
73-летний Олег Терещенко 17 лет возглавлял кафедру физического воспитания в одном из ведущих университетов Алматы. Он кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, тренер по плаванию, многоборью и настольному теннису.
На протяжении десятилетий своей трудовой деятельности эксперт уделял большое внимание проблемам недостаточной физической подготовки среди молодёжи и отсутствию знаний о безопасных тренировках. Он проводил исследования, включая анкетирование учеников и студентов, чтобы выявить проблемы и предложить пути их решения.
"Физнагрузки без знаний – очень опасная штука"
– Олег Никитич, вы не раз критически высказывались о низком уровне физического воспитания в казахстанских вузах, что, по вашему мнению, приводит к "физическому бескультурью" среди студентов. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?
– Думаю, стало ещё хуже. В вузах нет физической культуры, хотя бы потому, что во всех вузах страны физкультура ведётся раз в неделю. А это уже пародия на дисциплину. Уж лучше тогда вообще не вести, потому что в таком объёме предмет пользы никакой не даёт. Если бы ещё у нас были толковые преподаватели, то они постарались хотя бы не испортить этот час в неделю. Но таких крайне мало, некоторые из моих коллег вытворяют такие вещи, что студентам порой кареты скорой помощи вызывают. Поверьте, я знаю, что во многих вузах творится. Это большущая беда.
Если я сталкивался по работе с "беспросветным физкультурником", а такое не раз бывало, то всегда старался донести до него в первую очередь знания. Например, у одного студента нет почки или руки, у другого зрение минусовое или +10, у кого-то давление. Так вот я объяснял горе-физкультурнику, что он должен для каждого из студентов разработать индивидуальную физнагрузку.

Перед моими глазами до сих пор стоит один их моих бывших студентов. Умный, красивый, отличник, староста группы, он великолепно пел, его признавали лучшим голосом университета. В общем, его знал весь вуз. Однажды он пришёл ко мне на кафедру и протянул заявку. Мол, подпишите. И рассказал, что намерен участвовать в каком-то первенстве по боксу. Я удивился: "Знаю тебя как певца и уж точно не как боксёра". А он показывает мне документы КМС по боксу. Я сказал, что не могу подписать заявку, потому что он не готовился к соревнованиям, у нас и секции бокса в вузе не было, и преподавателя-боксёра нет, который мог бы за него отвечать. В общем, я не подписал.
Он обиженный ушёл и где-то в другом месте, на стороне разрешительную подпись получил. А потом спустя полгода неожиданно умер. Как выяснилось позже, во время турнира его нокаутировали, у него начались адские боли в голове и он покончил с жизнью. Такие случаи у нас не принято предавать огласке.
Вот что значит безграмотно подходить к физкультуре, спорту и нагрузкам!
Кстати, скоро намечается Универсиада в Туркестане, если не ошибаюсь. Опять туда повезут неподготовленных студентов. Да, технически они могут быть готовы, но функционально сердце их не готово. Это издевательство над здоровьем. Ни взрослые, ни молодёжь не знают важнейших вещей. Но эти темы у нас нельзя поднимать.
– Вы рассказывали, что проводили исследования среди студентов всё по той же теме. К каким результатам пришли?
– Когда я работал на кафедре, то провёл анкетирование среди тысяч студентов, у которых интересовался, знают ли они свой пульс, как определить оптимальную физнагрузку для себя. И пришёл к выводу, что люди хотят получать знания по физкультуре, но им их не дают. Результаты были опубликованы в журнале "Теория и практика физкультуры".
Одним из поводов опроса стало то, что однажды я собрал на стадионе студентов, человек 150, выстроил перед ними 15 преподавателей и спросил: "Какую дистанцию в вашем возрасте и физическом состоянии нужно ежедневно пробегать утром просто для поддержания здоровья?" Вначале все задумались. Потом смелые начали выкрикивать варианты: "Один, три, пять, десять километров...". То есть никто не имел чёткого представления, сколько нужно пробегать. Я им и объяснил: "Если вы каждый день будете пробегать по 10 км, то на третий день просто не сможете ходить, у вас ноги будут отваливаться и вообще три дня потом спать будете хотеть". Студенты, конечно, посмеялись, но этот случай стал очень показательным для меня.
Понимаете, перед тем как начать бежать, надо кое-что знать о беге. Потому что физкультура должна давать в первую очередь знания. И если их нет, то физические нагрузки – это очень опасная штука.
Был случай, когда я отказал акимату выставить 50 студентов для марафона, опасаясь за их здоровье. Тогда ещё один из преподавателей, если не ошибаюсь, на стадионе "Динамо" умер после бега. Этот случай подтвердил мои опасения. Известны истории о людях, которые умирали после марафона в Алматы. Просто-напросто у людей не было знаний. А ни школа, ни вуз этих знаний не дают. Мы не имеем права рисковать жизнями молодых людей, если они не подготовлены.
В советских стандартах преподавания физкультуры в средних образовательных школах было указано – 80 часов теории. Но ни в одной школе в настоящее время не дают такой теории. А потом школьников и студентов во время сдачи нормативов, когда они ради оценки надрываются, часто тошнит, они падают в обмороки. Чтобы такого не происходило, знания нужно давать до физнагрузок. В спокойной обстановке объяснить всё, подробно проработать ту или иную тему на основе практических примеров.
"Не унижать детей, а давать знания и мотивацию"
– Как нужно вести физкультуру в школах? Стоит ли существенно разделять физнагрузку между мальчиками и девочками?
– Я когда-то подрабатывал учителем физкультуры в школе, понял одно – физруку на занятиях ни в коем случае нельзя говорить: "Мальчикам пять кругов, девочкам четыре круга". Это глупо! Есть девочки, которые мальчика за пояс заткнут. А есть мальчики, которые девочкам уступают в физподготовке. У кого-то лишний вес, проблемы со здоровьем или просто слабенький. Так нельзя.
Нужно поступать гораздо проще. Даёшь команду: "Всё, дети, бежим пять минут трусцой. Это разминка. Побежали!" Кто-то намотает три круга, кто-то два, а кто-то все пять кругов. Ради Бога, каждый бежит в своём темпе, который ему подходит. Так я практиковал с учащимися третьего класса, с каким пульсом правильно бегать, и за это оценку ставил.
Дети спокойно бегут, и тут раздаётся свисток на весь стадион, дети останавливаются и прикладывают руку к сердцу. Свисток второй – они начинают считать пульс. Третий свисток – заканчивают. На всё это уходит 10 секунд! И дальше они опять бегут. Когда ко мне подбегают, каждый ребёнок сообщает свой пульс. К примеру один говорит: "24". Я ему: "О, молодец! Беги дальше". Кто-то подбегает говорит: "28!". "Ну, что скажешь?" – спрашиваю его. Он отвечает: "Это много". А я: "Молодец, ты всё понял, всё знаешь, и тебе пятёрка". И третьеклассники у меня бегали на правильном пульсе. Вот это и есть знания, вот таких детей можно спокойно отпускать на самостоятельные занятия, где они не сорвут своё здоровье.
– Если бы вы имели полномочия, то какие конкретные меры предприняли, чтобы улучшить систему физкультуры в образовательных учреждениях?
– Во-первых, надо поднять уровень образования в вузах, готовящих специалистов физической культуры. Никакой студент – будь то мастер спорта или чемпион – не должен получать хорошие оценки только за спортивное мастерство. Если он ничего не знает о физической культуре, то покалечит детей.
Во-вторых, физкультура не может быть раз в неделю, такого никогда не было. Хотя бы два раза в неделю. Только тогда ещё можно что-то полезное организму давать. И надо постоянно давать знания. Например, прошли в неделю два положенных занятия, а на третий раз ты даёшь студенту задание: "Займись часовой ходьбой раз в день и отлично поддержишь своё здоровье, будешь в хорошем функциональном состоянии".
В-третьих, нужно убрать инкубаторские нормативы, которые все должны сдавать. Вот, например, у нас на кафедре мы вели отдельные папки, где хранились сведения о диагнозе каждого студента. Мы не насиловали учащихся этими нормативами. А больным студентам нужно особые знания и нагрузку давать, но не ставить на них крест.
И ещё Министерство образования требует от преподавателей вузов заниматься научной работой и публиковаться. Я считаю, что это ошибка. Да, преподаватели, безусловно, должны повышать свой уровень знаний и заниматься исследованиями, но есть преподаватели кафедр физвоспитания от Бога, которые не склонны к научной работе. Эти энтузиасты увлекают за собой массу студентов и приносят им большую пользу. Не нужно из них делать книжных червей.
Кроме того, в вузах, которые не специализируются на физкультуре, нет ни одной лаборатории, чтобы проводить исследования. Нельзя высасывать из пальца научную работу, ещё и публиковать её за немалые деньги. Это неправильно! Настоящие преподаватели физвоспитания, преданные своему делу, в выходные занимаются организацией и проведением спортивных мероприятий и приходят домой едва ли не на четвереньках. И какой наукой он должен заниматься?!
Дело не в нормативах, а в знаниях. А знаний по физкультуре никто не даёт. Рассмотрим конкретный пример, школьница или студентка имеет 20 кг лишнего веса. Может быть, у неё склонность к полноте или есть какое-то заболевание. Так вот, она не должна сдавать нормативы только ради того, чтобы стипендию получить. Не должна. Она должна быть в спецгруппе, где ей должны дать знания, что ей можно, а что нельзя. В том числе о том, как следить за своей фигурой и не вредить здоровью. Как вообще ей с лишним весом-то помочь? Ей ведь тоже хочется нравиться парням. И потом происходит много разных историй, когда девчата сходили с ума, начинали голодать и умирали. А если бы она со школьных лет знала, что делать в плане здоровья, то такого бы не случалось.

Вопрос качественных кадров сейчас стоит очень остро. Выпускники спортинтернатов, мастера спорта и призёры соревнований, замученные на тренировках, никаких книжек не читают и не владеют знаниями о физвоспитании и культуре. Это самое главное. Надо через физкультуру личность раскрыть, дать воспитание.
К примеру, есть в каждой группе физически слабый, но умный студент. Его дистрофиком считают, на физкультуре унижают, оскорбляют. При этом в этой травле участвует сам преподаватель и зачастую крепкие ребята-студенты. А когда ты вместо унижений, даёшь ему знания, мотивацию и говоришь: "Слушай, вот ты три раза отжимаешься. Но ты же здоров. Давай пять сделаем через полгода, а я тебе пятёрку поставлю". При этом постоянно даёшь ему знания, как правильно отжиматься в домашних условиях, и он вдруг делает семь раз! К концу семестра такой довольный и счастливый. Оказывается, он научился укреплять свои мышцы и заниматься своей фигурой дома без тренажёров. Вот это и есть физическая культура.
– Порекомендуйте, пожалуйста, с чего начинать родителям физическое воспитание детей?
– Беда в том, что родители сами знаний не имеют. Я лишь могу посоветовать чаще выводить детей на активный отдых на свежий воздух – на детские площадки, за город. Это здорово, что акиматы сейчас строят много спортплощадок для детей и подростков. Сами родители должны подавать пример, часто гулять пешком с детьми, ходить в походы на природу. И чем чаще, тем лучше. Если ходить полчаса-час три раза в неделю – уже отлично.
– Лет до 35–40 человек не задумывается о здоровье, но затем, порой в одночасье, решает заняться собой. Что бы вы порекомендовали в плане физкультуры людям до 50 лет, чтобы не навредить здоровью?
– Для начала нужно хотя бы начать ходить, не бежать с пеной у рта, но и не вразвалочку. Три раза в неделю надо однозначно ходить, хорошим размашистым шагом, продавливая на стопе, в спортивной одежде, без каблуков. Час пройдёшься, и продышишься, и вспотеешь, и душ примешь, и сердечно-сосудистую систему и тонус мышц ног восстановишь. И, главное, удовольствие колоссальное получишь. Прогулки – это бесплатный и эффективный антистресс. Ходьба важна и с точки зрения кардиологии, и с точки зрения психики. Это великолепная вещь и даже можно в тренажёрный зал не ходить. Ходьба здорово помогает и гипертоникам.
А о пользе настольного тенниса я могу говорить сутками.
Расскажу одну историю. Как-то налоговая инспекция арендовала спортзал в нашем университете и пригласила меня в качестве судьи на соревнования между сотрудниками. Это был какой-то ужас. Пришли только женщины. Под громкую музыку они с утра до вечера играли в волейбол, прыгали в длину с места, играли в теннис, даже перетягивали канат. В общем, такое наворотили... И это называлось Днём здоровья. А на самом деле это был срыв здоровья.
Когда я спросил потом у женщин, как они себя чувствуют, они сказали: "Ой, так здорово! Так здорово! Всё тело болело две недели". Между тем они не поняли, что это далеко не "здорово". Это очень плохо. Как говорится, Бог миловал, инфаркт не схлопотали. Но сдвиг в здоровье получили, который ещё им скажется. Вот эти элементарные знания людям не дают. Массово не дают.
– Вы как пенсионер в плане физнагрузки как проводите день? Каким видом спорта любите заниматься?
– Я каждое утро выхожу на улицу или открываю балкон и делаю элементарную зарядку: простые махи, разводки ногами, руками, приседания, наклоны. На это уходит где-то полчаса. Завтракаю, затем два-три часа занимаюсь разными делами. Потом минут 40 гуляю. Просто час хожу. Затем могу полчаса отдохнуть, поспать. Во второй половине, если долго сидел за письменным столом, то опять могу помахать руками, может, пресс качнуть. При этом не запахиваю себя, буквально три подхода, не больше. В любом случае нельзя сидеть по 5–7 часов, потому что с сосудами проблемы начинаются серьёзные.

Я 17 лет был заведующим кафедрой физвоспитания Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС). Каждые три года мою работу анонимно оценивал преподавательский состав и студенты, и я все эти годы прошёл с высокими оценками. Затем я вышел на пенсию, пришли новые люди, и нашу кафедру разогнали – 23 человека уволили, меня в том числе.
Позже я ушёл в Политех и там вёл около 20 лет секцию настольного тенниса. Мне поставили следующее расписание: занятие один раз в неделю, начало – в 21.30. Представляете?! Кто придёт в секцию ночью? И вы не поверите, студенты уходить не хотели, до одиннадцати ночи оставались. Хотя условия были не очень. Тесновато было. На шесть столов тридцать человек приходилось, а через час приходит ещё тридцать.
Но даже в таких условиях Политех в итоге вышел на первое место среди 50 вузов Алматы. А среди них, между прочим, есть специализированные в спорте вузы. Самое отрадное, что мои выпускники ежегодно по традиции уже 27-й раз встречаются и играют в теннис. Один раз мы играли в теннисном зале на 12 столах. Это были все мои выпускники. Самому старшему было 66 лет. Вот это и есть самая главная грамота в моей жизни, когда сквозь десятилетия мои студенты поддерживают здоровье, рады встречаться и двигаются на высочайшем уровне.
Всё это говорит о том, что, когда даёшь знания, создаёшь мотивацию, то к тебе идут с удовольствием. Люди понимают, что им подскажут полезное о здоровье и по-человечески отнесутся.
А то ведь как у нас бывает. Мальчик подтянулся три раза, а ему надо 15, чтобы стипендия была. И преподаватель с надменной физиономией предъявляет: "Всего три? А что ты делал весь семестр?" А что он такого делал? У него условий нет, он в общаге живёт. Где он будет перекладину искать? И потом: есть люди, которые на шпагат садятся за одну тренировку, а есть те, кого на шпагат никогда не посадишь. И тех, и других под одну гребёнку стричь нельзя.
-
1🟢 Обряд перерезания пут провели одновременно для 180 малышей в Абайской области
-
3548
-
1
-
23
-
-
2🌤 Прогноз погоды на 23 марта: облачная погода сохранится в большинстве регионов Казахстана
-
3411
-
0
-
5
-
-
3🎂 Прошёл всю войну: сто лет исполнилось ветерану из Акмолинской области
-
3310
-
3
-
72
-
-
4😔 Умер Александр Машкевич – совладелец ERG и Евразийского банка
-
3376
-
39
-
66
-
-
5‼️Верблюд едва не затоптал человека во время праздника на площади в Балхаше
-
3585
-
5
-
25
-
-
6‼️Права массово продавались: нарушителей будут экзаменовать на знание ПДД прямо на месте остановки в Кыргызстане
-
3094
-
22
-
33
-
-
7🆕🆕🆕🆕 Подземную мечеть Бекет-Ата подключили к природному газу в Мангистауской области
-
3273
-
5
-
45
-
-
8⛅️ Прогноз погоды на 24 марта: на большей части территории Казахстана незначительно похолодает
-
3108
-
1
-
3
-
-
9💦 350 кубических метров воды откачали с улиц Актау
-
3036
-
4
-
9
-
-
10👮♂️ Жительницу Атырауской области подозревают в убийстве двоих своих детей
-
3051
-
5
-
49
-