Прямой эфир Новости спорта

Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
В 2024 году казахстанские авиаперевозчики получили 6,6 млрд тенге субсидий. На что тратят эти деньги?

Ежегодно на развитие авиационной отрасли и раскрытие транспортного потенциала Казахстана выделяют миллиарды бюджетных средств. При этом казахстанцы по-прежнему сообщают о частых задержках рейсов, недобросовестной работе авиакомпаний и ненадлежащем состоянии аэропортов.

В каком состоянии находится отечественная авиация и над решением каких проблем работают в отрасли, рассказала председатель Комитета гражданской авиации РК Салтанат Томпиева в эксклюзивном интервью Informburo.kz.

– Салтанат Еркиновна, вы уже девять месяцев в должности руководителя КГА. С какими вопросами чаще всего приходится сталкиваться?

– Я в этой должности меньше года, но в авиационном секторе работаю уже больше 26 лет. Чаще всего занимаюсь вопросами соблюдения прав пассажиров, защитой их интересов при задержках рейсов, а также открытием новых международных направлений. Мы постоянно расширяем географию полётов. Сегодня у Казахстана установлено прямое авиасообщение с 31 страной по 120 маршрутам с частотой 611 рейсов в неделю.

Недавно авиакомпания Air Astana запустила новые направления в Таиланд, Объединённые Арабские Эмираты и Королевство Саудовская Аравия. При этом частота сообщения с Вьетнамом, Марокко, Эфиопией и Руандой было увеличено более чем в пять раз. С КНР, Сингапуром, Вьетнамом, Марокко, Эфиопией и Грузией установлен режим "открытое небо", который предполагает пятую степень свободы воздуха, то есть отсутствие каких-либо ограничений по количеству полётов. 

Салтанат Томпиева с руководителями гражданской авиации разных стран / Фото пресс-службы КГА РК

– Как много самолётов у гражданской авиации Казахстана и как их количество влияет на сокращение задержек рейсов? Какие планы у авиакомпаний по расширению авиапарка в ближайшие годы?

– В распоряжении казахстанских авиакомпаний 101 воздушное судно, 33 из которых у перевозчика Air Astana, 33 судна у компании SCAT, 23 судна у FlyArystan, по пять бортов у компаний Qazaq Air и "Южное небо" и ещё два борта у перевозчика "Жетысу". 

Ежегодно в страну прибывает 10–12 бортов, и это устойчивая тенденция. В 2024 году прибыло восемь новых самолетов, и до конца года мы ожидаем прибытия ещё двух. В течение 2025 года в страну прибудут ещё 17 новых воздушных судов и авиапарк расширится до 120 единиц. Это увеличит провозную ёмкость на 20%.

– При этом казахстанцы нередко сталкиваются с задержками рейсов. Почему так происходит? И как в КГА борются с этой проблемой?

– У любой авиакомпании в приоритете безопасность пассажиров. Пока сотрудники не будут уверены в стопроцентной исправности борта, самолёт не взлетит. Поэтому задержка рейсов – это неотъемлемая часть комплексного процесса воздушных перевозок, который включает в себя работу авиакомпаний, аэропортов и службы воздушного движения.

Чтобы повысить ответственность авиакомпаний за задержку рейсов, мы внесли изменения в законодательство РК в части усиления норм, касающихся защиты прав пассажиров.

Перевозчик обязан уведомить пассажира о задержке рейса по телефону и электронной почте. При изменении расписания по инициативе авиакомпании пассажиру выплачивают компенсацию в размере 3% от стоимости билета, а при задержке более чем на 5 часов производят полный возврат средств или перебронирование. За отказ от выплаты авиакомпания несёт административную ответственность. 

–  В этом году произошло несколько инцидентов с пассажирами. В их числе случай с 12-летней девочкой, которую не посадили в самолёт из-за отсутствия мест. Вправе ли авиакомпании менять лайнеры перед посадкой пассажиров, как часто такое происходит в РК? И какие меры в этой связи принимает министерство?

– Авиакомпания может заменить воздушное судно, если какие-либо условия создают угрозу безопасности. Бывают случаи, когда из-за технической неисправности авиакомпании приходится оперативно менять судно, и количество посадочных мест меняется. В таком случае перевозчик обязан обеспечить перевозку оставшихся пассажиров ближайшим рейсом и предоставить все необходимые услуги.

В случае с 12-летним ребёнком из-за замены борта билет перебронировали на ближайший рейс. Но остальные свои обязательства FlyArystan не выполнила. За это перевозчика оштрафовали на 1000 МРП (3 692 000 тенге). 

Сейчас мы работаем над внесением поправок в Правила перевозки пассажиров на воздушном транспорте в части приоритетного обеспечения услугами несовершеннолетних. Это поможет предотвратить подобные ситуации. 

– Что вы думаете о невозвратных авиабилетах? При постоянных задержках и овербукинге невозможность вернуть купленные билеты кажется по меньшей мере несправедливой. Есть ли какие-то способы решить эту проблему?

– Невозвратные авиабилеты – это стандартная практика, которая применяется по всему миру. Это позволяет перевозчикам продавать билеты по более низким ценам. 

По данным системы бронирования, 52% пассажиров покупают авиабилеты за 14 дней, 8% – за семь дней и 27% – за три дня до вылета. Те, для кого цена билета является определяющим фактором, имеют возможность купить невозвратные билеты заранее по более низким ценам. 

Важно знать, что невозвратным билет является только в тех случаях, когда пассажир не является на рейс или отменяет бронирование по личным причинам. Если рейс переносится или задерживается более чем на 5 часов по инициативе перевозчика, то даже невозвратный билет можно поменять на ближайший рейс или вернуть стоимость. 

Такие международные авиакомпании, как "Аэрофлот", Turkish  Airlines, Uzbekistan Airways, Pegasus, Red Wings, Flydubai, Lufthansa, Air Asia X, Wizz Air Abu Dhabi, NEOS, используют в своей практике невозвратные тарифы и летают в Казахстан. Если мы запретим казахстанским перевозчикам использовать такие тарифы, то поставим их в неконкурентное положение. Более того, такой запрет приведёт к повышению цен для конечного потребителя. 

– Казахстанские аэропорты, как международные, так и региональные, уже не первый год жалуются на крайне низкие тарифы, что делает их деятельность убыточной. Каким образом нашим аэропортам удаётся выживать? И как КГА способствует техническому переоснащению воздушных гаваней?

– В соответствии с Предпринимательским кодексом РК аэропорты, как субъекты предпринимательства, цены и тарифы на услуги определяют самостоятельно. Но услуги аэропортов по внутренним направлениям считаются исключением и подлежат государственному регулированию.

В сфере естественной монополии находятся:

  • обеспечение взлёта и посадки воздушного судна;
  • обеспечение авиационной безопасности;
  • сверхнормативная стоянка воздушного судна;
  • стоянка воздушного судна на базовом аэродроме
  • посадка-высадка пассажиров (посредством телескопического трапа);
  • предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса;
  • обработка грузов;
  • предоставление рабочего места (площади) для регистрации пассажиров;
  • обеспечение воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами.

Для изменения тарифов на эти услуги аэропорты подают заявки в КГА, где их рассматривают и принимают решение. В 2024 году мы повысили тарифы на услуги аэропортов в городах Астане, Актобе, Петропавловске, Туркестане, Кызылорде и Костанае. Также согласовали предельную цену с увеличением на услуги аэропорта в Жезказгане.

Сейчас Министерство транспорта разрабатывает новые подходы к тарифообразованию. В рамках работы по исполнению указа президента о мерах по либерализации экономики МТ предлагает отменить государственное ценовое регулирование двух услуг –  предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса, и обработка грузов.

Что касается технического обеспечения, то Министерство транспорта совместно с Фондом развития промышленности завершает разработку инвестпроекта по закупке аэропортами специальной техники. Они смогут получать кредиты от Банка развития Казахстана под 9% сроком до 7 лет. Отраслевое заключение по этому проекту уже направлено в Министерство национальной экономики РК.

– Что насчёт состояния взлётно-посадочных полос? Много ли ВПП в казахстанских аэропортах нуждаются в капитальном ремонте? И какие планы у государства в этой связи?

– За последние 30 лет в стране построили один новый аэропорт в Туркестане, провели реконструкцию взлётно-посадочных полос в 21 аэропорту и пассажирских терминалов в 15 аэропортах. В текущем году ремонт аэродромных покрытий проводят в восьми аэропортах, в пяти из которых работы уже завершены – в Астане, Актобе, Шымкенте, Караганде и Жезказгане. До конца года завершат реконструкцию рулёжной дорожки и перрона в аэропорту Балхаша. А в Актау и Павлодаре работы продолжатся в следующем году.

Аэропорт Туркестана, построенный в 2020 году / Фото Informburo.kz

Модернизация инфраструктуры аэропортов предусмотрена сразу в двух основополагающих документах – в Концепции развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года и Национальном инфраструктурном плане до 2029 года.

– Известно, что государство дотирует часть авиаперевозок. Расскажите, с учётом каких факторов распределяют бюджетные средства?

– Государство субсидирует социально значимые авиамаршруты с 2002 года. Это необходимо для обеспечения транспортной доступности, развития внутреннего туризма и связи с теми регионами, в которых нет устойчивого пассажиропотока. Ведь в таких регионах авиакомпании не заинтересованы в полётах на коммерческой основе ввиду нерентабельности.

Субсидированию подлежит разница между доходом, полученным от перевозки, и суммой эксплуатационных расходов. То есть авиакомпании не извлекают коммерческой выгоды из субсидируемых рейсов. Сумма субсидий определяется законом о республиканском бюджете или решением местных маслихатов.

В 2024 году субсидии выделили на 19 регулярных маршрутов, которые выполняют компании SCAT, QAZAQ AIR и "Южное небо" в девяти областях республики. Это Туркестанская, Улытауская, Акмолинская, Абайская, Жетысуская, Павлодарская, Жамбылская области, а также ВКО и СКО. Сумма субсидий составила 6,6 млрд тенге. Тарифы на субсидированные авиамаршруты составляют от 10 000 до 33 000 тенге и не зависят от даты приобретения билетов. 

За период действия программы некоторые маршруты стали настолько популярными, что их перевели на коммерческую основу. Например, рейс Астана – Уральск (2004 год), Астана – Тараз (2008 год), Астана – Семей (2012 год), Алматы – Жезказган (2024 год), Астана – Жезказган (2024 год). Поэтому министерство продолжит работу по субсидированию отдельных направлений с целью развития авиационной отрасли.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров