Окончание. См. начало:
- Ерлан Нурпеисов: Мы хотим понять, какой экономический ущерб наносит обществу загрязнение воздуха
- Ерлан Нурпеисов: Перевод дизельного двигателя на газ снижает выброс копоти в 10 раз
- Ерлан Нурпеисов: Нужно ввести экосбор за въезд в Алматы
Вадим Борейко: 12 марта в Алматы прошёл круглый стол представителей общественности "Экология Казахстана: как бороться с загрязнением атмосферы в городах". В нём участвовали профессионалы, эксперты, учёные, журналисты и просто грамотные активисты. Чиновников не пригласили.
Модератор Рахим Ошакбаев тщательно избегал любых политических коннотаций и даже прерывал моё выступление, когда я произносил слова "аким" и "акимат".
На собрание неожиданно для всех пришёл Наиль Нуров, директор ТОО Almaty Mountain Resorts – компании-оператора проекта курорта "Кокжайлау", хотя воздух не его тема. Может, ему кто-то поручил. Впрочем, никто из участников круглого стола не возражал против его присутствия.
Наиль Фаридович даже выступил в присущей ему агрессивной манере, игнорируя очевидное – профессиональный состав участников – и пытаясь навесить на них ярлыки: "Правильно ли я понял из дискуссии, что весь существующий экологический активизм в нашем городе не научен? И правильно ли я понял, что весь экологический активизм напрочь политизирован?".
Асет Наурызбаев, руководитель компании Gasa Management, ответил ему симметрично: "Представление о том, что гражданский активизм – это какие-то недоучки, на самом деле очень поверхностное. Краудсорсинг – это основа всех гражданских движений. Очень квалифицированные люди работают бесплатно… И как раз-таки ваш кейс (история проекта курорта "Кокжайлау". – Авт.) показывает, что компетенция акимата гораздо слабее, чем компетенция гражданского общества".
Тем не менее реплика Нурова лишний раз убедила активистов в том, что общественная экспертиза должна быть в максимальной степени профессиональной. Это лишит акимат излюбленного аргумента – обвинять общественников в дилетантизме.
А 25 марта состоялось первое заседание общественной группы "Чистый воздух Алматы", состоящей не просто из активистов, а из экспертов – таких как вы, профессиональный энергетик Асет Наурызбаев, экономист Расул Рысмамбетов, Ерлан Куанышев, учёные-экологи Айымгуль Керимрай и Рабига Хожамкул.
Тем не менее по опыту участия в движениях "Сохраним Кокжайлау" и против смога я вижу, как акимат относится к общественникам, вне зависимости от их экспертного статуса. Отношение это как минимум настороженное, если не сказать – агрессивное. Акиматовские не то что не идут на контакт, но воспринимают активистов так, будто они копают под Байбека или что-то против него замышляют, а не делают одно общее дело. Как прикажете коммуницировать с такими людьми?
Е.Н. Очень хороший вопрос. Я думаю, что это отчасти пережитки, вчерашний день. Сегодня ситуация меняется в корне – я на это о-очень сильно рассчитываю. Примером является наше сотрудничество с Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции. Государственный орган сам нас пригласил.
В.Б. Вас – это кого: группу "Требуем реформы МВД"?
Е.Н. Не только. Там были представители Общественного совета Алматы, адвокаты Джохар Утебеков, Жанна Мухамади. Завершилась встреча выработкой общих предложений.
В.Б. Встреча была по реформе МВД?
Е.Н. Да. А 4 апреля нас пригласили на встречу с вице-министром внутренних дел Алексеем Калайчиди. Это пример продуктивного общения государственного органа и общественности. Я очень хочу, чтобы на такие примеры обращали внимание и в столице, и в Алматы, и в каждом городе.
Умение общаться с людьми – вопрос выживания для чиновников
Е.Н. Думаю, что умные головы уже советуют алматинскому акиму: попробуйте взять за правило другой формат. Активисты так или иначе выражают ожидания и запросы общества. И на эти запросы надо откликаться, не боясь критики. Возможно, такие заместители, как Ерлан Аукенов, смогут возглавить эту работу.
Сегодня мы с госорганами можем открыто говорить о сервисной модели МВД. Поэтому, как бы ни звучало это неприятно для некоторых больших начальников, но они являются руководителями сервисных подразделений. В развитом государстве власть обслуживает запросы общества, и никак не наоборот.
В.Б. Так должно быть. Но этого нет в действительности.
Е.Н. Согласен, пока нет. Но если они все только начнут это делать, то, конечно, смогут погасить весь этот "белый шум" негативного отклика общества в социальных сетях и простимулируют настоящих общественников к продуктивной совместной работе.
Мы видим, что сегодня для государственных руководителей это становится вопросом выживания: если не пойдёшь на контакт с обществом, то окажешься в последнем вагоне эшелона власти.
В.Б. Я со стороны нашего акима таких шагов не вижу.
Е.Н. Думаю, у них у всех есть определённая боязнь начать эту работу, потому что нет такого опыта.
В.Б. Умения общаться с людьми?
Е.Н. Понимаете, они же люди не из бизнеса. Бизнесмены структурно изучают проблему, они от неё не отворачиваются. Потому что если сегодня ты отвернёшься, то завтра, возможно, просто разоришься. Они находят лучшие способы решения проблемы и внедряют их. Вот эти практические подходы не всегда свойственны нашим государственным чиновникам. Но научиться этому никогда не поздно. И это нужно делать. Не боясь открытости и критики.
Помните, когда Асет Исекешев работал акимом столицы (2016-2018 гг. – Авт.) и начал открыто взаимодействовать с обществом через социальные сети?
В.Б. Потому что в юности работал в Уральске слесарем на радиозаводе.
Е.Н. И он достаточно молодой руководитель.
В.Б. 47 лет. На два года постарше нашего.
Е.Н. Исекешева поддерживали горожане, и когда он уходил (руководителем администрации президента. – Авт.), было много постов о том, что люди сожалеют, но понимают, что там он может принести ещё больше пользы уже не только городу, а в целом стране. Поэтому нашему акиму не поздно. Это нормально, если он сейчас с помощью экспертов, рассмотрев несколько кейсов, попробует такие шаги. Было бы желание.
Дышать свободно
В.Б. Что-то мы далеко с нашей темы съехали. Давайте вернёмся. В экспертной группе по воздуху вы возглавляете секцию "Транспорт". Что сейчас делаете? И каковы смысл и цель этой работы?
Е.Н. Составляю рекомендации.
В.Б. Для Правительства или для акимата?
Е.Н. Для акимата. Хотя там предусмотрены меры поддержки со стороны центральных государственных органов. Возможно, придётся выделять финансирование для решения проблем воздушного бассейна Алматы и из республиканского бюджета. Но мы должны как можно быстрее и чётче выложить наши предложения акиму, чтобы был предмет для обсуждения.
В.Б. На заседании группы Асет Наурызбаев обозначил цель: за пять лет сделать воздух в Алматы чистым. Что это значит – чтобы он соответствовал нормам ВОЗ?
Е.Н. Нет, это нереально. Просто сегодня то, чем мы дышим, можно увидеть и даже пощупать. Я вышел на улицу – и задыхаюсь. То есть я его пощупал слизистыми глаз, гортани. Мы хотим, чтобы люди не видели смог и не чувствовали его своим носом и лёгкими, не замечали его следов на одежде и на машинах. И это, в моём понимании, для всех горожан и будет означать "чистый воздух".
В.Б. Завершу нашу беседу такой фразой: чтобы нам задышать чистым воздухом свободно, полной грудью, в буквальном смысле слова, мы в первую очередь должны дышать свободно в переносном.
Е.Н. Я вас поддерживаю. Это необходимое условие. Я бы даже сказал – обязательное.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5620
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2513
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2573
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2326
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2204
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2193
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2258
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2310
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2237
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2223
- 0
- 6