Прямой эфир Новости спорта

По-прежнему бесплатная. Всё, что нужно знать о ПМСП

Фото Shutterstock.com
Фото Shutterstock.com
Первичная медпомощь – основа любой медицины. По информации Фонда медстрахования, ПМСП будет входить в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи.

Как известно, с 1 января 2020 года казахстанцы будут получать медуслуги по двум пакетам:

  • ГОБМП (Гарантированный Объём Бесплатной Медицинской Помощи);
  • ОСМС (Обязательное Социальное Медицинское Страхование).

В объём медицинской помощи, гарантированный государством, входит первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Она остаётся бесплатной и доступной для всех граждан страны (в том числе, оралманов и постоянно проживающих в Казахстане иностранцев) в рамках бесплатной медицины.


Фото Shutterstock.com


Первичная медико-санитарная помощь – это медицинская помощь, не требующая круглосуточного медицинского наблюдения и включающая комплекс доступных медуслуг, оказываемых участковым врачом, медсестрой, психологом или социальным работником. Для получения услуг на уровне ПМСП каждый гражданин обязательно должен быть прикреплён к поликлинике (государственной или частной) по месту жительства и знать своего участкового врача.

Что включает в себя ПМСП?

Первичная помощь в рамках ГОБМП призвана быстро и эффективно решить проблемы со здоровьем, так как предусматривает:

  • Профилактику и оздоровление;
  • Диагностику и лечение;
  • Динамическое наблюдение;
  • Медицинскую реабилитацию;
  • Услуги паллиативной помощи;
  • Экспертизу временной нетрудоспособности с выдачей листа и справки о временной нетрудоспособности.
Кроме того, всем пациентам, прикреплённым (и не прикреплённым) к поликлиникам, следует помнить, что ПМСП оказывается в двух случаях: в экстренном и в плановом порядке.
  • Неотложная медицинская помощь оказывается независимо от факта прикрепления и участия в системе ОСМС;
  • Плановые осмотры проходят в поликлинике по месту прикрепления, по предварительной записи или обращению, и вне зависимости от статуса застрахованности в системе ОСМС.

Фото Shutterstock.com



Услуги на дому и поводы идти в поликлинику

Бывает так, что пациента беспокоит состояние его здоровья, но ехать в больницу нет нужды. Тогда нужно определиться с показаниями для вызова медсестры или врача.

Поводы вызвать медсестру, фельдшера или участкового врача:

  • Температура тела до 38°С на момент вызова;
  • Повышение артериального давления;
  • Состояния, заболевания, травмы, требующие медицинской помощи и консультации на дому;
  • Состояния, угрожающие окружающим;
  • Ухудшение состояния после вакцинации;
  • Состояния, оценённые регистратурой при приеме вызова, как требующие врачебного осмотра на дому.
Вызов врача нужно осуществлять как минимум за два часа до окончания рабочего дня. При обращении лиц для обслуживания вызова на дому участковая медсестра предварительно консультирует пациента по телефону не позднее двух часов с момента поступления обращения. В случаях угрозы жизни или здоровья лиц немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи.

Но порой случается так, что обращение в поликлинику или в больницу в рамках первичной медико-санитарной помощи необходимо. Вот перечень этих поводов:

  • Заболевание, стоматологическая помощь или обострение хронической болезни;
  • Травма или последствия травмы;
  • Динамическое наблюдение с хроническими заболеваниями;
  • Медико-социальная и психологическая поддержка;
  • Оформление документов на медико-социальную экспертизу и выписка рецептов;
  • Профилактика и диагностика.


Фото Shutterstock.com



Гарантии предоставления помощи

На первичную медико-санитарную помощь может рассчитывать каждый человек. В её рамках предусмотрены не только плановые профилактические осмотры, иммунизация, формирование ЗОЖ и консультирование по важным вопросам сохранения здоровья, но и оказание неотложных услуг, динамическое наблюдение и обучение навыкам по снижению рисков развития заболеваний.

Гарантии на ПМСП также получают:

  • Беременные женщины (дородовое наблюдение, патронаж и вызов врача при необходимости);
  • Дети (патронаж новорожденных, динамическое наблюдение для профилактики и при заболевании, восстановительное лечение и медреабилитация);
  • Пациенты с хроническими заболеваниями (динамическое лечение и наблюдение);
  • Пациенты с артериальной гипертензией (обследование и наблюдение);
  • Пациенты с сердечной недостаточностью (обследование и наблюдение);
  • Пациенты с сахарным диабетом (обследование, наблюдение, динамическое лечение и медреабилитация).

Помимо этого, на уровне ПСМП проводятся базовые лабораторные и диагностические исследования.


Фото Shutterstock.com


Ситуация с прикреплением

Допустим, пациент хочет прикрепиться к медучреждению для получения ПМСП. Чтобы не создавать очереди из пациентов, которой не должно быть у регистратуры или кассы, каждому следует знать, как просто его получить. Для прикрепления нужно:

  • Обратиться в ЦОН для подачи заявления;
  • Пройти регистрацию на портале "Электронного правительства"- нужна ЭЦП;
  • Подать заявку через Telegram-бота (@EgovKzBot) - нужна верификация номера телефона.
Обратиться в поликлинику по месту постоянного или временного проживания в удобное время в соответствии с графиком работы медучреждения. Заполнить заявление в произвольной форме, прикрепив к нему документ, удостоверяющий личность. Этот способ доступен:
  • Пенсионерам и инвалидам;
  • Студентам;
  • Законным представителям ребенка и опекунам инвалидов с детства;
  • Детям, родившимся за границей;
  • Осужденным, отбывающим срок наказания в колонии;
  • Военнослужащим срочной службы;
  • Представителям детей, находящихся в домах малютки, а также сирот и престарелых;
  • Лицам, оформляющим прикрепление по официальной доверенности.

Внимание! Свободный выбор организации ПМСП и нужного специалиста (врач общей практики, участковый терапевт, участковый педиатр) можно осуществлять раз в год. Регистрировать можно как взрослых дееспособных людей, так и людей с ограниченными возможностями, детей, беременных женщин, пенсионеров и ветеранов различных войн.


Фото Shutterstock.com



Это важно знать!

Если вы столкнулись с нарушением гражданских прав, низким качеством предоставляемых медуслуг, грубым обращением медперсонала, фактами вымогательства денежных средств за медуслуги, угрозами и другими спорными ситуациями можно:
  • Обратиться в службу поддержки пациентов, работающую в каждом медицинском учреждении;
  • Поставить соответствующую оценку организации с мобильном приложении MVOTER (Android, iOS). Во всех поликлиниках имеются стенды с qr-кодом, отсканировав который можно сразу перейти на страницу медучреждения;
  • Оставить письменное обращение в разделе "Народный контроль" на сайте ФСМС;
  • Отправить сообщение в соцсетях ФСМС (Facebook, Instagram);
  • Обратиться в единый контакт-центр фонда 1406.

Фото Shutterstock.com


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров