Каждый год в Каннах проходит серия встреч с лучшими из лучших. В этом году среди спикеров были Мартин Скорсезе, Кристофер Нолан, Джон Траволта и Гари Олдман.
О звезде "Криминального чтива" Джоне Траволте не было слышно много лет: максимум, где могли его видеть поклонники – это в сети, в гифках с его участием.
40 лет "Бриолину", 24 года "Криминальному чтиву", получившему в Каннах "Золотую пальмовую ветвь" – поводов пригласить Траволту на Лазурный берег в этом году было предостаточно. Кроме того, Джон приехал в Канны не с пустыми руками – он привёз спродюсированную им криминальную драму Gotti (в нашем прокате она будет называться "Кодекс Готти"), в которой снялся не только он, но и практически все члены его семьи: сам Траволты сыграл главную роль, криминального авторитета, мафиози Джона Готти, супруга актёра, Келли Престон – жену, а дочь Элла – соответственно, дочь.
Помимо всего прочего, в дни фестиваля знаменитый журнал Variety наградил его за особые заслуги в кино, и он так расчувствовался, что на вечеринке в честь этого события даже станцевал на одной сцене с популярным рэпером, выступающим под псевдонимом 50 cent. Видео тут же стало хитом Интернета.
Беседа одного из французских кинокритиков с популярным актёром началась с самого близкого к Каннам фильма – "Криминального чтива" Квентина Тарантино.
– Когда мы снимали эту картину, мы и понятия не имели: какой триумф и какая глобальная аудитория нас будет ждать после Каннского кинофестиваля, – признался Траволта. – Мы думали, что снимаемся в небольшом инди-фильме, имеющем ограниченную аудиторию, а тут такая реакция.
По словам актёра, "Криминальное чтиво" вынесло кино на абсолютно новый уровень.
– Это фильм, который стал культурным феноменом, изменил историю кино, и карьеру всех людей, которые работали над его созданием, в том числе и мою, – сказал в Каннах Траволта.
Траволта считает, что причин успеха Pulp Fiction несколько.
– Прежде всего, это была территория, которая никогда ранее не была исследована под таким углом, во-вторых, всех покорила новая, дерзкая режиссура Тарантино, которая ломала все правила и разбивала ожидания, – объяснил он. – К тому же, Квентин сумел создать такую атмосферу, где выкладывались все: когда мы работали над фильмом, он всегда ждал от меня чего-то непредсказуемого. Тарантино не раз говорил мне: "Если бы я хотел предсказуемости, я бы выбрал кого-то другого".
По словам Траволты, все великие режиссёры, а для него это: и Квентин Тарантино, и Джон Ву (известный китайский режиссёр, один из тех, кем восхищается Тарантино), и Роберт Олтмен (единственный американский режиссёр, у которого были лучшие призы всех престижных европейских фестивалей), и Майк Николс (режиссёр, сумевший собрать в свою копилку такие награды как "Оскар", "Золотой Глобус", "Эмми", "Грэмми", "Тони"), – все они имеют одну общую черту: доверяют актёру.
– Созданный на экране образ – это результат доверия и любви между режиссёром и актёром, – сказал Траволта. – Если этой химии нет, то мало что хорошего получается.
Во время мастер-класса Траволта обмолвился, что актёру очень важно уметь правильно коммуницировать с людьми, по его мнению, актёры – это люди, которые должны находить общий язык с любым человеком.
– Я это делаю, как мне кажется, неплохо, – похвастал актёр. – Поэтому мне в любой атмосфере работать приятно, я даже сумел найти подход к Оливеру Стоуну, у которого снимался в фильме "Особо опасны", а вы знаете, что он не очень простой парень.
Сомневаться в том, что Траволта блестящий коммуникатор, не приходилось. Уже к 15 минуте встречи с ним вся аудитория была окончательно и бесповоротно им очарована. Рассказывая о чём-то, он всё время обращался к залу, шутил и говорил что-то подкупающее на французском.
О том, что он станет актёром, Джон знал с раннего детства. Когда ему было всего лишь пять лет, родители разрешили ему посмотреть фильм Федерико Феллини "Дорога"(La strada) с Джульеттой Мазина.
– Её актёрская игра навсегда запала мне в душу, – вспоминал на встрече Траволта. – Помню, как фильм закончился, и я спросил у отца: "Почему она умерла?". А он ответил мне: "Потому что её сердце было разбито". Так вот, моё сердце тоже было разбито, и я захотел стать разбивателем сердец.
Мама Джона сама была представительницей творческой профессии – певицей и как могла отговаривала сына от актёрства.
– Но я был упорным мальчишкой", – улыбнулся Траволта, рассказывая об этом.
Чтобы сняться в своём первом успешном фильме – музыкальной картине "Лихорадка субботнего вечера" – Траволте пришлось уговаривать режиссёра Джона Бэдэма взять его и убеждать его в том, что он самый лучший претендент на эту роль.
– Я был самым необычным танцором из Бруклина, – смеялся он. – Мне было 23, я был полон сил и надежд, уже имел опыт съёмок, неплохо танцевал, но хотел танцевать ещё лучше. Для этой роли я тренировался каждый день в течение шести месяцев, и, как видите, не зря.
Второй суперуспешный и тоже музыкальный фильм Траволты – "Бриолин". И хотя уже 40 лет, как он вышел на экраны, "Бриолин" до сих пор является самой кассовой музыкальной картиной на территории США и Канады – в своё время она собрала 188 млн долларов (даже "Ла-ла-ленд" собрал только 155 млн на этой территории).
– Это один из тех фильмов, который в корне изменил мою карьеру, – считает Траволта. – Хотя он был снят аж в 1978 году, ко мне до сих пор подходят подростки и говорят комплименты так, будто я снимался в этом фильме вчера! Даже актёр Бенисио Дель Торо, который в этом году в Каннах возглавляет программу "Особый взгляд", признался мне, что "Бриолин" один из его любимейших фильмов. Когда ему было 12 лет, он посмотрел эту картину аж 14 раз, представляете? Никогда бы не подумал, что эта лента окажется такой судьбоносной для Бенисио!
О собственном успехе
Говоря о своей, не самой феноменальной карьере, актёр оказывается самодостаточным.
– Я не думаю, что мне не хватает признания, – говорит Траволта. – Наверное, у меня нет огромного количества наград, но я горжусь тремя номинациями на "Золотой глобус" ("Бриолин", "Лихорадка субботнего вечера", "Криминальное чтиво") и двумя номинациями на "Оскар".
Первый раз Джона номинировали в 1978 году за музыкальный фильм "Лихорадка субботнего вечера", но он проиграл Ричарду Дрейфусу, сыгравшему в "До свидания, дорогая ". Второй раз номинация ему досталась в 1994 году за "Криминальное чтиво", но шанса выиграть не было – статуэтку получил Том Хэнкс за роль в фильме "Форрест Гамп".
– Для меня это не имеет такого значения как для других, мне лишь важно делать свою работу хорошо, – сказал Траволта.
– Я действительно ни о чём не жалею и не мечтаю об абсолютном успехе, – продолжал он. – Я был горд играть то, что хотел, и я сделал всё, о чем мечтал. Даже у Пикассо были эскизы, которые продавались не так хорошо, как другие. Но для меня это неважно, я бы их повесил себе на стену.
При этом актёр отмечает, что всегда пытается сыграть таких персонажей, которые далеки от его реальной личности.
– Играть самого себя утомляет, поэтому я предпочитаю персонажей, которые ведут себя по-другому. Иначе мне скучно, – признался он.
Советы молодым актёрам
– Всегда работайте и ориентируйтесь на своё внутреннее "Я" и никогда не вступайте в конкуренцию с другими, – советовал Траволта молодым актёрам и режиссёрам. – Идите собственным путём, не сравнивая себя с другими. Если бы вам нужна была тихая жизнь, вы были бы сотрудником какой-нибудь большой компании, жили бы себе тихонечко и бед не знали, но если вы хотите, чтобы о вас слышали, вам нужно заявлять о себе. Уверенность в своих способностях в нашей сфере невероятно важна, ведь в кинематографе, как правило, добиваются успеха те, кто верит в себя. Так что верьте, хорошо трудитесь и используйте все доступные вам средства. Есть у вас, к примеру, iPhone, снимите фильм, не ждите!
Актёрам он советует не работать с теми режиссёрами, которые недостаточно верят в них.
– Марлон Брандо за 5 лет до того, как он умер, сказал мне: "Никогда не участвуй в фильме, если режиссёр не хочет заполучить тебя в свой фильм любой ценой и не любит тебя", – сказал Траволта.
Не удержался Джон и от рекомендаций для всех.
– Если вы оказываетесь в достаточно шаткой жизненной ситуации, ищите то, что вас стабилизирует и даёт покой, и вы будете в порядке, – поделился Траволта. – Когда вчера мы вышли на красную дорожку, и вокруг были сотни камер, мой семилетний сын, который бывал на "Оскаре" и даже там не видел такого ажиотажа, немного запаниковал. А потом вдруг на экране показали крупным планом меня, он посмотрел на папу, понял, что я всегда рядом и успокоился. Для него моё изображение на большом экране стало тем, что стабилизировало его состояние. Ищите свои источники силы, свои стабилизаторы.
О саентологии, об авиации и движении и сексуальном харрассменте
Вопросы модератора были не только о кино, но и, к примеру, о саентологии, приверженцем которой он является много лет. Услышав вопрос, Траволта ничуть не смутился.
– Да, я занимаюсь саентологией до сих пор, я научился делать простые вещи, чтобы привести себя в лучшую форму: заботиться о себе, хорошо выспаться, быть хорошим родителем, быть продуктивным и мотивированным человеком.
Один из главных секретов, по его мнению, это окружить себя людьми, которые оказывают положительное влияние на вас: "Потому что одна паршивая овца, как вы помните, способна испортить все стадо".
А когда его спросили о движении #MeToo, изменившем Голливуд навсегда, Траволта оказался предельно аккуратен.
– Признаться, я не очень много об этом знаю, – сказал он. – Для меня все люди равны и для осознания этой мысли мне не нужно ничего больше, я просто гражданин земного шара и всё. Но замечу, что любое разделение по любому признаку – это довольно опасная вещь.
Спрашивали Траволту и о его страстном увлечении авиацией. Актёр не раз говорил, что мечтал о самолётах тоже с детства, и став взрослым, он получил лицензию пилота и налетал несколько тысяч часов. Сейчас он владеет несколькими самолётами, названными в честь его детей. Восемь лет назад актёр с семьёй прилетал в соседнюю Россию на своём четырёхмоторном Боинге-707-138. В Канны, как мы поняли, прилетел на одном из французских самолётов марки Dassault.
Траволта говорил полтора часа, и за это время создал такую доверительную атмосферу, что в финале, когда стали задавать вопросы, одна дама из зала наговорила ему комплиментов, сообщив, что её назвали Сэнди в честь героини "Бриолина", молодая девушка-режиссёр из Украины предложила ему сняться в её короткометражке, а юный фильм-мейкер из Уганды вообще потребовал выложить секрет успеха "Криминального чтива". Траволта как мог ответил на комплименты и вопросы, при этом обнадёжил дебютантов, сказав, что в жизни всё возможно: "всё зависит от сценария и моего интереса к нему". После на него набросилась такая толпа желающих сделать селфи на память, что он еле спасся.
Читайте также: