Когда-то личная потребность привела Ольгу Костенко в профессию тренера по детской безопасности. Сегодня более 700 детей в Алматы знают, что нужно делать, если угрожает опасность. Проект по детской безопасности Child_safety_kz сейчас в процессе трансформации: в следующем году станет полноценной школой с онлайн- и офлайн-уроками. Ольга рассказала, какие навыки отрабатывают дети, почему уроки могут оказаться полезными и взрослым, и дала несколько универсальных рекомендаций.
– Ольга, как вы пришли к профессии тренера по детской безопасности?
– Всё просто – стала мамой. Как любая мама, я очень сильно переживала за свою дочь. Долго наблюдала за работой Зарины Джумагуловой (первый в Казахстане тренер по детской безопасности, общественный деятель в области обеспечения безопасности детей, социальный предприниматель, руководитель Центра детской безопасности "Ангел", эксперт-консультант, член Международного сообщества по предотвращению насилия и пренебрежительного отношения к детям ISPCAN. – Авт.), хотела, чтобы моя дочь прошла курс, и мечтала, чтобы Зарина начала учить взрослых методике тренинга. Мысли, оказалось, материальны, и когда Зарина объявила набор, я была в числе первых.
– Как проходил отбор?
– Все потенциальные тренеры должны пройти обучение, после которого обязательно сдать экзамен. Первый этап – провести мастер-класс, на котором оценивается поведение тренера, общение с родителями и детьми. Затем – годовая практика и аттестация, после которой он получает бессрочный статус тренера по детской безопасности.
– А родители могут этому научить?
– Могут. Но на практике родители гораздо эмоциональнее, чем тренеры. Ребёнок ощущает их переживания и страхи, стереотипы об опасности и предубеждения, зависимость от чужого мнения. Кроме этого может сложится неверный, гиперболизированный, абстрактный образ опасного человека. В детском восприятии чаще встречается некто в чёрных очках, злодей с ножом или пистолетом, что в жизни, конечно, не так. Однако образ уже заложен, ребёнок будет ориентироваться на него.
– Как проходят занятия?
– Мы усваиваем информацию через органы слуха, зрения и осязания. Самый результативный метод обучения – когда мы слышим, видим и сразу отрабатываем.
Даже маленький ребёнок может сам себя защитить, зная элементарные навыки самообороны, как вырваться от захвата, болевые точки и так далее. Мы учим базовому правилу: бей – кричи – убегай. Знаете, в критической ситуации дети не кричат. Это в принципе сложно: совмещать два действия – бежать и кричать – попробуйте сами. Кричать при этом нужно громко, особенно на улице, где звук рассеивается.
В то же время ребёнок не должен шарахаться от каждого человека или машины, поэтому учим распознавать маркеры опасности и просить о помощи. Тогда в большинстве опасных ситуаций он будет готов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– С какими опасностями чаще всего сталкиваются дети сегодня? К чему стоит быть готовым?
– Тут важно, не с какими опасностями, а как реагирует ребёнок. Самое главное, чему мы учим детей, – охранять свои личные границы. В повседневности достаточно редки случаи, когда взрослый открыто нападает на детей. Чаще всего преступники их выслеживают, присматриваются, пытаются подружиться – в таком случае это уже не незнакомец, ведь ребёнок видел человека ранее, "знает" его.
Конечно, важно объяснить ребёнку, что, где и как проходит не в границах нормы: действия, жесты, слова – приятные и неприятные. Даже если родители ранее что-то разъясняли, у ребёнка все равно в душе всё сжимается. Я сама это пережила… Он понимает, что что-то не так, а что делать дальше, не знает. Кроме этого детей учат авторитету взрослых (их нужно слушаться), они стесняются кричать (отголоски родительского "не кричи"), просить о помощи или соблюдать дистанцию.
– Насколько это понимание у родителей отличается от их представлений?
– Чаще всего я слышу от родителей, что они сами многого не знали. Да, что-то вынесли с уроков ОБЖ, но для большинства это было наказание и скукота. Кроме того, не все уроки ОБЖ содержат в себе комплексный подход. Например, никто не рассказывает в школе, как действовать в паникующей толпе или при ЧС, хотя и проходят отработки "по случаю". Но в целом комплексного понимания нет.
– Когда мы говорим о детской безопасности, мы часто подразумеваем это в отношении взрослых посторонних и не очень – детей к детям. Как быть, например, со случаями детской агрессии по отношению друг к другу?
– Это снова вопрос личных границ. Например, что нужно сделать, если есть опасность со стороны старшеклассников? Если это произошло, обязательно рассказать классному руководителю и родителям. Чем больше ребёнок умеет отстаивать свои границы, тем у него больше шансов, что он их отстоит в любой ситуации.
Работа с эмоциями позволяет распознавать свои эмоции и чужие. Как и что сказать агрессору так, чтобы снизить его пыл? У нас в практике был случай буллинга, когда девочку все сторонились, дразнили. После первого урока стало понятно, что это несчастный, недолюбленный ребёнок, который не знал о том, как обратить на себя внимание. Агрессия с её стороны была формой взаимодействия с обществом. Мы учим детей понимать, откуда истоки этой агрессии и что на самом деле может происходить. И уж тем более не надо его бояться, потому что он "сильный".
– Были факты перевоплощения из агрессора в дружелюбного?
– Недавно был интересный случай. Девочку травил класс – естественно, с её стороны была агрессия в ответ. Мы проработали с ней "моральное айкидо", потренировались, научили реагировать нейтрально, даже с улыбкой. При таком подходе дети через два дня потеряли всякий интерес к буллингу в её сторону.
– Должны ли такие тренинги быть в школах на постоянной основе?
– Было бы неплохо, тем более что недавно разработали отдельный механизм для решения проблем буллинга. Но руководители части школ предпочитает делать вид, что этого явления в их учреждениях нет, и решают последствия, а не проблему.
– Безопасность важна и в онлайн-среде. Как научить ребёнка правильно действовать в киберпространстве?
– У нас это отдельное направление. Первое, что мы говорим в рамках базовых уроков: интернет – это место, где хранится всё, даже если вы что-то удалили. Второе, в сети легче наладить контакт и замаскироваться под друга.
– Какие навыки и умения необходимо разрабатывать родителю в себе и в своём ребёнке?
– Родительский пример очень важен и показателен. Например, если мама имеет привычку оглядываться, когда заходит в подъезд, и никогда не зайдёт с незнакомцем. Или у родителей нет привычки переходить дорогу в неположенном месте или на красный свет, когда нет машин (ирония в том, что при этом звучит реплика "так делать нельзя").
Научите ребёнка отстаивать собственные и уважать чужие границы, проявляйте эмпатию и эмоциональный интеллект к чужим детям. Не запугивайте детей страшилками и не проецируйте собственные эмоции и оценки.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5498
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2484
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2488
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2301
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2180
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2171
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2231
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2279
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2204
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2188
- 0
- 6