Прямой эфир Новости спорта

Улан Кайрбеков: мы не рассчитывали на помощь государства

Фото из личного архива
Фото из личного архива
Директор компании naimi.kz рассказал о том, как четверо друзей превратили идею в развивающийся бизнес.

Одни открывают своё дело и становятся богатыми или прогорают, и такое бывает. Другие предпочитают рассуждают о трудностях. Третьи критикуют и сомневаются.

Недавно на нашем сайте экономический обозреватель Денис Кривошеев высказал мнение, что стартап naimi.kz на самом деле является частью большой образовательной программы. И заявил, что неизвестно, какая сумма была потрачена и откуда вообще взялись деньги на проект. Нам тоже стало интересно, и мы решили спросить об этом, а заодно и о другом у самих предпринимателей.

Улан Кайрбеков – директор компании naimi.kz с момента основания. В интервью informburo.kz он рассказал, как, почему и на какие деньги была создана площадка для заказа услуг и поиска персонала, сколько зарабатывают профи по вызову и каких специалистов катастрофически не хватает на рынке.

– Улан, расскажите, с чего начинался проект, как появилась сама идея? Как вам дались первые шаги?

– В 2014 году я работал на госслужбе – в Министерстве финансов. Затем ушёл и присоединился к своим друзьям – Магжану, Ерлану и Даурену. На тот момент у них было два бизнеса – агентство интернет-маркетинга и клининговая компания. Я пошёл заниматься именно клининговым бизнесом. Мы проводили много времени, изучая кейсы, как можно улучшить наш бизнес, повысить наши метрики. Именно в тот момент появилась идея выйти на рынок заказов физлиц. И тогда мы поняли, что нашими основными конкурентами в данном секторе являются не клининговые компании, а больше самозанятые специалисты, которые просто могут прийти к вам сами и сделать мелкую работу по дому. Ведь у вас дома есть весь необходимый материал – чистящие и моющие средства, инструменты.

Тогда у нас появилась идея: а почему бы нам не объединить их всех. То есть создать платформу, на которой мы могли бы объединить всех этих самозанятых специалистов и "продавать" их посредством онлайн. Мы сразу же начали собирать команду, готовить бизнес-процессы, как это всё будет выглядеть и работать. Собрали ключевых людей – разработчика, дизайнера, маркетолога.

И начали готовить MVP. Это из терминологии стартаперов – minimal viable product (минимально жизнеспособный продукт). Через два месяца мы запустили первую версию сайта. Параллельно начали создавать базу специалистов: звонили по номерам, которые находили на различных ресурсах для объявлений. Пока создавался сайт, готовилась вся техническая база. Делали это сами, вручную. Сделали простую форму, обзванивали, рассказывали людям о нашей идее: что мы планируем делать, просили их у нас зарегистрироваться. И к моменту запуска сайта у нас уже была база. Когда сайт начал работу, он был полностью функционален.

– С какими проблемами вы столкнулись в самом начале пути?

– С самого начала мы поняли, что не сможем сразу же начать генерировать какие-то деньги, поэтому нам придётся привлекать инвестиции. В момент запуска мы подготовили такую акцию: объявили в соцсетях, что если за три месяца не привлечём миллион долларов, то разыграем Lexus E350 – это машина моего партнёра. Розыгрыш проводился среди тех, кто сделает репост. Тем самым мы хотели привлечь аудиторию к нашему сайту и одновременно привлечь инвесторов. В течение нескольких последующих недель на нас обратили внимание инвесторы. Они интересовались, что за продукт мы предлагаем. В скором времени мы заключили договор на привлечение инвестиций – 185 миллионов тенге с компанией Ordabasy Ventures.

Стартовый капитал, вернее, его отсутствие – это было основной проблемой. Пока мы искали деньги, надо было как-то кормить всю команду. Было очень тяжело. С этой проблемой сталкиваются все стартаперы и решают её примерно одинаково, так же решали её и мы. Мы занимали деньги у своих родных, брали кредиты.

– А вы не пробовали обращаться за помощью к государственным органам? Сейчас существует множество грантов на развитие бизнеса, стартапов...

– Мы никогда не получали никаких грантов или другой поддержки от государства. В прошлом году приняли участие в двух конкурсах – от Forbes и award.kz. В первом конкурсе наши мобильные приложения заняли 22-е и 23-е места, попав таким образом в топ-30 лучших мобильных приложений. Но там никаких денежных призов не было. Во втором конкурсе мы заняли первое место. Тоже без какой бы то ни было материальной награды.

– Ваш партнёр Магжан Мадиев считает, что Денис Кривошеев намекал на государственное финансирование naimi.kz.

– Я не знаю, откуда у Дениса Кривошеева эта информация, но, как я и говорил, нашим единственным инвестором изначально был Ordabasy Ventures, затем они решили, что хотят продать свою долю. Мы всю вторую половину прошлого года искали нового инвестора. В итоге Ordabasy Ventures перестал быть участником нашего товарищества. Сейчас у нас другой инвестор, мы подписали с ним договор о неразглашении и не можем назвать его. Но точно вам скажу: это не государство.

Мы с самого начала не рассчитывали ни на какую помощь от государства. Мои партнёры много лет работали в бизнесе и знают, что деньги надо добывать своими силами, а не рассчитывать на помощь государства. Единственным нашим соприкосновением с государством было партнёрство с НПП в прошлом году. Мы встретились с представителями Палаты предпринимателей относительно их проекта, который они планировали запустить. Они собирались готовить специалистов, и им было важно знать, каких специалистов готовить, что нужно рынку.

– То есть они просто брали у вас информацию, статистические данные с вашего ресурса, чтобы ориентироваться на рынке труда?

– Да. Чтобы не просто стрелять из пушки по воробьям. Мы им говорили: нужны, востребованы вот такие и такие специалисты. Они их подготавливали, а выпускники затем регистрировались у нас в базе. Больше никакой совместной работы не проводилось, тем более не было финансовых отношений. В этом году нацпалата приглашает нас на свои мероприятия, но проект по обучению специалистов ещё не запущен, поэтому нельзя сказать, что мы продолжаем сотрудничество.

– По результатам прошлогоднего сотрудничества – каких специалистов не хватает в Казахстане?

– Самые востребованные специалисты, которых ищут в нашей базе, это няни. Также не хватает разнорабочих, которые по мелочи могли бы делать всё. То есть и сантехники, и электрики, и плотники. Но в то же время проблема многих специалистов как раз в том, что они могут делать многое, но хорошо не могут делать ничего. То есть они не являются специалистами узкого профиля. Потому что часто заказчики у нас требуют, например, профессиональных электриков с каким-то разрядом. Поэтому мы объясняем нашим специалистам: лучше делать что-то одно, но делать это хорошо, и тогда вы будете востребованы на рынке. Например, у нас есть специалист Исаев Рустам, он специализируется исключительно на электрике. Только через наш портал он ежемесячно зарабатывает от 200 до 250 тысяч тенге.

– Каким образом специалисты зарабатывают свой рейтинг? И для чего вообще нужен этот рейтинг?

– После того как специалист выполнил заказ, у заказчика есть возможность оценить его работу и написать отзыв. Мы просим, чтобы те, кто заказывает услугу, написали отзыв об исполнителе, указали, сколько заплатили, и оценили качество работы – положительно, отрицательно или нейтрально. Благодаря этой системе в Астане и Алматы значительно улучшается качество услуг. Потому что специалисты переживают за свой рейтинг, стараются выполнить работу качественно. Например, тот же электрик Рустам Исаев имеет 148 отзывов, из них 145 положительных и три нейтральных.

– Сколько зарабатывают такие специалисты?

– Средний чек заказа – от 10 до 15 тысяч тенге. Общая сумма зависит от количества заказов. При этом naimi.kz взимает плату со специалиста за контакт с заказчиками. То есть услугополучатели пользуются сервисом совершенно бесплатно.

– Улан, ваш стартап ведь не инновация. За рубежом уже давно придумали подобные ресурсы, которые пользуются большим успехом. Вы использовали их опыт для разработки вашего проекта?

– Когда пришла идея, мы, наверное, как и все стартаперы, думали, что мы гении и придумали суперкрутую вещь. А когда начали реализовывать, узнали, что существует несколько аналогов в других странах. Самые крупные – американский Thumbtack и российские Youdo и Profi.ru. Их опыт мы в чём-то используем, но во многом идём своим путём.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров