Актёр Ануар Нурпеисов поразил общественность в самое сердце, заявив во время съезда блогеров в Атырау, что через 500 или 1000 лет казахи могут исчезнуть как нация. В актёра тут же, как артиллерийские снаряды, полетели тапки порицания в социальных сетях. Казахи, основы бытия коих были поставлены под сомнение, протестовали против исчезновения, которое им напророчили. Да и представители других этносов выразили непонимание космополитичных идей Ануара. Позже пресс-служба акима Атырауской области принесла официальные извинения актёру, заявив, что его фразу вырвали из контекста и неправильно истолковали.

Informburo.kz решил спросить у актёра лично, что же на самом деле он имел в виду?

- Ануар, ваше высказывание вызвало у некоторых граждан реакцию на грани нервного срыва. Так что же вы сказали на форуме блогеров на самом деле?

- Один парень встал и задал вопрос о воспитании молодёжи, о том, как на её развитие влияют социальные сети, доступность информации. Наша молодёжь развращается, мы теряем свою казахскую идентичность. Многие сейчас, мол, стали слишком индивидуальными, одеваются, как звёзды K-pop, перекрашивают волосы и так далее. Удивило, конечно, что молодёжь волнует именно это, а не другое. Я ответил, что мир меняется, и нужно понимать, что этот процесс необратим. Происходит эволюция человека. Я сейчас не говорю о теории Дарвина, а имею в виду эволюцию как развитие, а то сейчас и это из контекста вырвут: мол, вот, до Дарвина добрался. Я ответил этому парню, что глобальные процессы идут и остановить их невозможно. Я действительно верю и очень надеюсь, что через тысячу лет сотрётся понятие границ между странами мира и национальностями. Так как всё это, по моим убеждениям, приводит к войнам, расовой неприязни и так далее. Поэтому, возможно, что через 500 лет не будет и казахской нации, как не стало андроновцев, как не стало саков. Поэтому есть ли сейчас смысл так сильно переживать, забивать себе голову, вместо того, чтобы заниматься настоящим образованием, открывать мир, себя миру и так далее.

- Ваше высказывание не нашло понимания у аудитории?

- Если бы не нашло, меня бы закидали помидорами уже там. Люди, которые сидели вместе со мной – а это и высокопоставленные чиновники и блогеры – думаю, тоже бы высказались в мой адрес. Реакция зала была абсолютно нормальной, зал это принял. Но когда слова вырвали из контекста и выложили на различных ресурсах, это стало дезинформацией и искажением фактов. Я говорил в целом о человечестве, о том, что будет одна нация, это мои убеждения, в которые я верю.

- Вы основывались на каких-либо исследованиях в своих рассуждениях, где вы почерпнули эту идею?

- Ну, как пример можно привести работы нескольких футурологов, которые уже многого добились в продвижении своих идей. Это, к примеру Жак Фреско, который видит развитие общества в сплочении, но как раз-таки расовые предубеждения не дают людям перебороть барьер. Мы живём в третьем тысячелетии, а ощущение, что мир был только недавно сотворён, мы недалеко ушли от средневековья.

- Ануар, вам не кажется, что те отсылки к средневековым проявлениям, о которых вы говорите, стали активнее проявляться именно в последнее время? Ещё лет пять назад вопросы глобализации, уважения к человеку независимо от расы, пола, идентичности, кажется, были нам понятнее. Сейчас же само слово "толерантность" некоторыми слоями населения воспринимается как ругательство и вредное западное влияние. Есть ли такой тренд?

- Да, действительно, такой тренд существует. Этот тренд обусловлен тем, что в мире неспокойно. Ежедневно на нас обрушивается поток информации о том, что где-то идут войны. Нам каждый день напоминают о том, что происходит в Палестине, Израиле, Сирии. И это вызывает защитную реакцию: когда на стаю нападают, она начинает кучковаться, чтобы устрашать хищника. Я думаю, что это ответная реакция, когда надо отражать нависшую угрозу, которой, в принципе, пока нет. Мы сами придумали эту угрозу, возомнили о ней благодаря активной подаче СМИ. Отсюда страх потерять идентичность. Тем не менее идеализировать 90-ые или начало двухтысячных я бы тоже не стал. Это было всегда. Я говорю вам это как этнический казах, который знает, что до сих пор в нашем обществе не приветствуются межнациональные браки. Хотя в прогрессивном мире это давно уже закрытый вопрос.

- Ещё один бурно обсуждаемый в Казахстане вопрос – религиозный. У нас светское государство, нужно ли нам уделять большее внимание, к примеру, традиционной форме ислама?

- Это сугубо интимный для каждого человека метод понимания и осознания мира. Каждый выбирает свой путь. Я думаю, идеальной формой было бы предоставить человеку выбор, альтернативу. Человек должен всегда выбирать: верить или нет. Нужно всегда искать, человек, который слепо верит – не ищет знаний. Он не хочет углубиться в эти знания. Человек сомневающийся, на мой взгляд, ближе к богу, чем тот, который слепо следует канонам той или иной религии. Он говорит: "Да, я верю в бога, но я не знаю, кто он такой и как его понимать". Поэтому если провести ликвидацию безграмотности в этой области, у человека появятся направления. Не просто: "Не веришь – пошёл вон, веришь – ты наш". А человеку надо давать знания, вообще надо культивировать знания. Мы за 25 лет независимости не культивировали человека знающего, осознанного, мы культивировали человека успешного. Нам просто сказали, что надо быть успешным, а что нужно вкладывать в это понятие, нам не объяснили.

- Давайте поговорим на популярную тему "мораль казахской женщины". У нас сегодня любят спорить о том, какой она должна быть. Должна ли женщина быть сексуально раскрепощена, или её цель стать честной келин, как ей одеваться и так далее. К чему, на ваш взгляд, надо стремиться женщине?

- Надо стремиться к свободе мысли. Именно в свободе человек может обрести счастье. Именно в свободе он может чувствовать себя настоящим человеком. Я бы вообще исключил из лексикона наших почтенных аксакалов слово "должен". Никто в этом мире никому ничего не должен абсолютно. Если вы не подписывали ни с кем никакой договор, то вы никому ничего не должны. В целом человек, мужчина это или женщина, имеет право на самовыражение. Есть, конечно, этические нормы, которые нельзя преступать. Это система табу: голым нельзя ходить по улице, это уже понятно, и тогда ты уже нарушаешь мои права. Надо понимать грань между своими правами и ответственностью. Свобода должна быть в рамках законодательства. Пусть камень кинет тот, кто безгрешен и не был аморален хоть раз в жизни. Это выбор каждого человека, как ему одеваться, как ходить. Не хотите разговаривать с этим человеком, ради бога! Это ваше право. Пока ты не вредишь никому и не переступаешь некую грань, это твоё дело – ходить тебе в порванных джинсах или перекрашивать волосы в салатный цвет. Это твоё право.

- Обострение вопросов национальной идентичности и так далее – это сегодня вопрос политической манипуляции или всё это на уровне инстинктов, то есть естественный процесс без постороннего вмешательства?

- Конечно, удобнее держать людей в каких-то сообществах, разделить их, зарабатывая при этом какие-то социальные капиталы. Сегодня ты поддержал армян, они загордились, завтра ты сказал, что казахи великие, казахи побежали счастливые. Это, конечно, манипуляция, всё это понятно. Но я считаю, что это уже не работает. К чему мы пришли за все эти тысячелетия, за всё время существования понятия национальной идентичности? Ни к чему. В этом мире за всё время существования национальной идентичности не было времени перемирия. Это о чём-то говорит. Это вызывает сомнение в верности этих убеждений.

- Ануар, вы известны как актёр, но в последнее время часто высказываетесь о волнующих вас общественных явлениях. Когда вы стали обращать на них внимание и почему решили говорить об этом?

- Я всегда был таким, меня всегда тревожило то, что происходит. Возможно, те темы, которые я поднимал ранее, не были такими острыми, и я был не готов к ним. Я был в чём-то несмелым. Но сейчас я понимаю, что настало время, когда пора поднимать эти темы, потому что их боятся обсуждать. Мы меняемся, растём, начинаем открывать себя, читаем книги. Попутешествовав по всему миру, увидев разные традиции, разных людей, ты приходишь к понимаю мироздания, ты понимаешь, что формирование твоего сознания не всегда верное. Не всегда фундаментальные понятия являются истинной и аксиомой. Поэтому очень важно прислушиваться к людям, которые хотят донести до вас что-то. Я никого не хотел обидеть, я не хотел обидеть ни одного казаха, я просто хотел донести мысль о том, что национальный вопрос – это не самое главное. Мы должны это пережить, мы должны перерасти этот комплекс. Каждый человек должен стать прежде всего человеком, а не представителем той или иной нации. Будто мы не люди, а какие-то подвиды людей. Я не хочу быть каким-то подвидом человека, я хочу быть человеком.

Справка Informburo.kz:

Ануар Нурпеисов

Родился 11 марта 1985 года в Алматы. Окончил Казахстанско-Британский технический университет. Играл в премьер-лиге КВН за команду КБТУ. Он известен как актёр, который играет в драмах, комедиях, исторических фильмах и криминальных драмах.

Роли в кино:
2013 год – "Он и Она" (Казахстан) – эпизод.
2011 год – "Земля обетованная" | "Жеруйык" (Казахстан) – Темиржан, внук Орынбая.
2011 год – "Братья-2" | "Ағайынды-2" (Казахстан), не был завершён – Бахыт, главная роль.
2010 год – "Сказ о розовом зайце" (Казахстан) – Ерлан, главная роль.
2009 год – "Братья" | "Ағайынды" (Казахстан) – Бахыт, главная роль.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter