Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Для чего нужен механизм регулирования цен на лекарства?

Это комплексный вопрос. В двух словах: чтобы цены на лекарства были по карману потребителям и чтобы у государства была возможность контролировать рынок.

В чём сложность?

В процессе задействовано много игроков: покупатели с разной покупательной способностью и потребностью в терапии, медицинские заведения, продавцы и дистрибьюторы лекарственных препаратов, отечественные производители, импортёры зарубежных препаратов, государство с разными регулирующими и законодательными органами. Механизм ценообразования должен учитывать интересы всех сторон.

Как работало ценообразование до 2019 года?

Цены регулировались только в рамках ГОБМП – гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Государство закупает препараты, которые нужны людям с серьёзными и редкими заболеваниями для терапии, в том числе долгосрочной или пожизненной. Закупка проводится при помощи референтного ценообразования: цены на конкретный препарат мониторятся в 39 странах, затем устанавливается средняя стоимость пяти самых доступных предложений. По этой стоимости закупают препараты, которые распространяются в рамках ГОБМП.


Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Чем отличается новый механизм ценообразования от старого?

Новый же механизм предполагает регулирование цен на все виды лекарственных препаратов, а не только на те, которые отпускаются по специальной программе социального обеспечения ГОБМП. Теперь регулироваться будут и те препараты, которые потребители покупают out of pocket – за деньги из своего кармана.

В чём проблема действующей системы?

До 2019 года на стоимость лекарств категории out of pocket влияли, в том числе, и такие факторы как:

1. Арендная стоимость и объём коммунальных услуг, которые оплачивает аптека, где покупается препарат.

2. Стоимость, по которой была произведена закупка медикаментов у дистрибьютора.

3. Надбавка продавца в зависимости от сезона или дефицита препарата.

Разница в ценах на одни и те же медикаменты в аптеках зачастую вызывала вопросы у покупателей. В связи с чем и было издано поручение главы государства начать с 2019 года работу по регулированию стоимости всех лекарственных средств во всех аптеках.

Как будет работать новая система?

В проекте по регулированию цен предложено опираться на референтное сравнение. Все отечественные и зарубежные производители и дистрибьюторы регистрируют в Казахстане цену на лекарственное средство. Стоимость должна быть обоснована и меняться не чаще одного раза в полугодие. Исходя из зарегистрированной цены, устанавливаются максимально возможные надбавки для оптовиков и аптек. Придерживаться этих цен государство обяжет все аптеки в Казахстане. Нарушение влечёт за собой штрафы и административные взыскания вплоть до лишения лицензии на продажу медицинских средств.

С какими проблемами должна помочь справится новая система ценообразования?

Предлагаемая система позволит установить единый чёткий порог стоимости на все медикаменты во всех аптеках, кроме БАДов и медицинского оборудования. Провизоры столкнутся с ограничениями надбавок, но согласно проекту затраты на предпринимательство будут учтены – останется доступный для экономических манёвров коридор цен.


Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Кто будет контролировать исполнение требований аптекарями?

Народный контроль. Порог стоимости на все медикаменты, продающиеся в Казахстане, будет указан на сайте Министерства здравоохранения, а также на сайтах подведомственных организаций, которые будут курировать новую систему. Комитет фармации, совместно с Национальным центром экспертизы лекарственных средств планирует внедрить мобильное приложение, в котором буду доступны актуальные цены на все лекарства.

Какие нюансы есть у новой системы ценообразования?

Ежегодно из казахстанского бюджета выделяют около 200 млрд тенге на ГОБМП. Но этого недостаточно, потому что до 80% затрат на лекарства, закупаемые в рамках ГОБМП, приходятся на оригинальные препараты. Это дорогостоящая продукция, которая не производится в Казахстане. Соответственно, государство по большей части закупает лекарства у иностранных производителей.

Отечественная фарминдустрия на данный момент производит дженерики – идентичные существующим средства, воспроизводящие лекарственную формулу, но носящие уникальное название у каждого производителя. Яркий пример дженерика – ацетилсалициловая кислота, выпускаемая под десятком разных наименований. Казахстанские дженерики соответствуют всем международным стандартам качества и используются для терапии серьёзных заболеваний.

Что не так с закупкой лекарственных средств у зарубежных поставщиков?

Закупка иностранных лекарств как для государственного обеспечения, так и для розничной торговли создаёт так называемый дренажный эффект в экономике, когда оборотные средства в виде основной части прибыли от продаж покидают страну.

Отечественный производитель – это мощный стимул развития экономики. Закладывая вектор в сторону поддержки собственной фармацевтики, государство не только избегает вышеупомянутого "дренажа" средств. Локальное производство формирует прямое и косвенное трудоустройство, поскольку на одну рабочую позицию по законам экономики появляется ещё четыре – в сфере сервиса и услуг. Предприятия выплачивают налоги, а оборот средств, остающихся в стране, повышает ВВП.


Читайте также:

Кто такие "друзья экономики"? Разбираемся на примере компании SANTO


Есть ли ещё нюансы кроме "дренажного" эффекта?

Да. Фармацевтическая отрасль – стратегическое направление и один из вопросов национальной безопасности. Объём лекарств, производимых внутренним рынком страны, должен составлять не менее 30%. На 2018 год в Казахстане этот показатель равен 20% в денежном выражении. Однако аналитики, при условии повышения инвестиционной привлекательности отрасли, прогнозируют возможность увеличения объёма выпуска собственных лекарств до 50% объёмов рынка.

Почему референтное ценообразование может быть невыгодно казахстанским производителям?

Внешнее референтное сравнение не всегда отражает локальные затраты на производство. В большинстве стран существует политика реимбурсации, то есть возмещения части затрат на производство лекарственных средств. Стоимость препарата в стране, использующей механизм реимбурсации, может быть ниже рыночной стоимости продукта. Некоторые государства закупают низкокачественную медицинскую продукцию в стремлении обеспечить максимальное число граждан необходимыми лекарствами. Такая продукция может не соответствовать казахстанским требованиям. Ориентируясь на цены в таких странах, мы обязываем отечественных производителей работать в убыток. Поэтому регулирование цен на производимые внутри страны лекарства должно зависеть не только от цены, но, в первую, очередь от подтверждённой безопасности, эффективности, качества, а также вклада определённого производителя в экономику страны. Такой подход формирует у населения экономический патриотизм.

Как защитить отечественных производителей?

Доктор Кшиштоф Ланда, бывший вице-министр здравоохранения Польши, рассказал о распространённом в Европе представлении о "друзьях национальной экономики". В Польше это понятие находится на уровне утверждённого законопроекта, по которому будет подписан закон с абсолютно новой концепцией подхода к производителю. Государство предоставляет отечественным производителям преференции и возмещает часть затрат предприятиям, которые вносят ощутимый вклад в ВВП, обеспечивают граждан работой и вносят весомую часть налоговых поступлений. Доктор Ланда предлагает рассмотреть возможность интеграции этого законопроекта в Казахстане, чтобы простимулировать и поддержать отечественных производителей.

Новый механизм ценообразования уже был утверждён?

Министерство здравоохранения всё ещё обсуждает детали с отечественными и зарубежными участниками рынка. При этом представители Минздрава говорят, что хотели бы оказывать поддержку и давать преимущества отечественным производителям.

Получается, что казахстанская фармация держится на госзакупках?

Нет. Компания SANTO, лидер фармацевтической отрасли Казахстана, на своём примере отмечает, что до 60% продаж составляют продажи на свободном рынке, то есть в аптеках. Этот показатель возрос за последние два года, что говорит об увеличении уровня доверия к казахстанскому продукту со стороны врачей и пациентов.

По данным Евразийской медицинской ассоциации, казахстанские лекарственные препараты не только распространяют на внутреннем рынке, но и поставляют в другие страны: Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Монголию и Грузию.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter