В правительстве рассматривают проект генерального плана Шымкента – третьего города республиканского значения в Казахстане с населением свыше миллиона человек. Предполагают, что в конце августа – начале сентября правительство утвердит генплан, и Шымкент начнёт преображаться по утверждённому документу.
Это третий генеральный план Шымкента, созданный за годы независимости Казахстана. Прежние два плана утверждали в 2004 и 2012 годах.
Генплан разрабатывало ТОО "Градкомплекс", которое подписало соответствующий договор с Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений Шымкента в июле 2021 года. Менее чем через два года – весной 2023-го проект был вынесен на государственную комплексную градостроительную экспертизу, а затем – на утверждение в правительство.
Генеральный директор компании "Градкомплекс" Нурбек Аужанов рассказал в интервью Informburo.kz о самых важных направлениях территориального развития города, архитектурно-планировочной организации территории, направленной на создание благоприятной среды обитания человека.
– Нурбек Габдулхамитович, в основу проекта генплана Шымкента заложена так называемая радиальная кольцевая система. Что это значит?
– Шымкент никогда не придерживался законов градостроительства, развивался во многом хаотично. Поэтому сначала мы взяли за основу каркас города. При подготовке генплана проектировщики сделали подробную топосъёмку территории в масштабе 1:10000. В схему наши специалисты включили 25 слоёв существующей инфраструктуры Шымкента.
И только затем, отталкиваясь от полученного результата, предложили свой вариант развития города – радиально-кольцевую систему. Каркас города в предложенном генплане состоит из трёх колец – внутреннего, среднего и наружного, как кольцевая дорога Алматы – БАКАД. Нашу дорогу мы назвали ШымКАД. Радиальные выходы проложены с севера на юг и с запада на восток. Это, можно сказать, классическое градостроительное решение.
Это единственный город в Казахстане, у которого будет своя радиальная кольцевая система.
– Чем Шымкент отличается от других казахстанских городов?
– Территория Шымкента – 116 200 гектаров. Это больше, чем Алматы в полтора раза и почти в два раза больше, чем Астана. У такой территории есть свои плюсы и минусы.
По-хорошему, нельзя было допускать, чтобы город так разрастался, очень распылённый город. Одно из важных правил градостроительства – город должен быть компактным. Когда в архитектуре, строительстве плечо длинное, это подразумевает лишние затраты. Иными словами, приходится отапливать землю и освещать воздух, огромное количество километров дорог приходится обслуживать. Это экономически нецелесообразно.
При подготовке документа анализировали, как будет развиваться Шымкент, в том числе и с точки зрения демографии, рассчитывали, в каком году и сколько жителей будет проживать.
Сейчас, например, в Шымкенте проживает 1,2 млн человек, в 2035 году будет 1 млн 850 тысяч, в 2050-м – 2 млн 550 тысяч жителей. Это расчётные показатели. Но можно также предположить, что показатели окажутся значительно выше.
Для того чтобы людей обеспечивать качественным жильём, в Шымкенте должно строиться два миллиона квадратных метров жилья ежегодно. А реально строится и частных домов, и многоэтажек наполовину меньше. Последние два года – миллион с небольшим. Эту задачу городским властям предстоит решать.
В Шымкенте действует программа реновации. Устарели многие дома, построенные в советское время, физически и морально. Двухэтажная застройка, как мы уже говорили, охватывает 70% территории города. На многоэтажки приходится всего 30%. В новом генплане решено перевернуть эту схему за счёт нового строительства: 30% малоэтажек должно остаться, 70% – стать многоэтажным жилым фондом.
Считаю, надо строить дома в 20 и даже выше этажей, несмотря на сейсмообстановку. Для этого есть новые технологии, надёжное лифтовое оборудование. Предлагается монолитные дома строить, стальной каркас применять.
Острая задача – озеленение. Сегодня, например, на одного жителя приходится 3,16 м2 зелени, по проекту в пять раз больше будет – 16 м2. При подготовке проекта специалисты считали, сколько сажать надо, где парки разбивать.
Одна из проблем города – это овраги, причём они протянулись с востока на запад, бурные реки здесь протекали когда-то. Сейчас около половины, если не больше, высохли, но овраги остались. Они широкие, до 50-100 метров доходят. Местные жители их называют "шаткалы" (ущелье). При разработке генплана у нас сразу возникла идея: почему бы шаткалы не использовать как линейные парки. Природа сама предлагает решение.
– Какие правила градостроительства необходимо было учитывать во время работы над генпланом?
– Самое главное, надо было родить хорошую идею. Здесь основная идея – создание полицентричного города. Уже на этапе проектирования в Шымкенте выделили пятый административный район – Туран. Когда начинали проект, было четыре района.
Каждый район – это мини-город, каждый из них самодостаточен, со своими социально-бытовыми службами, культурными, образовательными, медицинскими учреждениями. Учитывалось, чтобы школы и детсады, парки и скверы были в шаговой доступности.
Обсуждение с населением провели год назад. В течение месяца работала выставка чертежей генплана, всех пояснений. Завели специальные журналы, прошитые и пронумерованные, чтобы люди могли приходить и свои пожелания, замечания, оставлять.
Аким города сразу сказал: "Объясняйте людям, пусть знают, что делается, не все же профессионалы". На выставке архитекторы, градостроители, экономисты и рассказывали шымкентцам о разных нюансах проекта.
Читайте также: Алматы – зелёный город, но это не спасает от смога. Как сделать воздух чище, а алматинцев – счастливее
– Город пять лет назад объявили мегаполисом – наверное, это что-то должно было изменить в жизни города. Какие самые слабые места в инфраструктуре Шымкента сегодня?
– Ничего быстро не меняется. Но пришло новое руководство города, очень активное. И сразу подняли вопрос: последний генплан утверждало правительство в 2012 году, город развивается очень быстро. Шымкент уже два года занимает первое место в республике по инвестициям. И есть большие возможности для развития мегаполиса.
Самое главное, большое влияние на развитие Шымкента имеет климат. Здесь город тёплый, зима мягкая, то есть круглогодично можно строительство вести, причём это строительство может быть очень экономичным. Представьте себе, какие стены у домов Астаны, и какие – у шымкентских. Понятно, что себестоимость жилья будет здесь ниже. К тому же население молодое, наблюдается активный демографический рост. Опросите шымкентцев, молодые ребята расскажут, что к 35 годам у них по четверо-пятеро детей.
Читайте также: Пушкин, двухэтажные автобусы и нереально красивый католический храм. Тест на знание фактов о городах Казахстана
Очень развит агропромышленный пояс, как в городе, так и вокруг него. Прекрасный горный ландшафт рядом – горы Западного Тянь-Шаня. Огромное количество горнолыжных трасс. Утверждают, что их больше, чем вокруг Алматы.
История Шымкента насчитывает несколько тысячелетий, поэтому специалисты выполняли архитектурно-археологические расчёты, чтобы ценные с точки зрения истории и археологии территории сохранить для будущего. Есть возможность туристический хаб организовать в Шымкенте. К тому же недалеко расположен Туркестан с его уникальными памятниками.
– Про Алматы говорят как про агломерацию, учитывают сельское население, часть которого живёт и работает в мегаполисе. Есть похожие проблемы у Шымкента?
– Шымкент – это всегда перегруженные трассы. Как и в Алматы, вблизи города расположены населённые пункты с численностью до 70 000 человек. Это Карабулак, Манкент, Тюлькубас. Как и везде, не хватает работы при таком бурном росте. Сельчане в город едут, как и в Алматы.
Промышленная зона расположена на юго-востоке, это развитый промышленный узел. Здесь и свинцово-цинковый, и нефтеперерабатывающий, и пивной заводы, и "Химфарм". От них идёт большое загрязнение. Это была ошибка советских времён. Дело в том, что в старых генпланах не учли розу ветров. Во время и после войны строили на скорую руку, размещали производства как получится. Значительную часть предприятий разместили на юго-восточной стороне, даже в большей степени на восточной стороне. А ветер в Шымкенте господствующий – юго-восточный. То есть с востока дует, через промзону, а затем и весь город проходит, загрязняя его.
Сейчас акимат выделил 5000 гектаров под новую промзону в северо-западной части. Здесь предлагается размещать промышленные предприятия.
Ещё одна проблема – железная дорога, которая проходит через Шымкент. Тяжёлые взрывоопасные грузы везут через весь город, и дальше они идут в сторону Туркестана, Ташкента и ещё дальше. Железнодорожные грузоперевозки шлейфом очень сильно загрязняют город, как будто ещё один большой завод есть у Шымкента.
Из предыдущего генплана мы взяли хорошую идею – посадить производственные площадки на новую железную дорогу, которую нужно проложить в обход города. Чтобы транзит через Шымкент не шёл, не загружал городские магистрали, мы решили включить в генплан обводную дорогу. Внутреннюю дорогу мы оставили в генплане, она будет чисто пассажирская.
Это тоже удобно для промышленных предприятий. Логистический центр тоже включён в генплан. Потом в том районе будет размещаться новый железнодорожный вокзал. Получится транспортный хаб, который будет включать аэропорт, вокзал, автовокзал. Это будет удобно для всех.
– А какова стоимость реализации вашего генплана?
– Такие цифры вам никто не сможет назвать. Это огромные деньги будут – возможно, триллионы долларов. Реализовываться генплан, естественно, будет правительством. Если наши идеи посчитают грамотными, то инвесторы придут.
Генплан – это стратегия развития города. Его цель – найти оптимальный баланс между местами приложения труда, районами проживания и отдыха населения. Напомню, город, конечно, должен быть компактным, но это не получилось и не получится пока. Однако к этому нужно стремиться.
Читайте также: Кыргызстан строит несколько ГЭС. Что будет с водой в Казахстане
Есть такой термин как "оптимальное количество населения для населённого пункта". Производятся расчёты, сколько может, например, вместить Шымкент. Экономисты посчитали, что с учётом всех ресурсов, в том числе технических, гидрогеологических, экологических, вышло 2 млн 200 тысяч человек. То есть больше этой цифры перегружать город нельзя, он уже сейчас испытывает проблемы с инженерным обеспечением.
За пределами транспортного кольца нужно будет создать межрайонные культурные и торговые центры. К примеру, как в Алматы на Кульджинской трассе строят крупнейший молл "Апорт". Это делается для того, чтобы сельское население в город не заезжало. Столичный уровень обслуживания могут оказывать в таких перехватывающих центрах как "Апорт". Вот тебе и кино, и дискотеки, и аквапарк. Называется "центр на пороге города". В новом генплане такие идеи тоже нашли отражение.
– Планы очень хорошие, и всё же откуда деньги брать?
– Инвесторов очень много. Здесь очень много мощных производств хотят поставить. И с Ближнего Востока, и из Европы приезжают, и из Китая. Сейчас высокие требования ставят по облицовкам фасадов, архитектурным решениям, по соблюдению строительных норм и правил. В Шымкенте жилые комплексы строить лучше стали, чем в Алматы и Астане. Результат вы увидите через четыре-пять лет.
Со строительными материалами в регионе тоже проблем нет, очень много современных кирпичных заводов. Облицовочные материалы выпускают. Некоторые российские заводы сюда переходят. Они знают, что здесь народ работящий, поэтому переносят заводы, начинают строить. Например, Тверской домостроительный комбинат перебрался.
– Что должно произойти после того, как правительство одобрит генплан Шымкента?
– Начнётся реализация. Дизайн-код города, каждой улицы уже начали разрабатывать.
После утверждения генплана будут создаваться более подробные комплексные транспортные схемы (КТС). Там вплоть до светофоров и подземных переходов посчитают. Составят также комплексные схемы по водоснабжению и канализации, теплу, газу, электроснабжению. Эти объекты инфраструктуры детально будут разбираться после утверждения генплана. Мы в генплане тоже рассматривали эти схемы, но укрупнённо.
Регламент города будет разрабатываться после генплана, то есть этажность будет рассчитываться с учётом сейсморайонирования. Этажность мы здесь наметили – от пяти и выше этажей. 20-этажные, конечно, не везде будут строить. Я считаю, 20-этажные будут стоять в центре и, как маяки, где-то на выездах из города стоять будут.
У шымкентцев в планах – построить город намного лучше, чем Алматы или Астана.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5610
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2513
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2569
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2326
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2204
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2193
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2256
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2307
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2234
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2222
- 0
- 6