Он создал рабочие места, вовремя платит налоги, соблюдает все требования безопасности и не понимает, почему у акимата Алматы вдруг появились претензии к работе ТЦ "Мизам".

20 ноября акимат Алматы распространил пресс-релиз о том, что город расторг договор аренды земли с рынком "Мизам". Одна из причин, которая называется в релизе: "Мизам" – это "нецивилизованный базар". Сюда пришли проверки, а вслед за ними и штрафы. Владелец торгового комплекса вынужден защищаться. Предприниматель Досмукан Керимбаев рассказал в интервью о том, как он строит свой бизнес и с какими препятствиями ему приходится сталкиваться.

– Как вы пришли к идее создания ТЦ "Мизам" в Алматы? Это ваш первый бизнес-проект? Какова его концепция и как он строился?

– Я в бизнесе уже давно, занимаюсь различными направлениями, но к идее создания крупного торгово-логистического центра пришёл три года назад. Оценил ситуацию на рынке, обсудил с партнёрами и решил, что торгово-распределительный центр в таком крупном городе как Алматы будет приносить прибыль. Название рынка тоже не случайно. В тюркских корнях "мизам" – это месяц сбора урожая, а в арабском языке – это весы. Таким образом, название и концепция рынка объясняют идею создания торгово-распределительного центра для предпринимателей. Чтобы всем было удобно, хорошо, было по справедливости, чтобы был порядок и бизнес процветал. Этот рынок позволяет обеспечивать товаром не только наш регион, но и весь Казахстан. У нас основная клиентская база – это крупные региональные поставщики. Мы построили большие складские помещения, создав все условия для хранения товара, чтобы оптовые поставщики могли распределять товар по регионам.

В павильонах мы предоставляем площади для предпринимателей под шоу-румы, чтобы они могли выставлять свой товар, а вся продукция хранится тут же, на складе. "Мизам" строился с нуля, были привлечены частные средства. Мы не участвуем ни в каких государственных программах по развитию и поддержке бизнеса, мы не брали субсидий от государства, – это очень важно подчеркнуть. Изначально здесь была заброшенная территория, буквально развалины. Никаких коммуникаций, мы всё подвели сами, сейчас здесь цивилизованные условия и всё функционирует. Мы хотим строить бизнес так, чтобы предпринимателям было удобно и комфортно здесь работать. Мы хотим развиваться, приносить пользу обществу и нашему государству. Мы добросовестные налогоплательщики и работодатели!

Сегодня проект находится на этапе реализации. А в планах теперь строительство нового павильона "Мизам-2" площадью 16 000 квадратных метров.







– С чего начался конфликт между вами и акиматом города Алматы?

Мы сами не понимаем, почему эта ситуация возникла. С самого начала этот проект поддержал аким Алматы. Бауыржан Байбек был на открытии первой очереди нашего оптово-распределительного центра. Он был в курсе нашей концепции, одобрил развитие этого проекта. Я так думаю, конфликт больше с государственными органами в лице заместителей акима, управлений и так далее. Тех, кто провоцирует различные проверки. Я хочу задать вопрос о правомерности подобного "пристрастного внимания" к нам со стороны проверяющих органов города Алматы.

– В пресс-релизе, распространённом акиматом Алматы, говорится, что в ваши обязательства входило условие "содействия продовольственному обеспечению города, насыщения рынка качественными продуктами по доступным ценам". Это обязательное условие для функционирования вашего рынка?

В начале проекта, в апреле 2016 года, в рамках сотрудничества с акиматом Алматы мы подписали меморандум на год. В апреле 2017 года срок действия меморандума истёк. К тому же это не юридический, а, так скажем, "желательный" документ, который не имеет никакой законодательной силы. Тем не менее мы свои обязательства по этому документу выполнили. В течение одного года мы занимались только продажей продуктов питания. Это было складирование, последующая продажа и доставка в другие регионы Казахстана. Поэтому претензии, что предъявляет акимат в рамках "Программы продовольственной безопасности", необоснованны.



– По данным акимата Алматы, "в нарушение собственных обязательств, данных на Градсовете, возведён нецивилизованный базар из так называемых морских контейнеров на площади 8 тысяч квадратных метров". Были ли прописаны акиматом конкретные требования по постройке торгового центра?

– Основное требование, по которому должен работать любой субъект предпринимательства, – это закон. Законы архитектурно-градостроительного характера, законы в организации торговых точек, безопасность и так далее. По всем параметрам мы соответствуем. Формулировка "нецивилизованный базар" – это странное словосочетание, в законе нет такого критерия. Мне хочется задать акимату Алматы встречные вопрос: покажите документ, который разъясняет, что значит "цивилизованный базар"? Строить торговые павильоны из контейнеров законодательно не запрещено. У нас из морских контейнеров построен сектор "Д". По сути он не привязан к земле и имеет статус нестационарного торгового павильона. По законодательству строительство из контейнеров не запрещено. Поэтому с этим у нас всё в порядке.

– Все ли требования по технике безопасности, санитарным нормам и другим принципам модернизации рынков были вами выполнены?

– Хотелось бы подчеркнуть, что "Программы модернизации рынков", на которую ссылаются чиновники акимата, в природе не существует. Мы, как ни старались, не можем её найти. Со своей стороны мы соответствуем всем требованиям техники безопасности, стандартам санитарных норм, мы всё строим согласно строительным правилам. На это есть документы, декларации, акты ввода в эксплуатацию, подписанные соответствующими структурами. Мы крупная публичная компания, мы работаем законно и никаких запретов на нашу деятельность на сегодняшний день нет.



– Сколько человек сейчас работает на рынке и сколько рабочих мест будет создано после достройки и запуска всех торговых павильонов?

– На сегодняшний день, только в нашей компании было создано более 100 рабочих мест. Это штат администрации рынка, обслуживающий персонал, сотрудники охраны и клининга. Мы сейчас ещё на этапе реализации проекта. Когда мы завершим строительство, на рынке будет создано более 2 000 торговых мест. Соответственно, более двух тысяч самозанятых граждан смогут начать или расширить свой бизнес, открыть торговую точку. Это огромные налоги в бюджет.

– Рассматриваете ли вы возможность урегулировать сложившуюся ситуацию с акиматом города Алматы? Считаете ли вы эту ситуацию конфликтом власти и бизнеса?

– Конечно, мы считаем это конфликтом. У нас много материалов, которые дают нам право так это называть. У нас одна инспекция за другой, все рейды и проверки инициированы акиматом. Причём с нарушением всех процессуальных норм и законодательства. Такая избирательность властей наталкивает на то, что идёт давление на нас в рамках лоббирования чьих-то интересов. Может, готовится рейдерский захват моего бизнеса? Я просто так бизнес отдавать никому не собираюсь. Мы будем биться!

Мы сейчас все документы отправляем в надзорные органы, чтобы они дали правовую оценку действиям чиновников и структур акимата Алматы. Нашим вопросом будет заниматься Национальная палата предпринимателей "Атамекен" и Генеральная прокуратура РК. Очень надеюсь, что нам, предпринимателям, дадут спокойно работать и развивать бизнес в нашей стране, я не хочу никуда переезжать. Я казах, родился в Казахстане, я люблю свою страну, у меня семья и мои пятеро детей тоже будут здесь жить!

Миссия нашей компании – приносить пользу не только себе, но и нашему государству!

В Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира глава государства Нурсултан Назарбаев не раз заявлял, что чем больше доля малого и среднего бизнеса в нашей экономике, тем более устойчивым будет развитие Казахстана.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter