоциации каскадёров, большую часть времени, как видите, я провожу здесь. Мы помогаем местным кинематографистам.
Мы не отказываемся даже от работы в казахстанских сериалах и от элементарных трюков: где то надо грамотно отлететь, где-то ударить и т.д. Стараемся помогать и малобюджетным картинам. Недавно наш дублёр падал с 9-го этажа, подвешенный за тоненький трос. Это было опасно, но мы сделали всё, чтобы картина получилась. Когда мы рассказываем иностранным продюсерам, как мы здесь работаем, они говорят: "Вы сумасшедшие! Как это можно делать без страховки и хороших гонораров?". Но мы не живём ради денег. Это глупо. Мы просто хотим быть лучшими в своём деле.
Иностранные проекты нам тоже очень важны, поскольку там мы набираемся опыта, видим, что можно взять у них в плане организации кинопроцесса. Первое, что я внедрил у нас, увидев там, – это дисциплина: наши каскадёры не занимаются трюками, когда у них есть свободное время, они тренируются систематически. Очень хотелось бы ввести и у нас их деление команды фильма на юниты, каждая из которых подчиняется своему шефу, и при этом все вместе – режиссёру. К примеру, на "Неудержимых" мы снимали все погони, перестрелки и преследования на озере только каскадёрским юнитом и значительно сэкономили время.
Чаще всего экшн-сцены снимают отдельные операторы, специализирующиеся на такого рода съёмках. Мы тоже стараемся это внедрить. У нас есть экшн-операторы – Талгат Сембай и Адилет Акматов, которые делают все наши видео, тизеры и знают специфику нашей работы. Было бы интересно снять фильм вроде индонезийского "Рейда", где драки и каскадёрские трюки были бы главнее всего остального.
Преимущество западных проектов, в том, что они дают нам достаточное время для подготовки от чего трюки становятся только лучше. Не всегда то, что придумываешь, годится. Когда снимали "Неудержимых 2", Сталлоне не приходил на съёмки, доверив весь экшн постановщику этого блока, а когда пришёл, сказал: "Нет, не пойдёт – крови мало", пришлось переделывать. Благо, время было. Во время работы над проектом "47 ронинов" с Киану Ривзом моему коллеге Нурлану Алтаеву дали чуть ли не месяц репетиций на сложный трюк, где его выдергивали с лошади назад. Зато трюк получился отличным и выглядит в картине очень эффектно. А когда мы работали с Нурланом на одном из проектов с Натали Портман, нам меняли драки каждые 2 недели. Было непросто, но в итоге картина только выиграла.
Было бы хорошо также, чтобы актёры готовились все три месяца к нашим съёмкам, а не бегали с проекта на проект, как это бывает порой у нас или в России. Чтобы у нас было время досконально его подготовить. Ведь как бы мы хорошо ни дублировали и ни дрались вместо актёра, если он плохо двигается в кадре, снятое будет смотреться неважно. Впервые мы использовали это при съёмках фильма "Жаужүрек мың бала " Акана Сатаева. Там наши актёры и скакали, и дрались, и падали, и вы видели, какой отличный получился результат.
Наше преимущество в том, что мы каскадёры широкого профиля: мы не только с лошадьми работаем, но мы можем и драться, и фехтовать, делаем падения, горим, и под водой и на воде работаем. Вот, к примеру, у Джеки Чана отличные бойцы, но они не работают с огнём, поэтому приглашают нас. Хотя это сложно всё совмещать – работают разные группы мышц, разная скорость трюков, но это приносит свои плоды – западные продюсеры нас любят приглашать.
Казахстанские каскадёры не застрахованы, в то время как во всём мире, даже в той же России, работают под страховкой. Мы же пока страхуем себя сами – от своих зарплат откладываем определённые суммы на непредвиденный случай. За границей за всё несёт ответственность продюсер, и если он видит, что трюк слишком опасен, не разрешает нам его делать, даже если мы сами хотим. Он говорит: "Извините, но я не хочу потом вам всю жизнь платить". Когда мы приезжаем на работу в Америку, мы, в первую очередь, получаем толстенный контракт , где предусмотрено всё – вплоть до какой температуры разрешается работать и сколько часов или минут мы можем находиться на холоде. Когда работали в Малайзии, нас заставляли пить воду и витамины, чтобы, не дай бог, обезвоживания не произошло из-за их климата.
Думал ли я открыть каскадёрскую школу? Думал. Сейчас это стало модно, но быть каскадёром сложно, это опасная профессия, где много травм. Я сам ломал позвонок и знаю, как тяжело потом восстанавливаться и физически, и психологически. И поэтому никому бы не советовал открывать школу, не зная тонкостей профессии, не будучи уверенным в том, что обеспечишь всех своих парней работой и сможешь присутствовать на их съёмках самолично, чтобы подстраховать в случае чего или подсказать. В следующем году мы планируем презентовать свою каскадёрскую базу, где будут проходить мастер-классы для всех желающих, там же будет проходить отбор в нашу команду.
В профессии каскадёра нет мелочей: если ты прыгаешь на машину, то правильно прыгнуть – это полдела, важны и другие факторы, такие как погода, влажность. Когда сухая погода – это одна история, а если дождь – совсем другая. Даже мне, опытному, казалось бы, человеку, и то, бывает, подсказывают коллеги. Как, например, правильно делать трюки под водой и не остаться потом, грубо говоря, инвалидом.
Раньше снимали так, что каскадёра хотя бы частично на экране было видно, сейчас стараются максимально убрать дублёра, показывая лишь на крупном плане руки или ноги, но это для нас нормально. Мы привыкли к тому, что благодаря нашей работе, даже с неподготовленным и физически не самым одарённым актёром можно сделать отличный экшн. К примеру, когда мы работали на "Конане-варваре" на каждого актёра было по три дублёра. Или когда с Джетом Ли работали на "Неудержимых 2", у него тоже было три дублёра, каждый из которых выбывал в процессе из-за травм: слишком сложные были трюки.
Не думаю, что с развитием технологий профессия каскадёра исчезнет. Ведь для того чтобы даже полностью анимированный герой двигался в кадре максимально реалистично, нужен живой человек. К примеру, в "Дэдпуле" все движения срисованы с каскадёра.
Да, каскадёрам не дают "Оскар", хотя они немаловажная часть современного кино, но лично мне не обидно. У нас есть спортивный "Оскар", который учредили Шварценеггер, Сталлоне и другие актёры, вышедшие из спорта, и он в нашей копилке. Есть ещё знаменитый "Тауэрс", очень престижная каскадёрская награда, которую мы хотим получить. В этом году мы хотим подать заявку с российской кинокартиной "Викинг", где мы принимали участие. Если у нас получится выиграть, то думаю, этого будет достаточно.
Многие думают, что быть каскадёром – это престиж, слава и непосредственное участие в кинопроцессе. Оно, конечно, так, но никто почему-то не говорит об обратной стороне профессии: о том, что часто приходится сниматься в непростых условиях: в холод, дождь, слякоть, когда грязи по колено. Никто не говорит, что ты зависим от съёмок: порой ты работаешь сразу на трёх картинах, а порой вообще сидишь без денег, потому что кино не снимают. Самое плохое время для меня было тогда, когда я не мог обеспечить работой всех членов моей команды, и тогда трое моих людей ушли, потому что надо было кормить семьи. К счастью, это время прошло, ребята вернулись, но вспоминать об этом до сих пор тяжело.
Сегодня в нашей команде ребята с абсолютно разным бэкграундом: есть бывшие спортсмены, вплоть до чемпионов крупнейших соревнований, есть просто ребята из посёлков, как я сам. Но это всё люди с сильным характером, которые живут каскадёрским искусством. И нас всех объединяет вера в профессию и в то, что мы делаем.
Что я могу пожелать молодым ребятам? Идите вперёд и никогда не оглядывайтесь, верьте в то, что делаете, будьте честными, сильными, не виляйте, не бросайте, не кидайтесь из стороны в сторону. Идите только прямо, несмотря на трудности, и вы достигнете успеха. Это закон всего.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6356
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 4686
- 1
- 6
-
3🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2397
- 3
- 18
-
4👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2459
- 2
- 39
-
5🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2499
- 0
- 8
-
6🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2395
- 1
- 16
-
7🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2395
- 6
- 104
-
8🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2514
- 0
- 10
-
9🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2666
- 0
- 5
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2361
- 2
- 27