Прямой эфир Новости спорта

Олжас Худайбергенов, CSI: У нас есть три краеугольных камня, которые сделают наш форум интересным

Фото предоставлено СSI
Фото предоставлено СSI
7 ноября в Астане CSI проводит Форум стратегических инициатив. В чём его отличие от подобных мероприятий, рассказывает руководитель CSI Олжас Худайбергенов.

– Главный вопрос: почему вы решили провести свой форум? В Казахстане таких мероприятий проводится много, почему вы решили организовать и провести именно свой форум, а не, допустим, панельную сессию на каком-то уже раскрученном мероприятии, например АЭФ?

– В Казахстане есть форумы двух типов. Первый тип – имиджевый, политический: Астанинский экономический форум, Медиафорум, – они проводятся больше с целью внешнего позиционирования страны. Такие мероприятия помогают налаживать отношения наших чиновников с чиновниками других стран, бизнес-контакты, но какого-то прикладного значения они не имеют. Второй – это локальные форумы, которые ориентируются на приглашения знаменитых людей с целью привлечь аудиторию и спонсоров. Естественно, что какой-то прикладной пользы от таких мероприятий тоже нет. Всё, что касается форума, заканчивается с завершением самого мероприятия.

Основная цель нашего форума: обсуждение должно иметь чётко выраженную прикладную пользу. Мы хотим, чтобы у нас не просто обсуждались вопросы, которые нужно решать, а предлагались варианты решений. Для того чтобы в последующем, учитывая потенциал CSI, мы могли бы предлагать государству актуальную повестку как по имеющимся проблемам, так и по вариантам решения. Получается синергия. Есть основная деятельность нашей компании – консалтинговая, мы работаем практически со всеми госорганами, госкомпаниями, видим их потребности, но, надо понимать, что эти потребности сформулированы ими самими. Форум же – это способ формализовать потребности, которые есть у общества.

– То есть некий инструмент обратной связи?

– Да. Больше того, мы хотели бы не останавливаться просто на формализации существующих общественных запросов, а попытаться выработать рекомендации в процессе дискуссии и затем предложить их госорганам. То есть сформировать по итогам форума документ с пакетом рекомендаций, которые можно предложить соответствующим министрам либо вынести на более высокий уровень, и затем, используя вес и авторитет CSI, постараться добиться их реализации. То есть форум этот будет не обсуждением ради обсуждения, а должен иметь практические результаты.

– Будут ли какие-то в связи с этим новшества в части формата проведения мероприятия?

– В целом формат форума будет намного более прикладной, чем это бывает обычно. Традиционно на форумах поднимается какой-то вопрос, и все спикеры выступают на эту тему. У нас вместо этого будет основной доклад, презентация по определённой проблеме, предложены варианты её решения, и спикеры будут обсуждать именно это. То есть сама дискуссия станет гораздо более предметной. Мы даже планируем заранее выслать доклады потенциальным спикерам, чтобы они чётко понимали тему дискуссии и могли подготовиться.

– А эти основные доклады будут подготовлены CSI?

– Нет. Это не будет готовить только CSI. Мы попросим экспертов подготовить такие доклады, и со своей стороны готовы помочь им в этом. Если где-то будет не хватать данных, мы готовы их предоставить. В целом нам бы хотелось закрепить такой формат на будущее. И ещё очень важно: мы хотим, чтобы на нашей площадке появлялись новые люди. Дело в том, что это проблема. Есть раскрученные личности, которые постоянно на виду и участвуют в форумах.

– Кочуют с форума на форум?

– Можно сказать и так. Нам бы хотелось раскрывать новые имена. Людей, специалистов, которые находятся на уровне среднего звена. Скорее всего, они где-то уже принимали участие, но в целом ещё недостаточно известны и публичны. Но вместе с тем это люди, которые очень хорошо знают свою отрасль. И так как они отлично владеют предметом, могут предлагать реальные практические решения. При этом форум сможет придать их прикладным решениям более глобальный характер. То есть участвующие в дискуссиях спикеры смогут масштабировать эти решения.

– Какова будет повестка? Очень часто в качестве тем выбираются очень общие, глобальные, типа: "Как нам выжить в эпоху глобализации".

– У нас есть три краеугольных камня, которые, по моему мнению, должны сделать этот форум интересным. Первое – это обсуждение актуальных вопросов повестки дня, но на прикладном уровне; второе – это выявление новых лиц, которые смогут предложить новые качественные решения обсуждаемых проблем; и наконец, третье – формат работы нашей компании, который позволит эти предлагаемые решения превратить в чётко артикулированные инициативы на государственном уровне.

– Зачастую на таких мероприятиях в этом качестве присутствуют люди, которые, мягко говоря, плохо представляют ситуацию в Казахстане. Кто примет участие в вашем форуме? По каким критериям вы хотите приглашать спикеров, модераторов?

– Вы знаете, мы долго обсуждали этот вопрос, но решили, что это будет комбинированный метод. Акцент мы делаем на людях из частного сектора, но так как на форуме будут обсуждаться проблемы, затрагивающие государство, то мы приглашаем людей и из этого сектора. Наверно, одним из отличий нашего мероприятия станет то, что мы, приглашая чиновников, делаем упор не на высший политический уровень, а на средний уровень.

– Можно уточнить?

– Уровень вице-министров. Поясню почему. Мы делаем это сознательно, поскольку присутствие чиновников высшего уровня сразу превращает мероприятие в политическое, официальное. Мы бы хотели как раз уйти от такого формата. Как правило, вице-министры – это основные рабочие лошадки, люди, которые заняты непосредственно решением тех или иных проблем.

Ещё один момент – это приглашение, как я уже говорил, тех экспертов, которые серьёзно занимаются конкретно именно обсуждаемой проблематикой. Нам представляется, что именно такая комбинация, такой состав позволит достичь поставленных целей, провести профессиональную дискуссию с выходом в результате на готовые варианты решений, изложенных по окончании форума в виде рекомендаций Правительству.

Единственный момент, сама длительность каждого обсуждения будет составлять полтора часа. Может быть, этого и недостаточно, чтобы всесторонне рассмотреть проблему, но с другой стороны, мы знаем, что можно говорить и обсуждать какие-то вопросы часами без каких-либо результатов. В качестве примера правильного подхода мы для себя рассматриваем формат "Гайдаровских чтений".

– Будут ли участвовать в форуме зарубежные эксперты?

– Скорее всего, нет. Если только будет какая-то исключительная потребность. Мы всё-таки рассчитываем на то, что это будет внутренняя аудитория. И предполагаем не просто обсудить актуальные именно для Казахстана проблемы, но и получить практические результаты дискуссии. К сожалению, иностранные эксперты вряд ли настолько погружены в наши внутренние реалии.

– Вы несколько раз сказали, что по итогам форума предполагается получить какой-то результат. Это будет какой-то документ?

– Да, это будет документ, в котором будут сформулированы предложения и рекомендации Правительству по реализации конкретных инициатив или даже реформ. Прописаны базовые параметры и цели. Мы хотим – и это тоже очень важно – чтобы на этом работа не закончилась. Далее будем пытаться эти инициативы продвинуть и добиться их реализации. То есть добиться реального практического эффекта. Кстати, сам форум задуман нами не как разовая акция, и он, я надеюсь, будет проходить регулярно, и на последующих форумах мы обязательно будем рассказывать, каких результатов сумели добиться в реализации выработанных рекомендаций.

– Вы сказали, что проблемы вечны, но их актуальность в различные отрезки времени разная. Как будет формироваться повестка именно этого форума, который пройдёт 7 ноября? В чём будет его фишка?

– Сейчас программа форума предполагает четыре основных темы. Первая тема – это вопрос доверия к государству, точнее к государственным институтам. Понятно, что это очень общая постановка вопроса. Однако в свете последних событий, особенно после убийства Дениса Тена вопрос доверия к этим институтам, особенно к правоохранительным органам, очень сильно актуализировался. Кстати, о проблеме доверия говорил и Президент в своём послании. Если дословно, то он сказал "ключевыми параметрами оценки работы полиции должны стать уровень доверия со стороны общества и чувство безопасности у населения". На форуме мы хотим не просто констатировать показатели и этим ограничиться. Целью будет обсудить, какие именно реформы позволят повысить это доверие. Причём речь не пойдёт о политических реформах, – это дело политиков, – мы хотим акцентировать внимание на конкретных прикладных реформах. Выделить конкретные секторы и отрасли, улучшение показателей которых приведёт к повышению уровня доверия. Мы не хотим уходить в общую философию, политику, а намерены использовать технократический подход. Будут предложены практические решения в конкретном секторе.

– Например?

– Опыт ЦОНов. Вы же помните, что была большая проблема, связанная с коррупцией при оформлении всякого рода документов, но с появлением ЦОНов, она практически исчезла. Именно такого рода решения и должны вырабатываться и предлагаться.

Вторая тема – бюджетный формализм. С каждым годом в силу внутренних процессов, которые происходят в министерствах, бюджетные процедуры всё более ужесточаются. И это ужесточение является попыткой чиновников размыть ответственность за принятие решений.

Чиновники боятся ответственности, и поэтому придумывают всё больше и больше формальных требований и критериев, чтобы снять её с себя…

– Это разве плохо, я имею в виду ужесточение требований по бюджетным заявкам?

– В теории, наверное, нет. Но в результате это привело к тому, что бюджетные процедуры, которые должны начинаться в январе, начинаются на практике в ноябре. Бюрократия приводит к тому, что финансирование проектов и программ максимально отдаляется – соответственно, сжимаются сроки реализации, и как результат – некачественное исполнение. Образно ситуацию можно охарактеризовать как "змея укусила себя за хвост". Государство само ставит задачи и своими же руками, через бюрократию не даёт их качественно решать.

– Вы хотите обсудить и дать предложения, как с этим бороться?

– Да. Будет представлен доклад, в котором будут предложены инструменты решения этой проблемы, а спикеры должны оценить их и сказать, действительно ли предлагаемые решения будут эффективными.

Третье направление – это ГИК, Глобальный индекс конкурентоспособности. Это внешний замер, можно конечно поспорить на тему, насколько он объективно замеряет положение в стране, но большая часть индикаторов основана, особенно в части статистики, на объективных данных. Мы хотели бы пригласить на наше мероприятие заместителей министров и предметно обсудить, что нужно сделать, для того чтобы показатели поменялись.

И, наконец, четвёртое направление: мы дадим 10 шокирующих прогнозов на 2019 год. Сразу хочу сказать, что это, безусловно, не базовый сценарий развития событий. Это предельные сценарии, которые должны показывать крайние варианты развития ситуации. Это не значит, что эти события обязательно произойдут. Предельные сценарии и прогнозы напрямую зависят от политической ситуации, а если в экономике ещё возможно более-менее объективное прогнозирование, то в политике это почти невозможно. По крайней мере, на сегодняшнем этапе.

Мы полагаем, что государство должно иметь несколько вариантов прогнозирования. В которых учитываются и самые крайние варианты.

– Можно пример?

– Возьмём ситуацию с Турцией. Что будет в случае, если Турция выйдет из НАТО? Она может присоединиться к ШОС и ЕАЭС. И вот как тогда будет развиваться ситуация?

– А что спикеры будут обсуждать – саму вероятность такого сценария или последствия?

– Мы сразу оговариваемся, что этот сценарий маловероятен, однако нам хотелось бы обсудить с экспертами, что будет, если это всё-таки случится.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров