Ещё в сентябре 2015-го на кинофестивале "Евразия" были показаны несколько сцен из будущей картины, которые произвели большое впечатление как на коллег-кинематографистов, так и на журналистов. Премьера фильма ожидалась в начале этого года, говорили, что она может быть приурочена ко Дню Победы, однако полноценный релиз вновь отложен – по имеющейся информации, теперь до осени. Впрочем, обозреватель informburo.kz уже посмотрел "Дорогу к матери" и вынес вердикт: это лучший фильм Сатаева.

Об идее будущей картины Акан Сатаев рассказывал мне ещё в период работы над "Ликвидатором". Историю о женщине, которая в течение многих лет каждый день выходит на просёлочную дорогу и сидит, вглядываясь в даль, в ожидании когда-то потерянного сына, режиссёру рассказали родители. Пять лет спустя история эта превратилась в кинополотно длиною два с половиной часа, которое охватывает практически полвека истории Казахстана.

…Мукан и Мариям долго не могли обзавестись ребёнком, и вот наконец зимней ночью в страшный буран на свет появился Ильяс – главный герой картины.



Впрочем, вопрос, кто тут главный герой, спорный, и к его обсуждению мы ещё вернёмся. Именно через призму необыкновенной и сложной судьбы Ильяса будут показаны все важные события первой половины XX века, случившиеся в нашей стране, – установление Советской власти, коллективизация и последовавший джут, индустриализация, репрессии, Великая Отечественная война, строительство мирной жизни.



В "Дороге к матери" задействованы как уже прекрасно известные казахстанские актёры, так и абсолютно новые лица. К первой категории относятся, в частности, Еркебулан Дайыров (обладатель множества наград за главную роль в ленте "Шлагбаум") и "стахановец" Берик Айтжанов (если учитывать вдруг оказавшуюся в прокате прошлогоднюю картину "Аманат", "Дорога к матери" будет пятой премьерой с его участием в 2016-м). Дайыров и Айтжанов играют двух братьев – Мукана, отца Ильяса, и Лукпана. Вскоре после Октябрьской революции их пути разделяются. Мукан, как и многие бедняки, принимает новую власть. Лукпан, один из приближённых местного бая Ералы, уходит в оппозицию. Собственно, этот братский конфликт, перерастающий в кровавый, – на мой взгляд, ключевой в построении фильма. В кинематографии СССР сторонники Советской власти всегда были героями или как минимум положительными персонажами; противники – напротив, врагами. С начала 1990-х они поменялись ролями, хотя, разумеется, всё было намного сложнее. Основное достоинство первой части "Дороги к матери" – отсутствие ярлыков. Образы ни Мукана, ни Лукпана, ни Ералы не выкрашены однозначно в чёрный или белый цвет. Люди были разные, и жизнь была такой, что и друзья, и братья вынужденно оказались по разные стороны.



Но вернёмся к Ильясу, формально заявленному как главный герой. Его помотает по Китаю, Турции, Украине, прежде чем он снова окажется на родине. Но на этом его одиссея не закончится, порой кажется, она бесконечна. Ильяса сыграл актёр столичного театра "Жастар" Адиль Ахметов. Адиль уже снялся более чем в десятке кинокартин, однако в "Дороге к матери" у него первая большая роль, которая может превратить его в звезду. Работа Ахметова, как мне кажется, была осложнена тем, что Ильяс не просто герой – он Герой. Временами кажется, что его сценарному образу не хватает конфликта. Слишком уж он правильный – несмотря на все беды, что выпали на его долю. Впрочем, возможно, именно такого Героя не хватает как нашему кино, так и всему постсоветскому – героя не спорного или даже, скорее, отрицательного, но в то же время и не плакатно-рупорного.

В целом, "Дорога к матери" – редкий казахстанский фильм, в котором играют, а не проводят время в кадре за движениями и репликами, практически все (за редким исключением) задействованные актёры. Помимо уже упомянутых Ахметова, Дайырова, Айтжанова, это и Ерлан Карибаев, сыгравший формально главного антагониста Жолдаса (чью линию, впрочем, "завернули" неожиданно и не вполне логично), и Азамат Сатыбалды, наконец-то вышедший за рамки плотно прикрепившегося к нему амплуа обаятельного негодяя, и Аружан Джазильбекова, чьей карьере как раз не хватало драматической роли.



Аружан, сыгравшая немало героинь романтических комедий и мелодрам, в "Дороге к матери" исполнила роль Умит – девушки, любовь к которой Ильяс пронёс через десятки лет. А сцена, где Ильяс и Умит случайно встречаются на вокзале, фактически цитирующая картину "Летят журавли" Михаила Калатозова, безусловно, одна из лучших и самых сильных в фильме. Если не лучшая. И отыграна она блестяще. Возможно, кому-то больше понравится масштабная и сложная батальная сцена переправы через Днепр, но по мне, так сцена на вокзале ключевая.



Вообще в "Дороге к матери" можно найти немало оммажей советскому кинематографу и военному, в частности. Помимо "Летят журавли", тут можно найти отсылки и к "Двум капитанам", и, конечно, к "Балладе о солдате". По сути, у Сатаева – баллада о матери. Конечно, с точки зрения сюжета главный герой – Ильяс. Но по настроению, по душе фильма главный герой – Мариям. И финальное посвящение всем матерям мира – неслучайно.

Роль Мариям изумительно, тонко и глубоко одновременно, исполнила Алтынай Ногербек. Данность: современное казахстанское кино – кино мужское. Формируя списки номинантов на премию "Выбор критиков" по итогам прошлого года, мы испытали огромную сложность элементарно с набором в категорию "Лучшая женская роль". "Дорога к матери" – тоже кино в большей степени мужское. С яркими и красивыми актёрами, батальными сценами, но эти две роли – Мариям и Умит – будто вносят в него баланс и гармонию. Это фильм, как писали когда-то в аннотациях, "для широкого круга зрителей".

Определить жанровую принадлежность "Дороги к матери" не так просто. Безусловно, это драма. Но, скорее, это байопик. Не одного человека, к примеру, Ильяса; и не страны в целом, а байопик поколения. Поколения наших дедушек и бабушек, которым выпало пережить множество невзгод, но которые каким-то чудом, благодаря своей душевной мощи сумели их преодолеть.

27-го сентября в Алматы состоится премьерный показ фильма "Дорога к матери". В широкий прокат кинокартина выйдет 29-го сентября.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter