Что делать, если не удаётся погасить кредит

Иллюстрация с сайта Scorista.ru
Иллюстрация с сайта Scorista.ru

Какие шаги необходимо предпринять и что нужно знать об урегулировании своей задолженности, рассказала Fingramota.kz.

Никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, из-за которых финансовое положение может ухудшиться. Потеря работы, снижение заработанной платы, проблемы со здоровьем могут привести к сложностям с выплатой кредитов.

Заёмщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами. Такую возможность казахстанцы получили в 2021 году.

№1. Как банки должны информировать заёмщика о просрочке

С 1 октября 2021 года введён единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заёмщиков – физических лиц. В соответствии с этим режимом кредиторы обязаны уведомить заёмщика о возникшей просрочке в течение 20 календарных дней с момента её наступления.

В уведомлении кредиторы должны сообщить заёмщику о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.

№2. Куда нужно обратиться заёмщику для решения проблемы

Если у заёмщика есть просроченная задолженность по кредиту, ему необходимо в течение 30 календарных дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В заявлении заёмщику необходимо указать:

  1. Причину неисполнения обязательств. Важно иметь на руках документы, которые подтверждают ухудшение финансового положения.
  2. Свои варианты по исполнению обязательств. Заёмщик может предложить кредитору, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учётом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.

№3. Как банки реагируют на просьбы заёмщиков

Банк обязан принять заявление заёмщика, зарегистрировать и рассмотреть в соответствии с законодательством РК в течение 15 календарных дней и предоставить ответ о принятом решении:

  • согласиться, принимая предложенные изменения в условия договора;
  • предоставить свои предложения по изменению условий договора;
  • отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

При принятии решения по первым двум пунктам кредитор вносит изменения в условия договора в течение 15 календарных дней.

№4. Куда обращаться, если банк не пошёл на встречу

При недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора заёмщик вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

№5. Что будет, если не платить за ипотечный кредит

Если заёмщик не исполняет обязательства по оплате ипотеки, кредитор может реализовать залоговое имущество во внесудебном либо судебном порядках.

Залогодержатель обязан направить уведомление должнику о начале проведения реализации недвижимого имущества во внесудебном порядке, о возможном обращении в судебном порядке взыскания на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки.

Залогодатель вправе в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения уведомления о начале проведения реализации недвижимого имущества, ходатайствовать перед залогодержателем о самостоятельной реализации указанного имущества.

В соответствии со статьёй 20-1 Закона об ипотеке, с января 2022 года в Казахстане введена обязанность залогодержателя предоставить залогодателю, по его ходатайству, возможность в течение трёх месяцев самостоятельно реализовать залоговое имущество по цене не ниже минимальной.

Минимальная цена реализации залогового имущества, устанавливаемая залогодержателем, должна составлять 75% от оценочной стоимости, указанной в отчёте об оценке, с даты составления которого прошло не более шести месяцев. Оценка осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РК об оценочной деятельности.


Читайте также:


Новости партнеров