Какие медуслуги доступны в нашей стране в рамках ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи)? Можно ли самостоятельно выбрать клинику и врача, и куда обратиться с жалобой на некачественную медпомощь? За что отвечает Минздрав и управление здравоохранения? Об этом нам рассказала заместитель руководителя Управления здравоохранения города Алматы Жанар Кенжебаева.

№1. Как устроена система здравоохранения в Казахстане?

Здравоохранение в нашей стране состоит из государственного и негосударственного секторов. Во главе всей системы стоит Министерство здравоохранения РК. Оно формирует и реализует государственную политику в этой области. Министерство выполняет множество административных функций, к примеру, контролирует качество медуслуг и обращение лекарств на рынке, управляет медицинской наукой и образованием, следит за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и безопасностью пищевой продукции, разрабатывает регламенты, законы и программы в сфере охраны здоровья.

На практике многие вопросы медицинского обслуживания населения на местах возложены на областные и городские (в Астане и Алматы) органы управления здравоохранения, являющиеся структурными подразделениями местных акиматов. Они обеспечивают граждан и оралманов бесплатной медицинской помощью и лекарственными средствам, контролируют деятельность субъектов здравоохранения (кроме сан-эпид служб), администрируют распределение бюджетных средств, выбирают поставщиков медуслуг, закупают лекарства и медоборудование для амбулаторий и стационаров.

№2. Как финансируются государственные медучреждения?

Субъекты здравоохранения финансируются из республиканского и местного бюджетов. Амбулаторно-поликлиническая служба полностью относится к республиканскому бюджету. Многопрофильные стационары также финансируются из бюджета республики, но часть специализированных больниц живет за счет местных бюджетов. В Алматы к примеру, это Центр психического здоровья, Городская инфекционная больница, Противотуберкулезный и Кожно-венерологический диспансеры. Станции скорой помощи также состоят на региональном балансе, но со следующего года перейдут на республиканское финансирование.

№3. Как оценивается эффективность работы медиков? Зависит ли от этого размер их зарплаты?

В Казахстане действует система поощрения работников медучреждений в зависимости от их эффективности. Поощрение производится из двух источников – сэкономленных бюджетных средств в виде дифференцированной доплаты, и так называемого СКПН (стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива). СКПН выплачивается только в учреждениях первичной медико-санитарной помощи (поликлиник, медпункты и амбулатории). Размер поощрений определяет комиссия при медучреждениях состоящая из представителей руководства клиник и работников, выбранных на общем голосовании.

Дифференцированная доплата зависит от критериев оценки деятельности медработников. В эти критерии входит наличие жалоб от пациентов, наличие случаев предотвращённых смертей, нарушения по результатам контроля, качество и результативность работы, внедрение новых технологий, эффективность использования ресурсов и другие показатели. Сумма СКПН зависит от качества работы всего медучреждения, которое рассчитывают в автоматическом режиме на основе индикаторов конечного результата. Размер выплат медработникам определяет комиссия внутри поликлиники или амбулатории в зависимости от их личного вклада каждого в достижении этих индикаторов.

№4. Может ли пациент выбрать клинику или врача в рамках бесплатной медпомощи?

По действующими Правилами оказания первичной медико-санитарной помощи любой пациент может свободно выбирать врача у которого хочет лечиться и медицинскую организацию, к которой он хочет быть прикреплен. Можно прикрепиться к любой поликлинике по месту жительства, работы или учебы в пределах одной административно-территориальной единицы. Для того чтобы прикрепиться к поликлинике нужно составить заявление в произвольной форме и принести удостоверение личности. Сделать это можно также через портал электронного правительства. Изменить прикрепление к поликлинике можно не чаще одного раза в год или в ходе проведения кампании прикрепления граждан к субъектам здравоохранения (в 2017-ом году она проводится с 15 сентября по 15 ноября). Стоит отметить, что помимо государственных поликлиник можно прикрепиться к частным, при условии, что они выполняют госзаказ в рамках ГОБМП (список доступен на сайте).

№5. Куда можно обратиться с жалобой на некачественную медпомощь? Где могут помочь если проблемы возникли при лечении в частной клинике?

При каждой медицинской организации есть своя Служба поддержки пациентов. Можно обратиться в неё через сall-центры или телефоны доверия, номера которых есть на сайтах самих организаций в разделе контактов, или на сайте вашего регионального Управления здравоохранения. Кроме того, если дело касается государственных учреждений, то можно напрямую позвонить на горячие линии областных и городских (в случае с Алматы и Астаной) управлений здравоохранения. Многие проблемы легко решаются прямо по телефону, к примеру работники линии могут напрямую связать вас с руководством медучреждения. Кроме того, в некоторых регионах работают сайты для приема отзывов и жалоб на медучереждения или отдельных специалистов. В Алматы к примеру это портал almatymed.kz Письменную жалобу можно передать в общественную приемную вашего Управления здравоохранения. Стоит отметить, что управления отвечают за работу только тех медучереждений, которые оказывают услуги в рамках ГОБМП. На работу частных клиник можно пожаловаться в Комитет охраны общественного здоровья и его региональные департаменты. Их контакты и адреса можно найти на сайте Минздрава.

№6. Где можно пройти бесплатное обследование? Какие заболевания могут выявить на таких осмотрах?

В Казахстане с 2009-го года действует программа скрининговых обследований для выявление определённых заболеваний. В этот список входят заболевания системы кровообращения, сахарный диабет, глаукома и шесть видов онкологии (рак шейки матки, молочной железы, толстой и прямой кишки, пищевода и желудка, рак предстательной железы, гепатоцеллюлярный рак). Профилактические осмотры проводятся по возрастам – с 30 до 70 лет. Скрининг можно проходить бесплатно каждые 2-5 лет (интервал зависит от заболевания и возраста). Важно учесть, что под возрастом подразумевается год рождения, а не фактический возраст.

С периодичностью проведения скрининга можно ознакомиться в специальной табличке – приложении к приказу о проведении профосмотров (можно скачать на сайте Минтруда, приложение 1 и 2). Скрининги проводятся в медучреждениях, к которым вы приписаны. О проведении скрининга вас должны уведомлять поликлиники по телефону или в виде приглашения на почту. Если вам не приходят уведомления, то информацию можно получить в регистратуре своей поликлиники. По результатам скрининга вас могут направить на дополнительную диагностику, которую также можно пройти бесплатно.

№7. Какие прививки у нас делают бесплатно? Где узнать график вакцинации?

Все вакцины, включённые в Национальный календарь профилактических прививок, можно получить бесплатно. Прививают в основном детей с первых дней рождения и до 6 лет. В перечень обязательных входят прививки от таких опасных (особенно для детей) заболеваний как полиомиелит, туберкулез, коклюш, корь, пневмококковая инфекция столбняк, гепатит "В". Врачи рекомендуют не отказываться от обязательных прививок, так как они вполне безопасны. Помимо детей у нас также бесплатно прививают людей проживающих и работающих в природных очагах инфекций (клещевой энцефалит, сибирская язва, чума и.т.д), представители определенных профессий (медработников от гриппа, работников канализационных сооружений от брюшного тифа), лиц, попадающих в группы риска, а также людей, укушенных животными. Чтобы узнать точное время, когда можно получить прививку нужно обратиться в районную поликлинику.

№8. Как можно получить бесплатные лекарства?

Подробную инструкцию по получению вы можете прочитать в одном из наших материалов. Если коротко, то обеспечение бесплатными лекарствами предусмотрено при определенных заболеваниях - всего их 49 (37 за счет средств местного бюджета и 12 за счет республиканского). С полным перечнем таких заболеваний можно ознакомиться здесь. Бесплатные лекарства можно получать после постановки на диспансерный учет в своей районной поликлинике. Рецепты на лекарства выписывают участковые врачи или профильные специалисты. Медикаменты выдаются в тех аптеках, которые заключили договор на оказание услуг в рамках ГОБМП. Часто такие аптеки можно встретить при самой поликлинике или около нее (ближайшую может посоветовать выписавший рецепт врач). Полную информацию о перечне бесплатных лекарств и правилах их получения можно получить по номеру Лекарственного информационно-аналитического центра: 8 (800) 080-88-87. Туда также можно обращаться с жалобами на нарушения при выдаче бесплатных лекарств.

№9. Экстренная помощь у нас полностью бесплатна?

Скорая и неотложная помощь у нас оказывается бесплатно во всех лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и формы собственности. При экстренных показаниях бригада скорой помощи обязана доставить пациента в ближайшую медицинскую клинику, имеющую возможность предоставить квалифицированной, специализированной и высокотехнологичную помощь. Важно отметить, что с августа этого года введены новые правила оказания скорой помощи. Теперь пациентов, обратившихся в скорую, будут распределять по категориям в зависимости от тяжести состояния и наличия угрозы для жизни. К пациентам первой категории (состояние представляющее непосредственную угрозу жизни) скорая обязана прибыть за 10 минут, а к пациентам четвертой категории (без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни) бригада скорой может ехать до 60 минут.

№10. Иностранцы могут лечиться бесплатно?

В рамках ГОБМП иностранным гражданам в Казахстане оказывается только скорая и неотложная помощь, при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. После устранения угрозы жизни за дальнейшую медпомощь взимается плата. Плановая медпомощь для иностранцев у нас оказывается только за плату или по страховке. С начала следующего года эти правила будут изменены. Иностранцы смогут лечиться бесплатно за счет обязательного медстрахования.

Партнёрский материал с компанией SANTO

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter