В июле прошлого года в Казахстане был введён в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), его целью стала защита потенциально слабой стороны в спорах с государственными органами. Заработала ли адмюстиция в полную силу, рассказал Аслан Тукиев, глава судебной коллегии по административным делам Верховного суда.
– Аслан Султанович, пошёл второй год, как была внедрена новая сфера судопроизводства – административная юстиция. Оправдало ли себя нововведение?
– Абсолютно. Истекший срок показал, что внедрение административной юстиции – требование времени. И это видно из цифр. С 1 июля 2021 года по 1 июля года текущего в казахстанские суды поступило более 27 тысяч административных исков. Для сравнения: за весь 2022 год было подано 13 тысяч исков.
Сейчас удовлетворяется более половины поданных гражданами заявлений, то есть решения выносятся судами против государственных органов. Отсюда и большее доверие к административным судам со стороны казахстанцев, и очевидная работа принципов АППК, заточенных в первую очередь на соблюдение их административными органами и должностными лицами.
Могу привести пример, как эти принципы работают в отношении бизнеса. Истец, товарищество с ограниченной ответственностью, запросил отменить приказ о признании его недобросовестным участником госзакупок и включении его в соответствующий реестр. Были предоставлены доказательства о благонадёжности компании и положительной деловой репутации, о том, что ТОО – добросовестный налогоплательщик, располагающий необходимыми материальными и трудовыми ресурсами и имеющий государственную лицензию на выполнение работ определённой категории. В то же время Комитет казначейства не представил суду доказательств, что истец имел намерение уклониться от заключения договора. Решение суда было вынесено в пользу бизнеса – сработал принцип соразмерности, то есть акт Комитета прошёл проверку судами на пригодность, необходимость и пропорциональность.
Ещё один важный принцип административного судопроизводства – активная роль суда в поисках истины. Судья не должен ограничиваться предоставленными сторонами доказательствами. Есть сомнения, нехватка информации – судья волен по своей инициативе истребовать дополнительные сведения. И тут не может быть речи о "симпатиях" к одной из сторон, ведь изначально процесс неравен по силам: ресурсы человека и госоргана несопоставимы, а значит, задача судьи – сбалансировать возможности.
И ещё: гражданину нет необходимости доказывать свою неправоту – бремя доказывания ложится на госорган, что следует из статей 129, 130 и других АППК. Не смог последний обосновать законность своих действий и решений – значит, дело он проиграл.
– Вы отметили, что в половине случаев проигрывают органы государственной власти. Несут ли они ответственность за свои ошибки?
– Благодаря административной юстиции за год удалось выявить множество системных ошибок в деятельности административных органов, которые мы доводим и будем доводить до сведения центральных аппаратов. На этом наша, судейская сфера влияния исчерпана. За несение ответственности отвечает уже исполнительная ветвь власти.
С нашей стороны задача, чтобы, согласно АППК, административный акт был ясным для понимания, обеспечивая единообразие применения, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется его действие. А вот обеспечением единообразной административной практики должны заниматься юридические службы госорганов – это их прямая задача по АППК.
– А если разложить судебные иски по категориям, то по каким вопросам чаще всего поступают обращения?
– Более трети всех исков – это споры по обжалованию действия или бездействия судебных исполнителей. И это вполне обосновано: проблем в этой сфере немало, о чём говорят и сами "судебники", а потому почти половина жалоб (45%) против судоисполнителей судами признаются обоснованными.
Иски против госорганов составляют ещё 35%, и тут пальма первенства у органов финансов, по статистике 51% исков обоснованы. И, пожалуй, много жалобных обращений на акиматы и непосредственно акимов, таких дел около 23 %. Такие иски чаще всего касаются земельных споров, порядка рассмотрения обращений. Удовлетворяемость по ним высока – 64 %.
– Сейчас, спустя год такой активной работы, удовлетворены ли вы результатами проведённой реформы?
– Говорить о результатах пока рано. Шли мы к этому реформированию долго, взвешивая все плюсы и минусы, оглядываясь на опыт тех, кто ввёл её ранее.
Насколько всё удалось, судить в первую очередь самим казахстанцам – гарантии и принципы АППК позволяют гуманнее и справедливее решать в первую очередь проблемы рядовых граждан. Со своей стороны мы обязаны качественно выполнять возложенные на нас функции.
-
1🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 6909
- 8
- 32
-
2👀 Кто вы в отношениях – жертва или абьюзер? Особенности поведения, на которые стоит обратить внимание
- 3011
- 0
- 20
-
3✈️ Авиакомпанию Air Astana оштрафовали на 1,8 млн тенге за задержку рейса
- 2916
- 6
- 27
-
4🚗‼️ Пьяный водитель влетел в яму в Актау, машина перевернулась
- 3006
- 1
- 16
-
5🇰🇿🇷🇺 Слёт волонтёрских организаций Казахстана и России провели в Алматы
- 2899
- 13
- 84
-
6⛅️ Прогноз погоды на 24 ноября: облачная погода без осадков сохранится на большей части Казахстана
- 2983
- 0
- 3
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 23 ноября
- 2561
- 0
- 1
-
8🥈Казахстанский фигурист Михаил Шайдоров завоевал "серебро" на гран-при в Китае
- 2453
- 0
- 29
-
9™️TikTok хочет использовать Илона Маска как посредника в переговорах с администрацией Дональда Трампа
- 2434
- 0
- 10
-
10‼️Один убит, трое ранены: что произошло возле посольства Израиля в Иордании
- 2404
- 0
- 7