Свой первый визит в столицу Казахстана Петр Степанек совершил в рамках участия в Астанинском экономическом форуме. Первое, что поразило чешского гостя, – масштабы строений на левом берегу Ишима.
- Я приехал в ваш город ранним утром. Не стал бронировать гостиницу, так как тем же вечером мне нужно было вылетать в Москву и далее в Прагу. И вот стою я на площади перед Дворцом Независимости в 6 часов и ощущаю себя самым маленьким человеком в окружении бетона, - рассказывает архитектор. - Почему? Объясню. 80% людей в мире имеют примерно одинаковые габариты, и здания в городах строятся под "people size" (человеческий размер. – Авт.). Но когда смотришь на строения в Астане, складывается ощущение, что здесь проживают сплошные гулливеры – настолько эти здания громоздкие. Лицо города – это не только здания. Это, прежде всего, общее пространство. И всё это должно соответствовать человеческим масштабам – как в физическом, так и в психологическом плане. Иначе возникает то самое ощущение маленького человека.
Впрочем, вскоре одиночество "маленького человека в окружении бетона" нарушили рабочие. С мётлами, тряпками и вёдрами в руках – и с энтузиазмом в придачу – трудовой народ в рассветный час принялся высушивать мокрую от недавнего дождя брусчатку.
"Я смотрел и не верил глазам: площадь из дорогостоящего материала после небольшого дождя превращается в большую лужу, которую выкачивают рабочие. Такая картина возможна где-нибудь в историческом центре города, где невозможно положить асфальт, но не на новейшей площади столицы!.."
Оставив рабочих с мётлами, гость Астаны отправился в поисках магазина одежды.
- Я забыл галстук дома и хотел купить его в аэропорту в Москве. По каким-то непонятным мне правилам, если я лечу в Казахстан, Армению или Грузию из московского аэропорта, то не могу купить там ни одежду, ни обувь. Думал решить этот вопрос в Астане, но обойдя все близлежащие улицы, я не нашёл ни одного вещевого магазина! Хотя во всех столицах мира – в Лондоне, Вене и вообще в городах после ста метров вы обязательно наткнётесь на текстильный магазин, книжную лавку или закусочную. В Астану, как рассказывали мои коллеги, средств вложено больше, чем в Лондон. Так почему же так сложно найти в деловом центре столицы необходимые торговые точки? - задаётся вопросом гость.
Как отмечает градостроитель, современные тренды архитектуры провозглашают, что города должны строиться для людей, а не для автомобилей. Но о столице Казахстана у чешского эксперта сложилось обратное впечатление.
"15 лет назад я был в Алматы, и после увиденного в Астане могу сделать вывод, что южная столица – это город для людей, делающий акцент не на коммуникации, как северная столица, а на улицы. В Астану же, на мой взгляд, было заложено больше денег, чем умения. У вас хорошие дороги на левом берегу, но это дороги для транспорта. У вас красивые здания для участников конгрессов, но насколько они удобны для простых жителей города?" - вновь задаётся вопросом архитектор.
"Такое ощущение, что ваш город проектировался для НЛО и всех остальных, взирающих на Астану из космоса, но не для людей".
Впрочем, некоторые здания в Астане Петр Степанек всё же оценил положительно.
"Я видел несколько строений, которые с архитектурной точки зрения созданы качественно. В их числе – Библиотека Первого Президента. Не подумайте, что я настроен критично только к чужим городам. В родной мне Праге также достаточно недоработок. У нас, например, до сих пор не решены вопросы с пандусами на некоторых станциях метро. Как и любая столица, Прага – дорогой город, однако мы пытаемся снизить стоимость услуг в отдельных сегментах, в том числе в транспортном. Но об этом, увы, не знают гости города, которых местные власти почему-то не считают нужным информировать об экономичных вариантах поездок на общественном транспорте", - делится пан Степанек.
Smart city ("умные города") начинаются с удобства для жителей и гостей города.
К слову, о транспорте. Архитектор рассказал, что общественным транспортом в Чехии и других странах пользуются не только рядовые граждане, но и министры.
"Я сам лично видел, как один министр в Вене передвигался не на лимузине, а на автобусе. А когда по улицам Праги едет президент страны, автомобильное движение не останавливается", - рассказывает чешский гость.
И резюмируя, Петр Степанек подчеркнул:
"Даже такие амбициозные города, как Астана, должны уважать принципы устойчивого градостроительства, а не стремиться к превращению столицы в дорогостоящую выставку".
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2856
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2755
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2839
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2892
-
27
-
109
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2884
-
3
-
28
-
-
6❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2636
-
0
-
5
-
-
7📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2457
-
1
-
5
-
-
8🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2454
-
5
-
149
-
-
9🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2332
-
9
-
17
-
-
10⛸❄️ Друзья, завтра на большей части страны ожидается туман и гололёд! Будьте осторожнее !
-
2239
-
0
-
6
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63