Прямой эфир Новости спорта

Памятка туриста: что делать нашему гражданину, попавшему в нестандартную ситуацию в чужой стране?

В канун туристического сезона Informburo.kz вместе с Theopenasia.net выяснили в МИД, все права и обязанности гражданина РК, выехавшего за границу.

№1. Что случилось?

Конкретный пример: практически все казахстанские информагентства опубликовали историю семьи, которую 16 часов продержали в аэропорту Вильнюса. Супруги Юсуповы и трое их детей имели визы для въезда в Литву. Для главы семьи это была бизнес-поездка, а все остальные хотели отдохнуть в Европе, посетить ещё и Германию. Во всех пунктах, где они планировали побывать, у них были забронированы отели, были обратные билеты. Но путешествие показалось литовским пограничникам подозрительным. Визы Юсуповых аннулировали, продержали их 16 часов в подвале терминала и отправили самолётом в Киев, через который казахстанцы въехали в Вильнюс. Домой семья добиралась за свой счёт. Деньги, потраченные на гостиницы и другие билеты, пропали. Эта история взбудоражила Казнет: одни посчитали, что казахстанцев не впустили в Литву обоснованно, другие назвали это нарушением прав человека. Руководитель пресс-службы МИД Ануар Жайнаков отметил тогда, что литовская сторона отрицает факт дискриминации граждан РК.

№2. Что делать, если виза есть, а во въезде отказывают?

В соответствии с международной практикой оформленная виза не гарантирует въезд в страну. Правило распространяется также на иностранцев и лиц без гражданства, направляющихся в Казахстан. Если гражданину РК отказывают во въезде в страну, несмотря на наличие действующей визы, он вправе поинтересоваться причинами отказа и попытаться представить факты или документы, которые могут помочь в положительном решении вопроса.

Опять же согласно международной практике, причины отказа во въезде в ряде случаев могут не объясняться. В любом случае рекомендуем гражданину РК связаться с казахстанским консулом. Хотели бы отметить: если в страну назначения вы следуете транзитом через территорию других государств, то заранее проконсультируйтесь о необходимости оформления транзитных виз, включая срок их действия и кратность для благополучного пересечения границ. Также в качестве рекомендаций просим придерживаться следующих простых правил. Получив визу иностранного государства, проверьте правильность указанных в ней данных:

– номера паспорта;

– имени и фамилии;

– даты рождения;

– категории, кратности и срока действия визы, общего количества дней, в течение которых разрешено пребывание в иностранном государстве.

Помните, что допущенные в визе – даже не по вашей вине – ошибки могут иметь нежелательные последствия как при въезде, так и в период нахождения в иностранном государстве.

№3. Какие есть универсальные фразы для решения данной проблемы, которые понимают в большинстве стран?

Как таковых универсальных фраз для таких случаях не существует. Однако учитывая, что в современных условиях многие имеют базовые познания в английском языке, рекомендуем выучить или записать несколько простых и полезных выражений для различного рода ситуаций. Например, фразу на английском: "Please, get in touch with the Сonsul of the Republic of Kazakhstan", что в переводе: "Прошу связаться с консулом Республики Казахстан". Также желательно иметь при себе перевод таких фраз на язык страны, которую планируете посетить. В этом случае не обязательно специально обращаться к переводчикам, можно купить бумажный разговорник, воспользоваться онлайн-переводчиком или скачать соответствующее приложение на смартфон.

№4. Может ли погранслужба (сотрудники аэропорта) отказать в просьбе связаться с консулом или послом РК?

В соответствии со статьёй 36 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, консульские должностные лица могут свободно контактировать с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу. Компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключён в тюрьму, взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо порядке, если гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанным, также передаются безотлагательно. Вместе с тем права, о которых говорится выше, должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания, однако при условии, что эти законы и правила должны способствовать полному осуществлению целей, для которых предназначены права, предоставляемые в соответствии с данной статьёй. Таким образом, гражданин в случае необходимости имеет право связаться с консулом самостоятельно или через третьих лиц: родственников, знакомых или представителей, которые произвели задержание, по номерам телефонов, которые указаны в СМС-сообщении, поступающем при подключении международного роуминга.

№5. Имеет ли право погранслужба забирать мобильный телефон или другие средства связи у граждан РК?

Данный вопрос относится к компетенции пограничной службы каждого отдельного иностранного государства. Однако для совершения таких действий должны быть правовые основания в соответствии с внутренним законодательством данной страны.

№6. Если это произошло, то имеет ли право гражданин РК на звонок?

Также зависит от норм внутреннего законодательства иностранного государства.

Тем не менее гражданину РК следует поинтересоваться об этом у представителей страны, которая произвела задержание, и попросить сообщить об этом факте казахстанскому консульскому учреждению.

№7. Имеет ли право гражданин РК на услуги адвоката?

В любом правовом государстве каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи в порядке, предусмотренном национальным законодательством той или иной страны. Как это будет реализовываться с организационной и технической точки зрения, зависит от внутренних порядков иностранного ведомства, производившего задержание – в зависимости от уголовного или гражданского процессуального законодательства. Поэтому в подобных случаях рекомендуем незамедлительно связаться с казахстанским консулом.

№8. Обязаны ли погранслужба, сотрудники аэропорта, и власти государства предоставить бесплатного защитника?

Предоставление бесплатной юридической помощи регламентируется в каждом иностранном государстве своим уголовным или гражданским процессуальным законодательством.

№9. Могут ли отказать в этой просьбе? И что делать в случае, если адвоката не предоставляют?

В соответствии с Консульским уставом Республики Казахстан, консул принимает меры к тому, чтобы физические и юридические лица Республики Казахстан в полном объёме пользовались всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Если права граждан РК были нарушены, консул принимает меры для восстановления нарушенных прав. Кроме того, консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания граждан Республики Казахстан, если:

– они отсутствуют;

– не могут лично присутствовать по причинам финансового характера или болезни и не поручили ведение дела какому-либо лицу;

– не в состоянии защищать свои интересы по другим причинам.

Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые не назначат уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов.

В этой связи советуем нашим гражданам, попавшим в подобную ситуацию, обратиться в казахстанское консульское учреждение.

№10. На сколько часов может быть задержан гражданин РК, если ему не предъявляют каких-либо обвинений?

В каждом отдельном иностранном государстве данная норма регулируется внутренним уголовно-процессуальным законодательством.

№11. Есть ли какой-то срок, после которого человека должны обеспечить водой и питанием?

В соответствии с международными документами, ратифицированными Республикой Казахстан (в частности Международным пактом о гражданских и политических правах), все лишённые свободы имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осуждённых, им предоставляется отдельный режим, отвечающий статусу неосуждённых лиц. Правовые основы деятельности специальных учреждений, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества, а также установление прав и обязанностей, содержащихся в них лиц регламентируются соответствующим национальным законодательством. То есть порядок обеспечения водой и питанием, спальным местом, особые инструкции по поводу детей и другое устанавливаются правилами внутреннего распорядка мест временного содержания. Если гражданину РК за рубежом такие права не обеспечиваются, то консул принимает меры для восстановления нарушенных прав физических лиц Республики Казахстан.

№12. Есть ли какие-то вышестоящие инстанции в странах, куда можно пожаловаться на неправомерные действия погранслужбы?

Каждый гражданин имеет право обжаловать любое действие должностного лица его вышестоящему руководству, прокурору или в суд.

№13. Должны ли власти выдворяющего государства в случае депортации или просто отправки в страну, из которой человек прибыл, оплатить дорогу/предоставить билет?

Исходя из того, что мера наказания в виде депортации или выдворения применяется в отношении граждан, нарушивших законодательство, зачастую финансовые расходы за транспортировку несёт сам гражданин или пригласившая его сторона.

№14. Может ли гражданин РК опротестовать решение этих служб в это же время и в этой же стране, куда ему не разрешают въехать?

В соответствии с международными документами, ратифицированными РК (в частности Международным пактом о гражданских и политических правах), иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение законного решения. И если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью. В данном случае гражданин РК может обжаловать решение иностранной инстанции через дипломатическое представительство РК.

№15. Может ли человек, вернувшись на родину, оспорить решение о депортации, например, или об аннулировании визы, если считает, что ничего не нарушил?

В соответствии с упомянутым выше международным документом гражданин может обжаловать решение о депортации или аннулировании визы через казахстанское дипломатическое представительство РК.

№16. Какие первые шаги предпринять гражданину РК, если он обвиняется за рубежом в совершении преступления?

Во время пребывания в иностранном государстве на граждан РК распространяется действие его законов, которые они обязаны строго соблюдать. При этом незнание законов страны пребывания не освобождает от ответственности. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (задержание местными правоохранительными органами, угрозы со стороны других лиц, дорожно-транспортные происшествия и ому подобное) гражданин РК имеет право требовать встречи с сотрудником казахстанского консульского учреждения. Рекомендуем не подписывать какие-либо протоколы и иные документы на иностранном языке в отсутствие сотрудников консульского учреждения Республики Казахстан. В случае же тюремного заключения консул принимает меры по обеспечению содержания своих граждан в условиях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. И заботится о том, чтобы они не подвергались жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению.

№17. Можно ли ходатайствовать о проведении следствия и суда на родине?

Нет, так как право на расследование и судебное разбирательство принадлежит лишь той стране, в которой совершено преступление.

№18. Что делать гражданину РК, если он оказался без материальных средств или документов за границей (например, украли кошелёк и/или паспорт)?

В случае утери или кражи документов, удостоверяющих личность, следует незамедлительно обратиться в ближайшее казахстанское диппредставительство для оформления "Свидетельства на возвращение в Республику Казахстан". Для таких случаев рекомендуется во время заграничной поездки иметь с собой копию паспорта, визы и приглашения, если таковое послужило основанием для её выдачи, а также их электронные версии. Если не будет никаких документов или их копий (в случае кражи или утери), то гражданину предстоит пройти процедуру идентификации личности с целью выдачи указанного Свидетельства в консульстве РК. Что касается ситуации, когда гражданин РК остался без денежных средств, то каждый случай следует рассматривать индивидуально – при наличии доказательных документов (фактов) и так далее.

№19. Каковы первые необходимые шаги, если человек тяжело заболел в чужой стране?

Наличие полиса медицинского страхования во время зарубежной поездки может значительно помочь гражданину получить квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни или несчастного случая и сократить финансовые затраты на лечение. Тем более, что при обращении за визами ряда государств граждане РК должны предоставить полис медицинского страхования, действительный на весь срок их пребывания за границей. В иных случаях при въезде в иностранное государство казахстанцы могут осуществить медицинское страхование на добровольной основе.

№20. Что делать, если в стране пребывания произошли стихийные бедствия, митинги, теракты, началась война?

В случае возникновения форс-мажорной ситуации с нашими гражданами за рубежом всё зависит от самой ситуации и от конкретных обстоятельств происшествия. В первую очередь, конечно, консулу необходимо встретиться с потерпевшими гражданами РК и выяснить все детали происшествия, оказав им максимальное содействие в минимальные сроки. Далее – по ситуации. В случае смерти гражданина консул принимает меры к погребению его с должными почестями или отправке тела (праха) умершего на родину. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств консулами принимаются оперативные меры по эвакуации граждан из зон боевых действий. Министерством иностранных дел открывается горячая линия для получения гражданами и их родственниками из Казахстана своевременной информации. В странах пребывания с казахстанцами проводится соответствующая работа, в рамках которой разъясняются правила эвакуации и указывается перечень необходимых документов для оформления. Руководство МИД регулярно информирует о ситуации в политически нестабильных странах, что находит отражение в материалах информационного и прогнозного характера. В целом же рекомендуем встать на консульский учёт в загранучреждениях РК в целях обеспечения прав, интересов и безопасности. Наличие у диппредставительств точной информации о гражданах РК, их местонахождении, контактных телефонов облегчает поиск, информирование, оказание им своевременной помощи, а при необходимости – эвакуацию из зон нестабильности, военных действий, стихийных бедствий и так далее. Постановка на консульский учёт осуществляется по добровольному волеизъявлению и бесплатно.

№21. Где содержатся контактные данные консульств и посольств РК?

В первую очередь рекомендуем перед выездом записать телефоны посольств или консульских учреждений Республики Казахстан в стране предстоящего пребывания. С контактными данными можно ознакомиться на официальном сайте МИД РК в разделе "Представительства РК за рубежом", который также содержит ссылки на сайты казахстанских загранучреждений. Данная информация является актуальной и обновляется на постоянной основе по мере появления новых данных.

В МИД РК внедрена система телефонов "горячей линии", по которым ежедневно даются необходимые консультации: 8 (7172) 72-01-13. В будни с 18-30 до 9-00, в выходные и праздничные дни: 8 (7172) 72-01-11.

Кроме того, на регулярной основе МИД РК принимается комплекс мер по повышению оперативности реагирования в форс-мажорных обстоятельствах, в частности:

- по договорённости Правительства РК с ведущими операторами сотовой связи, начиная с 2013 года при подключении гражданами международного роуминга на их мобильные телефоны поступают СМС-сообщения с номерами телефонов "горячей линии" Министерства;

- в казахстанских СМИ организована разъяснительная работа о деятельности консульских учреждений РК за рубежом с широким освещением случаев содействия и участия консульских работников в решении проблем граждан;

- своевременно публикуются рекомендации МИД о случаях, когда казахстанским гражданам следует воздержаться от посещения тех или иных государств с нестабильной внутренней обстановкой.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров