Для кредитования приоритетных отраслей экономики, согласно поручению Елбасы, было решено предоставить банкам долгосрочную ликвидность в сумме 600 млрд. тенге, путём выкупа на эту сумму национальным банком облигаций банков второго уровня.

Как было запланировано, с учётом субсидирования в размере 7%, конечная ставка по кредитам для бизнеса должна была составить не более 8%. По данным Нацбанка, в агропромышленный комплекс будут распределены 200 млрд. тенге, до 400 млрд тенге - в обрабатывающую промышленность.

Однако, как заявил в мае глава Нацбанка Ерболат Досаев, из 600 млрд тенге Нацбанком были выкуплены облигации трёх банков на сумму 112,7 млрд тенге, а конечными заёмщикам выданы кредиты лишь на сумму 14,9 млрд тенге.

В результате, по его словам,Национальный Банк Казахстана провел специальную встречу с банками по вопросу активизации реализации данной программы и подтвердил свою готовность обеспечить банки ресурсами в полном объёме и в кратчайшие сроки.

А так же заявил, что НПП "Атамекен", акимы областей, 3-х городов республиканского значения должны активизировать работу по формированию спроса со стороны реального сектора экономики.

Informburo.kz попыталось разобраться почему важная и нужная программа буксует. О том, как обстоит дело на настоящий момент и предпринимаемых мерах по исправлению ситуации Informburo.kz рассказала советник премьер-министра РК – руководитель секретариата проектного офиса по развитию отраслей "экономики простых вещей" Дана Жунусова.

– Дана Бейсеновна, в чём причина низкого освоения выделенных средств? Почему бизнесмены не хотят брать льготные кредиты по программе?

– Наш Проектный офис развития отраслей «экономики простых вещей» как раз и создан в целях оперативного выявления и устранения барьеров в реализации программы.

С 27 марта при поддержке НПП "Атамекен" практически на ежедневной основе мы собирали обратную связь от бизнеса, к работе были привлечены все регионы в режиме видеоконференцсвязи.

В итоге программа была значительно усовершенствована: снижена конечная ставка для заёмщика с 8% до 6%, введён инструмент гарантирования, внедрён льготный период, возможность пополнения оборотных средств до 50% от суммы проекта, расширен перечень товаров и услуг, подлежащих финансированию до более 800 товаров и услуг.

Надо отметить, что правительство впервые предоставило такую возможность оперативного внесения изменений в программу в интересах производителей.

Проводимая работа приносит результат. На сегодня заинтересованность бизнеса растет и выражается в 1400 проектах на разных стадиях: от идеи до готового бизнес-плана.

Также выросла динамика подачи заявок и их одобрения. На начальном этапе в БВУ было всего 10 проектов, на сегодня около 150 проектов уже одобрены, ещё 207 находятся на рассмотрении в банках. В случае их одобрения, суммарная стоимость этих проектов составит 330 млрд тенге, это уже более 50% всей выделенной суммы.

При этом мы продолжаем работу по совершенствованию программы. Сегодня на повестке стоит вопрос о возможности финансирования оборотных средств до 100% и включения рефинансирования действующих кредитов предпринимателей на инвестиционные цели.

Также рассматривается вопрос увеличения срока займа с 7 до 10 лет для инвестиционных проектов и расширение перечня видов товаров для финансирования.

– Какую сумму из 600 млрд тенге удалось освоить на 15 августа?

– Для начала поясню сам механизм выделения средств банкам и Аграрной кредитной корпорации (АКК). Национальный банк за счёт собственных средств и средств, находящихся в его управлении, приобретает облигации банков второго уровня и АКК на сумму до 600 млрд тенге. При этом, не запрещается участие банков и АКК в программе за счёт собственных средств.

На сегодня Нацбанк приобрёл облигации четырёх банков на общую сумму 115 млрд тенге: это АТФ Банк, Банк Центр Кредит, Нурбанк и Евразийский Банк. Из этой суммы, конечным заёмщикам уже выделено 32 млрд тенге для реализации 73 проектов.

Примерно столько же проектов профинансировано за счёт собственных средств Народного Банка, Форте Банка, Сбербанка, Банка RBK и Jysan Bank – 75 проектов на сумму 30 млрд тенге.

Важно, что независимо от источников финансирования, государством удешевляется стоимость кредитов предпринимателей до 6% и это позволяет создать действительно льготные условия для финансирования проектов.

– Есть ли претензии к банкам по работе с выделенными средствами?

– Сейчас в программе участвуют 10 БВУ, из них: 4 банка - за счет облигационных займов и 6 - за счёт собственных средств.

По линии проектов в сфере обрабатывающей промышленности и услуг банки являются основными операторами финансовых средств. Соответственно, от них зависит многое в части скорости и качества освоения выделенной суммы. Поэтому проектный офис находится в постоянном конструктивном диалоге со всеми БВУ и Ассоциацией финансистов Казахстан.

В ходе встреч предприниматели выразили обеспокоенность в связи с требованиями некоторыми банками излишней документации, к примеру, оффсетных контрактов.

Мы понимаем, что речь идёт о внутренних процедурах по оценке рисков. Но хотелось бы, чтобы банки не устанавливали излишних дополнительных барьеров для предпринимателей.

К сожалению, анализ показывает, что проекты в банках могут рассматриваться более двух месяцев. И не всегда на выходе - одобрение кредита.

Кроме того, несмотря на аграрную структуру экономики банки с осторожностью берутся за проекты бизнеса в сфере АПК в связи с наличием отраслевых рисков кредитования. Речь идет о сезонных особенностях сельхозпроизводства, его зависимости от природно-климатических условий, отсутствии у заёмщиков ликвидного обеспечения кредитов, а также трудностях, связанных с реализацией продукции.

Учитывая это, на сегодня наблюдается низкое освоение средств, выделенных на производство в АПК по сравнению с другими отраслями.

Для решения этого проблемного вопроса, с июля в механизм кредитования включена Аграрная кредитная корпорация, как оператор именно по проектам АПК.

АКК отличается от обычных банков лояльной политикой по рассмотрению проектов сельхозпроизводителей. Мы ожидаем достижения значимых результатов в данной отрасли после активного вовлечения АКК в программу.

– Как распоряжаются банки неосвоенными средствами?

– Банкам совершенно не выгодно не осваивать привлеченные средства, поскольку если банк не совершает кредитные операции, то он лишается возможности получения прибыли, это около 4%.

Согласно условиям программы, облигации банков приобретаются Нацбанком под 11% годовых, со сроком погашения до 7 лет на принципах идентичных кредитованию, возвратности, срочности и платности.

То есть, по истечении срока выпущенной облигации, банк обязан вернуть Нацбанку выделенные средства с выплатой соответствующего процента.

– На каких условиях предпринимателям предоставляются кредиты по программе?

– Предприниматели могут получить финансирование до 7 лет на инвестиционные цели, до 3 лет - на пополнение оборотных средств, сумма проекта не лимитирована программой. Могут участвовать все субъекты бизнеса независимо от категории.

Конечная ставка для заёмщика – 6% для проектов в сфере обрабатывающей промышленности и услуг и 5% для проектов АПК по модернизации и технологическому перевооружению предприятия. Для закупки сырья, комплектующих и транспортировки ставка – 10% (также только для проектов АПК).

В целях уравнения условий кредитования, мы совместно с МСХ прорабатываем вопрос по снижению ставки на пополнение оборотных средств по проектам АПК до 6%.

Помимо низких ставок кредитования в программе предусмотрена возможность по “отсрочке” платежей как по основному долгу, так и по вознаграждению на срок не более ⅓ срока кредита.

В целом, условия программы льготного кредитования по сравнению с другими действующими программами наиболее привлекательны.

– По каким причинам банки чаще всего отказывают в финансировании?

– К наиболее распространённым причинам отказа относятся: отсутствие постоянного дохода или его недостаточный размер, излишняя закредитованность, наличие плохой кредитной истории, недостаточная залоговая база.

Бывают случаи, когда банки отказывают заемщикам с отличной кредитной историей и устойчивым доходом. В основном, это происходит из-за ошибок заёмщиков в предоставляемой документации или неправильного толкования требований банка.

По данным Ассоциации финансистов Казахстана бизнесмены чаще всего допускают ошибки в процессе сбора документации. Это некорректная финансовая отчётность, юридические замечания по предоставляемому залогу и несоответствие технических характеристик.

Сегмент МСБ имеет сравнительно низкую по качеству отчётность, которую невозможно принять на рассмотрение банками без доработки. Это затягивает процесс рассмотрения кредитных заявок на недели, а иногда на месяцы.

Тормозит процесс рассмотрения заявок клиентов также предоставление неполного пакета документов, неактуальной информации, несоответствие внутренних документов клиентов законодательству РК.

– Для каких секторов экономики предусмотрено финансирование?

– Одно из главных отличий программы льготного кредитования проектов "экономики простых вещей" от остальных программ заключается в том, что таргетируется развитие производств конкретных товаров и услуг, а не целых отраслей и секторов. В первую очередь, мы исходили из ежедневных потребностей граждан.

При подготовке программы были одобрены следующие подходы: поддержка производств, для которых в РК имеется высокий спрос и необходимое сырье для налаживания производства; поддержка проектов по принципу “от сырья до готовой продукции” в целях развития полноценной цепочки добавленной стоимости; поддержка производств товаров с высоким потенциалом для экспорта.

В первую очередь в категорию такой продукции попали продовольственные товары, такие как сахар, мясо, молочная продукция и пр., а также базовые предметы легкой промышленности, строительные материалы и мебель.

Наряду с товарами правительство поддержало развитие ряда услуг. Это строительство ОРЦ, студенческих общежитий, и услуги, направленные на развитие внутреннего туризма.

Для реализации программы прошлой осенью был сформирован перечень, включающий более 800 видов товаров и услуг, привязанных к 108 видам экономической деятельности.

– Какой эффект ожидается для экономики Казахстана от освоения всей выделенной суммы?

– Учитывая выгодность для предпринимателей, а также то, что программа направлена на точечное финансирование производств, ожидается значительное замещение импортируемых товаров на товары казахстанского производства. Это продовольствие, товары лёгкой промышленности, такие как одежда, постельное белье, обувь, а также мебель, строительные материалы и др.

Программа также призвана финансировать проекты социально-экономической направленности. По предложению МСХ в целях снижения инфляции и недопущения роста цен на отечественную сельхозпродукцию, в программе заложено строительство Оптово-распределительных центров. Они позволят исключить излишние цепочки перекупщиков, тем самым снизится конечная цена для потребителя.

Кроме того, для наиболее востребованных у населения товаров, таких, как пищевые товары и товары легкой промышленности, предусмотрена возможность финансирования проектов по всей цепочке добавленной стоимости – от сырья до готовой продукции.

Также за счёт поддержки в рамках программы социально значимых инициатив, озвученных Елбасы, предусмотрено направление средств на строительство и реконструкцию объектов образования, студенческих общежитий и детских садов.

– Финансирование каких наиболее крупных и перспективных проектов уже было одобрено банками?

– Уже профинансирован ряд крупных проектов.

В сфере пищевой промышленности: производство сахара (55 тыс. тонн в год), производство мяса (7 тыс. тонн в год), производство молока и молочных продуктов (18,25 тыс. тонн в год), производство овсяных хлопьев (10 тыс. тонн в год).

В сфере АПК: выращивание овощей (850 тонн в год), выращивание фруктов (600 тонн в год), производство мяса птицы (3,9 тыс. тонн в год);

В сфере лёгкой промышленности: производство мужских костюмов (120 тыс. шт. в год), производство носков (500 тыс. пар в год), производство обуви (130 тыс. пар в год).

В сфере строительства - производство строительных сухих смесей (120 тыс. тонн в год), в сфере машиностроения - производство аккумуляторов (около 3 млн. штук в год), в сфере агрохимии - производство азотсодержащих удобрений, в сфере мебельной промышленности - производство мебели (7,1 тыс. штук в год), в сфере услуг - пять проектов по строительству оптово-распределительных центров на сумму 2,7 млрд тенге.

– Что нужно сделать бизнесменам, чтобы повысить шансы на одобрение финансирования их проекта? Как помогает НПП "Атамекен"?

– С марта этого года для консультирования субъектов бизнеса от стадии идеи проекта до его реализации во всех 17 регионах страны на базе региональных палат предпринимателей созданы региональные проектные офисы, куда привлечены представители госорганов, институтов развития и банков.

На базе Центров обслуживания предпринимателей создан штаб кредитных консультантов из числа участвующих в программе банков второго уровня.

Поэтому предприниматель, проявляющий интерес к участию в программе, в любой момент может обратиться за помощью в региональные проектные офисы, АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" и в сами БВУ.

Эта работа проводится в комплексе с решением системных проблем в отраслях "экономики простых вещей".

По поручению премьер-министра РК впервые заложена практика, когда практически на еженедельной основе собираются представители госорганов, институтов развития и отечественный бизнес для разработки механизмов действенного решения актуальных проблем, которые находят применение.

Так, под председательством заместителя премьер-министра РК Жениса Касымбека при участии Министерства индустрии и инфраструктурного развития и НПП «Атамекен» на площадке правительства находят решения вопросы по сбыту отечественных товаров, развитию сырьевой базы, защите внутреннего рынка и борьбе с нелегальным оборотом.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter