Прямой эфир Новости спорта

Кто такие "друзья экономики"? Разбираемся на примере компании SANTO

Informburo.kz совместно с компанией SANTO рассказывает, почему развитие отечественного фармацевтического рынка важно для национальной экономики.

Дина Ли специально для Informburo.kz

Дина Ли специально для Informburo.kz


Экономика страны – сложная система, которая объединяет несколько ключевых сфер деятельности: организационную, технологическую, научно-техническую, социальную и хозяйственную. Развитие отечественной производственной сферы особенно важно для государства, потому что предприятия не только зарабатывают деньги и платят налоги: они создают рабочие места, развивают рынок, помогают стране стать более конкурентоспособной на глобальной сцене.

№1. Каким образом отечественные производители влияют на экономику?

Вклад предприятия в экономику страны не ограничивается продажей собственных товаров и услуг, занятостью работников и уплатой налогов. Компания за счёт закупок сырья и потребительских расходов собственных работников влияет на другие отрасли экономики. Предприятие обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в компаниях-подрядчиках, которые в свою очередь генерируют доход и зарплату для своих сотрудников, а также дополнительные налоговые поступления в бюджет. Чтобы понять значение компании для экономики и её вклад в социально-экономическое развитие страны, следует учитывать не только прямой, но также непрямой и опосредованный виды вклада.

№2. С прямым вкладом в экономику всё более-менее понятно, а что такое непрямой и опосредованный вклад в экономику?

Прямой вклад определяется количеством рабочих мест, уплаченными налогами, заработной платой сотрудников. Вклад, который компания вносит в другие отрасли экономики благодаря закупке товаров и услуг, называется непрямым. Потребительские расходы сотрудников предприятия и компаний-подрядчиков формируют опосредованный вклад в экономику. Давайте закрепим. Оборот компании включает в себя стоимость закупленных предприятием товаров и услуг, заработную плату персонала, налоги и прибыль. Закупки товаров и услуг создают выручку в других секторах экономики. Работники тратят зарплату, и компании, предлагающие товары и услуги населению, за счёт этого получают выручку. Налоги через государственный бюджет перераспределяются в виде зарплат бюджетникам или государственных закупок и таким образом возвращаются в экономику.

№3. Что происходит с деньгами, которые мы тратим, покупая импортные товары?

Часть из этих денег оседает в национальной экономике в виде налогов, которые поступают в государственный бюджет. Но вклад измеряется не только в налогах, есть и другие показатели. Всего их четыре:

  • Вклад в ВВП (Валовой внутренний продукт) – стоимость товаров и услуг, произведённых компанией за год.
  • Вклад в обеспечение занятости населения – количество рабочих мест, созданных компанией.
  • Вклад в формирование трудовых доходов – оплата труда работников.
  • Налоговый вклад – поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Компании-импортёры выплачивают государству налоги, но не создают рабочие места и не платят зарплаты местным специалистам. Большая часть выручки от продаж зарубежных товаров возвращается в страну экспорта и, соответственно, способствует росту экономики страны-импортёра, а не локальной.

№4. Что это значит для рядового потребителя? Купил импортный товар – предал родину?

Нет. Покупать исключительно отечественные продукты почти невозможно – хотя бы потому, что в Казахстане производят не все товары. Но в действительности мы зачастую выбираем импортное, даже когда на рынке есть местные аналоги. Даже когда они не уступают импортным по качеству. Этому виной стереотипы, которые сложились в нашей потребительской культуре во время экономического застоя. Теперь дела во многих отраслях обстоят иначе, но сменить парадигму в голове покупателей оказалось сложнее, чем отстроить экономику заново. Мы все любим ругать отечественную экономику, но мало кто задумывается, что покупая продукцию локальных компаний, каждый потребитель вносит небольшой вклад в развитие этой самой экономики.


Простой пример: цена продукта – 200 тенге. Если он произведён за границей, то 50 тенге из стоимости получают поставщики и магазин, остальные 150 – возвращаются в страну-импортёр. Если продукт казахстанский, те же 50 тенге остаются у поставщиков и магазина, а остальные 150 – отправляются к казахстанским производителям. Из этих 150 тенге получают зарплату работники предприятия, оплачиваются налоги, и деньги, таким образом, почти полностью остаются в стране.

№5. Покупать местную картошку не страшно, а можно ли доверять отечественным производителям в более технологичных отраслях?

Про все говорить не будем. Разберём на примере фармацевтической отрасли. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, казахстанский фармацевтический рынок растёт и развивается. Да, фармотрасль занимает всего 0,2% от общего объёма казахстанской промышленности, она ярче других демонстрирует уровень жизни населения. Кроме того, у фармацевтики есть стратегическая функция – здоровье и жизнь граждан не должны зависеть от импортных поставок. В Казахстане эта сфера промышленности активно налаживается: в секторе работает около 80 предприятий, на которых заняты более 3 тысяч специалистов. Раньше строить в Казахстане фармацевтические предприятия было невыгодно из-за маленького рынка сбыта, но рынок стран ЕАЭС открывает новые перспективы – совокупно его объём составляет более 20 млрд долларов.

№6. Вы говорите, что часто можно заменить импортные покупки отечественными продуктами, которые не хуже по качеству, но дешевле и приносят пользу экономике. Фармакологии это тоже касается?

Да. Из-за ослабления курса тенге цены на лекарства ежегодно растут. Большой рост цен был в 2016-м из-за девальвации, потому что 90% продукции на рынке импортируется с привязкой к иностранной валюте. По данным Ассоциации международных фармпроизводителей РК, в 2015-2016 годах импортные препараты подорожали на 40-60%, отечественные – на 15-20%. Однако некоторые компании, несмотря на инфляцию, придерживаются политики неповышения цен, и даже напротив – снижают розничную стоимость препаратов. В частности, так делает лидер казахстанского фармацевтического рынка АО "Химфарм" с торговой маркой SANTO Member of Polpharma Group, который обеспечивает 33% (треть рынка) объёма рынка казахстанских препаратов и 5% от общего рынка лекарственных средств в стране. SANTO поставляет на внутренний рынок 80 наименований лекарственных препаратов. Предприятие не просто использует трансферт технологий и готовую рецептуру лекарств, а самостоятельно разрабатывает в научной лаборатории на территории завода. Сейчас на стадии разработки находится несколько десятков новых лекарственных препаратов. Несмотря на все инновации и значительные инвестиции, компания уже 2 года не повышает цены на лекарства, и не планирует изменять ценовую политику в настоящий период.

№7. Неужели компания SANTO работает себе в убыток? А если нет, то как она зарабатывает, не только не повышая цены, но даже снижая их?

В 2018-м и 2019-м компания SANTO намерена держать цены, покрывая все дополнительные расходы за счёт внутренних ресурсов, увеличения объёмов производства и получения большей доли рынка. А ещё есть государственные закупки. Нурсултан Назарбаев поставил задачу: добиться, чтобы Казахстан самостоятельно производил половину лекарственных средств, необходимых для системы здравоохранения. Государство заключило с производителями долгосрочные договоры на поставки препаратов, мотивировав их строить заводы на территории страны, расширять ассортимент, разрабатывая новые препараты. Так компания SANTO стала одним из главных поставщиков для государства.

№8. В таком случае SANTO считается "другом" казахстанской экономики?

Да. В Казахстане это понятие не распространено, а в западных странах отечественные предприятия за их вклад в ВВП принято назвать "друзьями" или "партнёрами" национальной экономики.

№9. Что для компании значит быть партнёром или другом экономики?

Бывший вице-министр здравоохранения Польши, доктор Кшиштоф Ланда сказал, что в Польше планируется законодательно внедрить измеряемые критерии, чтобы оценить вклад фармацевтических компаний в развитие польской экономики. Оценка вклада будет производиться министерством, ответственным за промышленное развитие и национальную экономику. Оно станет определять категорию предприятия на основе целого ряда RMD (Reimbursement Mode for Development – возмещение затрат для развития) критериев:

  1. Научная и исследовательская деятельность на территории страны (собственное R&D и взаимодействие с академическими институтами).
  2. Инвестиционная деятельность в стране (техническая прогрессивность, сложность, соответствие стандартам GMP, объём инвестированных средств).
  3. Производственная деятельность (мощности производства, лекарственные формы, сложность лекарственных форм).
  4. Занятость, рабочие места (количество и специализация сотрудников).
  5. Вклад по налогам и выплатам (выплаченные налоги, выплаченные социальные взносы, исторические данные и прогноз на три года).
  6. Влияние на торговый баланс в стране (доля в лекарственном обеспечении в стране, уровень экспорта и его динамика).

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров