Психологов или считающих себя таковыми сейчас много. У кого-то за спиной короткий курс от псевдоспециалистов, у кого-то – просто пара прочитанных статей на абстрактные темы.
Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание при поиске психолога и уже во время консультаций, как определить профессионала, которому можно доверять. В этом нам поможет психолог сервиса Harmonia.kz Леся Бикетова.
№1. Как найти и выбрать психолога
Специалистов сейчас много, но также много и слабо квалифицированных или вовсе мошенников. Первоначально стоит обратить внимание на:
- наличие высшего психологического образования;
- участие в конференциях, съездах;
- членство в профессиональном сообществе;
- систематическое повышение квалификации;
- прохождение специалистом супервизий и личной терапии;
- ценности, которые человек транслирует на своей странице, если она есть.
№2. Как на первом сеансе понять, подходит ли вам психолог
При знакомстве важно уточнить, проходит ли (проходил) сам специалист терапию, так как травмированный психолог в лучшем случае не поможет, в худшем – навредит.
В начале терапии клиент и психолог должны чётко определить конечную цель встреч: например, научиться выстраивать границы, начать ценить и любить себя, перестать бояться одиночества. Финишную прямую нужно чётко видеть. К тому же следует установить промежуточные маркеры, по которым можно будет фиксировать изменения, а также инструменты для отслеживания этих изменений.
Это могут быть следующие вопросы:
- Как мы с тобой поймём, что мы движемся в нужном направлении?
- Как ты будешь это чувствовать?
- Будешь ли ты думать по-другому или делать по-другому?
- Как ты будешь знать, что ты идёшь туда, куда запланировал?
При этом, несмотря на то что цель, может, и определена, выделить точное количество необходимых сессий сложно. Поэтому если психолог усердно настаивает, что посещений точно должно быть 5, 10 или 15 и не меньше, это повод задуматься, а не ищет ли специалист исключительно финансовой выгоды. Потому что предугадать, сколько точно понадобится сеансов, – практически невозможно. И к этому должны быть готовы как клиент, так и специалист.
Если вы услышали, как специалист негативно высказывается о ком-то из других клиентах, своих коллегах или раскрывает личные детали, это повод отказаться от него. Потому что нет никаких гарантий, что вас не станут обсуждать так же открыто.
Также очень важно при общении чувствовать комфорт. Вы не должны бояться сказать что-то лишнее. Скорее всего, в ходе первой встречи станет понятно, приятен вам человек или нет.
№3. На что обращать внимание во время сеансов
Высококвалифицированный психолог точно не станет:
- Требовать.
Психолог может предлагать какой-то путь, и он обсуждает это с клиентом. Но если он навязывает своё видение и говорит "нет", спорит с клиентом, тогда это не тот специалист, который вам нужен. Потому что психолог, как навигатор, показывает путь. Но при этом ещё помогает понять, а нужен ли именно этот путь. И при необходимости помогает его сменить.
- Гарантировать определённый исход.
Психолог не может помочь двигаться по любому пути. Например, если специалист оценивает, что путь объективно вреден, он откажется от работы с таким клиентом. Если вне зависимости от задачи специалист гарантирует точный результат, да ещё и за какое-то точное количество сеансов, это повод задуматься и отказаться от специалиста.
- Ставить себя или кого-то в пример.
Когда психолог приводит примеры из собственной жизни, не спрашивая на это разрешения клиента, это не профессионально. Потому что это обесценивает и обезличивает проблемы другого человека.
- Обесценивать ситуацию и опыт клиента.
В обычной беседе даже близкие могут посмеяться, сказать "да ладно, бросай, что за глупости, ерунда всё это". Но психолог так говорить не может.
- Сближаться.
Психолог – не друг, не любовник, он помощник, специалист. Эти роли путать и совмещать нельзя. По этой же причине психолог не может как специалист помогать своему супругу, другу, родителям, детям, коллегам.
Также нельзя, чтобы психолог прикасался к клиенту без его согласия. Никаких дружеских похлопываний по плечу или объятий без разрешения клиента.
- Предлагать бартер.
В плане финансовых отношений психолог тоже должен выстроить чёткие границы и не может предлагать свои услуги взамен на что-то. Выход за рамки отношений "клиент – специалист" чреват сближением и регрессом в терапии.
№4. Каких фраз избегает профессиональный психолог
Специалист не станет давать клиенту характеристику "плохой" или "хороший". То есть услышать в свою сторону фразы "вы хороший" или " вы плохой человек" в общении с психологом невозможно.
Похвалить психолог может, но указывая на факты и поступки.Например, клиент не верит в себя, у него мало веры, мало ресурсов, мало доверия. И психолог может сказать: "Слушай, ты молодец, ты сделал вот это, вот это" (или: "Ты молодец, что ты вообще пришёл за помощью").
Это очень важная система поддержки. И в этом большое искусство специалиста – найти хорошее и показать это человеку.
Также специалист не скажет прямой фразы в духе "ну, родители у вас были так себе, все проблемы у вас из-за них". Это сброс ответственности за жизнь на других людей.
№5. К чему быть готовым клиенту перед походом к психологу
Главное, нужно время и готовность меняться. И прийти на приём – это уже очень большая победа.
На некоторые вопросы может хватить и одного сеанса, на другие, когда оказывается, что проблема сложнее, чем казалось изначально, времени потребуется больше. И такое происходит довольно часто, потому что в процессе терапии человек себя начинает, как луковицу, очищать слой за слоем, и на каждом слое может быть проблема.
Клиенту нужно быть готовым понять, до какой глубины он хочет дойти. Возможно, и не обязательно воротить горы прошлого.
№6. Неприятные чувства во время или после сеанса – это вина психолога?
Часто бывает, что во время сеанса затрагиваются болезненные темы. Также часто это неизбежный момент. Но задача профессионального психолога – найти подходящее время для обсуждения таких сложных тем, не идти туда, где клиент не справится. Поэтому если психолог начинает давить с первых же сеансов, это признак низкой квалификации специалиста.
При этом клиент тоже не может требовать от специалиста радуги и солнца внутри каждой сессии. Всё, что может и должен дать психолог при обсуждении ранящих тем, – поддержку и направление, способы совладания с подобным состоянием.
№7. Подходы у психологов разные. Универсальны ли этические принципы?
Сейчас мало кто работает, используя только один подход. В основном прибегают к интеграции и полимодальной психотерапии.
Вне зависимости от подхода, которым пользуется специалист, этические нормы и принципы одинаковы. Техники будут отличаться, способы достижения цели будут отличаться, методики будут отличаться. Но из точки А в точку В всё равно путь один.
Если есть чёткие индикаторы прогресса, соблюдение принципов и готовность человека слышать и слушать себя и специалиста – шансов обрести гармонию будет гораздо больше.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 5222
- 0
- 15
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 19 ноября
- 2830
- 0
- 5
-
3🏭 Когда в Темиртау станет чище воздух, ответили в Qarmet
- 2507
- 1
- 77
-
4✈️ Почему выпускники казахстанской академии авиации не могут найти работу при дефиците лётчиков
- 2442
- 5
- 17
-
5😶🌫️ Загрязнение воздуха: как его измеряют и к каким заболеваниям оно приводит
- 2415
- 0
- 11
-
6🆕🆕🆕🆕 В Казахстане планируют передать некоторые рыбохозяйственные водоёмы бизнесменам
- 2415
- 1
- 5
-
7‼️🚨 "Внимание всем". Сирены прозвучат по всему Казахстану 21 ноября
- 2601
- 0
- 14
-
8🌧 Казахстанцев ждёт переменчивая погода в ближайшие дни
- 2205
- 0
- 4
-
9⁉️Как женщине преуспеть на горно-металлургических предприятиях?
- 2364
- 0
- 6
-
10👁 76 задержанных: как умные камеры с системой распознования лиц работают в Астане и Алматы
- 2361
- 0
- 11