Предприниматели – неугомонные креаторы и новаторы. Они видят возможности бизнес-идеи там, где другие видят проблемы, или не видят вообще ничего. Зачастую стоящих идей у них больше, чем финансовых возможностей для воплощения этих идей в реальность.

Что делают в таких случаях:

  1. Просят занять у родственников, друзей и знакомых;
  2. Находят частного инвестора;
  3. Берут кредит на финансирование бизнеса в банке.

У родственников и знакомых может не оказаться необходимой суммы, они могут попросить вернуть деньги раньше условленного срока, а задержка с выплатой долга наверняка испортит отношения предпринимателя с близкими людьми.

Второй вариант предполагает более деловые отношения: инвестор не то же самое, что кредитор. Он финансирует проект в обмен на долю в будущем бизнесе, а значит, предпринимателю нужно будет делиться прибылью пропорционально размеру финансирования.

Если предпринимателю не нравятся риски и обязательства, связанные с первыми двумя вариантами, он идёт наиболее проверенным и понятным путём: берёт бизнес-кредит в одном из банков. Здесь всё наиболее регламентировано и транспарентно, нужно только приложить усилия и помочь кредитным менеджерам получить наиболее чёткое понимание о вашем бизнесе. Как это сделать? Рассказываем совместно с АТФБанком.

Как банки принимают решения о выдаче кредита?

Все решения кредитных менеджеров основаны на трёх принципах: возвратности, срочности, платности. К примеру, в АТФБанке, принимая решение о финансировании того или иного проекта, оценивают:

  • финансовое состояние,
  • целевое назначение,
  • залоговое обеспечение.

Как они определяют, что бизнес соответствует этим параметрам? По финансовой отчётности.

Какую финансовую отчётность нужно предоставить банку, чтобы получить кредит на бизнес?

Чтобы менеджеры банка могли определить финансовое состояние бизнеса, предпринимателю необходимо предоставить четыре общеустановленные формы финансовой отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчёт о прибылях и убытках;
  • отчёт о движении денежных средств;
  • отчёт об изменении собственного капитала;
  • а также расшифровки к основным статьям вышеперечисленных отчётов.


А что делать представителю малого бизнеса с небольшим оборотом средств, которые не ведут бухгалтерию?

Банки рекомендуют им вести личный учёт основных статей финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, например, тетрадные записи каждодневной реализации, сохранять накладные и любые иные документы, подтверждающие закуп и реализацию товара.

Для предпринимателей, которые хотят оформить кредит быстро и на короткие сроки, в АТФБанке предусмотрен краткосрочный беззалоговый продукт "Овердрафт" для пополнения оборотного капитала.

Каких ошибок лучше избегать предпринимателям, предоставляя отчётность на получение кредита?

  • Следует предоставлять актуальный бизнес-план

Зачастую, обращаясь в банк за финансированием на инвестиционные цели, предприниматели приносят бизнес-план, подготовленный сторонней компанией. Такие бизнес-планы, как правило, громоздки, содержат мало полезной и много лишней информации.

Сотрудники АТФБанка советуют предпринимателям приносить в банк личный рабочий план, записанный в собственных черновиках, более лаконичных, ясных и содержащих информацию, связанную непосредственно с проектом, который нуждается в инвестиционном финансировании.

  • Надо предоставлять всю сопутствующую документацию, подтверждающую целевое назначение займа

Кредитные менеджеры рекомендуют заёмщикам быть более открытыми банку, ведь это их будущий бизнес-партнёр. Бывают случаи, когда предприниматели приходят с заявкой на финансирование инвестиционного проекта, к примеру, на строительство завода по производству новой продукции, но без сметы на строительство, договоров намерений или коммерческих предложений по закупу оборудования, либо каких-либо других документов по основным моментам реализации проекта. После запросов сотрудников банка оказывается, что такие документы есть, и заёмщик их предоставляет – но процесс рассмотрения заявки затягивается.

  • Необходимо раскрывать истинное целевое назначение займа и быть открытым к рекомендациям менеджера

Правильный подход к выбору целевого назначения займа имеет серьёзные последствия. Бывают ситуации, когда предприниматель начинает реализовывать проект за собственный счёт, а в банк обращается уже позже, за финансированием на пополнение оборотных средств.

Что в этой ситуации пошло не так?

Надо понимать, что инвестиционные проекты более долгосрочны и зачастую требуют больше средств, чем изначально планировалось. В результате у предпринимателей возникает недофинансирование, что может пагубно отразиться на финансовом состоянии бизнеса.

Менеджеры во время консультации особый акцент ставят на конечную цель финансирования, потому что для проектов по финансированию инвестиционных проектов есть возможность удешевления ставки вознаграждения за счёт многочисленных государственных программ по субсидированию ставок вознаграждений по займам, выданным на инвестиционные цели.

Если вы обратитесь к менеджеру с более точной информацией, то он обязательно расскажет вам про возможности удешевления вашего кредита, поможет сохранить деньги и увеличить вероятность успеха вашего бизнеса.



Как банки оценивают залоговое обеспечение?

Они отталкиваются от рыночной стоимости объекта, определяя её по аналогичным предложениям на рынке на момент проведения оценки. Кроме основного залога, как правило, недвижимости, банк дополнительно принимает производственное/торговое оборудование, транспортные средства, специальную технику, товары в обороте и прочее имущество.

Поэтому предпринимателю желательно приобретать оборудование путём заключения договора купли-продажи с сохранением всех технических документов, потому что данные документы позволяют банку справедливо оценить имущество.

У АТФБанка имеется продукт "АТФ-Контракт", который позволяет предпринимателям, заключившим контракты с крупными казахстанскими компаниями (всего в список входит 155 компаний) получить беззалоговое финансирование на пополнение оборотных средств.

Как определяется структура кредитной сделки?

Ляйля Нуркасымова, управляющий директор АО "АТФБанк":

“Когда сотрудники банка отрабатывают с предпринимателями три вышеописанных момента – финансовое состояние бизнеса, целевое назначение кредита и залоговое обеспечение – мы садимся с предпринимателем за один стол для обсуждения структуры будущей кредитной сделки.

Правильная структура сделки, включающая сроки финансирования, условия и график погашения основного долга, этапы финансирования и принятия в залог имущества, играют одну из ключевых ролей в надлежащем и своевременном исполнении предпринимателем кредитных обязательств перед банком. Поэтому важно, чтобы в переговорах участвовали обе стороны, и мнение обеих сторон было учтено”.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter