Прямой эфир Новости спорта

ЦИК надеется больше не получать замечаний от ОБСЕ. Разбираем, что это были за замечания

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Informburo.kz рассказывает, что не понравилось ОБСЕ на предыдущих выборах в Казахстане и как на замечания тогда отреагировала ЦИК нашей страны.

Председатель Центральной избирательной комиссии Казахстана Берик Имашев надеется, что предстоящие президентские выборы не вызовут замечаний со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

"Если вы помните, по предыдущей кампании по спискам избирателей были замечания со стороны ОБСЕ. Надеюсь, что в этот раз таких замечаний не будет. Мы два года с вами в этом плане работали с государственными органами, Министерством юстиции. Сделали все необходимые изменения в законодательство", – сказал он на заседании ЦИК 22 апреля.

О каких замечаниях ОБСЕ по спискам избирателей говорил глава ЦИК?

"Все граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса, за исключением людей, признанных недееспособными или отбывающих наказание по решению суда, независимо от степени тяжести совершённого преступления. Данное общее положение накладывает непропорциональное ограничение, что идёт вразрез с международными стандартами, обязательствами в рамках ОБСЕ и надлежащей практикой".

"Отсутствует систематический механизм обмена информацией между соответствующими институтами, а процедуры перекрёстной проверки списков не обезопасили в полной мере от многократных записей одних и тех же лиц. Хотя многие собеседники МНВ БДИПЧ ОБСЕ не выражали обеспокоенности регистрацией избирателей, процедуры, проводимые в день выборов, стали серьёзным поводом для беспокойства в отношении точности избирательных списков", – было сказано в кратком обзоре отчёта БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными выборами в Мажилис Парламента Казахстана в 2016 году.

ОБСЕ порекомендовала изменить законодательство, чтобы в избирательных комиссиях были представители политических партий, участвующих в выборах, в том числе путём обеспечения прозрачной процедуры назначения с объективными критериями, не связанными с политическими соображениями, и обеспечения повторного представительства партии при замене соответствующих членов комиссий.

"Необходимо предпринять меры для обеспечения независимости избирательных комиссий, в частности во избежание потенциального конфликта интересов, когда иерархические трудовые отношения повторяются в составе участковых комиссий", – говорится в этом же отчёте.

В 2018 году в Казахстане приняли поправки к Закону "О выборах", в котором упразднили окружные избирательные комиссии, добавили осуществление полномочий на профессиональной основе двумя членами территориальных избирательных комиссий и внедрили элементы цифровизации в выборный процесс, в том числе цифровизацию списков избирателей.

Помимо замечаний, касающихся списков избирателей и состава избиркомов, ОБСЕ регулярно составляла рекомендации по всему электоральному процессу. Например, по предыдущим внеочередным президентским выборам в 2015 году. Отчёт по наблюдению составил 40 страниц. Международная организация не только отметила много положительного, но и указала на некоторые недостатки. И если посмотреть на слова председателя ЦИК Берика Имашева шире, то можно задаться вопросом: что может сделать Казахстан, чтобы и остальные замечания ОБСЕ больше не повторялись? Informburo.kz коротко рассказывает, какие именно были замечания от ОБСЕ, и что на них ответила ЦИК.

ОБСЕ: Избирательная кампания была отмечена низкой конкуренцией

За пост президента в 2015 году боролись трое: действующий Президент Нурсултан Назарбаев (97,7% голосов избирателей), Тургун Сыздыков от Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) и самовыдвиженец – глава Федерации профсоюзов Абелгазы Кусаинов.

В ОБСЕ посчитали, что избирательная кампания была отмечена низкой конкуренцией и вызывала незначительный интерес со стороны общественности.

"Несмотря на то, что наличие трёх кандидатов создавало видимость политического разнообразия, это обстоятельство не предоставило избирателям настоящего выбора между политическими альтернативами. Несколько собеседников МНВ ОБСЕ/БДИПЧ заявили, что они не знакомы с именами или избирательными платформами кандидатов, за исключением действующего Президента", – сказано в отчёте ОБСЕ".

"Два кандидата оппонировали действующему президенту, дав реальный выбор избирателям"

"Миссия БДИПЧ/ОБСЕ признаёт, что по 15 основным аспектам прошедших президентских выборов Казахстан выполнил свои международные обязательства", – так отреагировала ЦИК Казахстана на отчёт ОБСЕ.

Президентские выборы 2015 года в Казахстане прошли прозрачно, открыто и соответствовали всем принципам избирательного права, а рекордно высокая явка (95%) избирателей говорит о беспрецедентной гражданско-политической активности граждан, считают в ЦИК.

В комментариях к отчёту ОБСЕ ЦИК РК пишет, что агитационные кампании кандидатов и сами выборы прошли открыто и транспарентно, в рамках казахстанского избирательного законодательства и принципов международного права.

"Два кандидата оппонировали действующему президенту, дав реальный выбор избирателям. Программы кандидатов существенно различались друг от друга и были в равной степени освещены в СМИ. По всей стране ежедневно проводились встречи и разъяснялись положения предвыборных платформ, билборды и плакаты наглядно иллюстрировали политические программы. Тем самым была обеспечена реализация свободы выражения мнений", – сказано в документе ЦИК.

В ЦИК подчеркнули, что кандидаты в президенты – это авторитетные люди, известные личности.

"Незнание собеседниками Миссии БДИПЧ/ОБСЕ имён и избирательных платформ Сыздыкова и Кусаинова свидетельствует о том, что они не вникали в общественно-политическую жизнь казахстанского общества. Сыздыков, являясь секретарём Центрального комитета КНПК, одним из руководителей парламентской партии, Кусаинов, являясь председателем Федерации профсоюзов Казахстана, имели и имеют свой электорат в стране, составляли достойную конкуренцию в рамках прошедшей избирательной кампании", – говорится в комментариях ЦИК к отчёту ОБСЕ.

Зачем Сыздыков и Кусаинов упоминали заслуги Президента в своих агитационных мероприятиях

Международная организация отметила, что Тургун Сыздыков и Абелгазы Кусаинов в избирательных платформах не затрагивали связанные с Казахстаном политические или экономические вопросы и открыто превозносили действующего Президента за достижения страны.

"Все агитационные мероприятия, на которых осуществлялось наблюдение, носили формалистский характер и были лишены политических дебатов, что обусловило неконкурентную среду проведения агитации", – посчитали в ОБСЕ.

Тот факт, что Сыздыков и Кусаинов упоминали заслуги Президента в своих агитационных мероприятиях не противоречит выборному законодательству, возразили в ЦИК РК:

"Предлагаем взглянуть на данный вопрос под другим углом, с учётом сложившегося в стране общественного устоя, а именно к сложившемуся уважительному отношению к личности Президента и его статусу – Лидера Нации. Благодаря мудрой политике руководства страны казахстанцы на протяжении вот уже более 20 лет живут в мире, единстве и согласии. Это факт, который необходимо признать".

"Его также признают и кандидаты в президенты, упоминая заслуги действующего Президента в своей агитационной кампании, которая была проведена на таких же условиях, которые были предоставлены кандидату в президенты – Назарбаеву. Кроме того, если в своих публичных предвыборных выступлениях они и отмечали достижения Президента, то они призывали электорат проголосовать за себя, обещая продолжить намеченные реформы, что является одним из методов предвыборной агитации", – поясняется в документе ЦИК.

ЦИК РК: Государство не вправе принуждать партии, бойкотирующие президентские выборы

В отчёте ОБСЕ сказано, что демократическая партия Казахстана "Азат" и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) приняли решение не выдвигать кандидата на данные выборы. В ЦИК считают, что право участвовать или не участвовать в президентских выборах – сугубо внутреннее право политических партий.

"Государство не вправе принуждать или применять санкции в отношении партий, бойкотирующих президентские выборы", – сказано в комментариях ЦИК РК к итоговому отчёту Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за досрочными президентскими выборами в Республике Казахстан, назначенными на 26 апреля 2015 года, который опубликован на сайте ЦИК.

"Ездил как президент, а не как кандидат"

В 2015 году Нурсултан Назарбаев принял решение не участвовать в агитации лично. Но в ОБСЕ подчеркнули, что в то же время он активно ездил по стране в своей официальной должности.

"За исключением официальных плакатов, ЦИК практически не наблюдались агитационные материалы других двух кандидатов", – сказано в отчёте ОБСЕ.

Позиция ЦИК РК по поводу активной поездки по стране действующего Президента в своей официальной должности, агитационных материалов, билбордов с его участием:

"Для того чтобы разъяснить данную ситуацию, хотелось бы обратиться к статистике поездок действующего Президента по стране в последние 3 года. Она такова:

  • 12 поездок в 2012 году
  • 14 поездок в 2013 году
  • 14 поездок в 2014 году
  • 6 поездок за 4 месяца 2015 года.

"Посещения президентом регионов страны – обычная практика, связанная с осуществлением его должностных обязанностей. 6 поездок в 2015 году также являлись частью его каждодневной работы, а не агитационной кампанией. Кроме того, такая практика существует и в западных демократических государствах. Например, президенты США, Франции и других демократических государств мира, принимающие участие в предвыборной гонке, не приостанавливали свои президентские полномочия, они продолжали быть действующими президентами и кандидатами в президенты одновременно, выполнявшими свои служебные обязанности, которые широко освещались в СМИ", – поясняет в своём отчёте ЦИК.

В ЦИК подчеркнули, что предвыборные штабы двух других кандидатов работали в активном режиме.

"Если обратиться к официальной статистике ЦИК РК, то всего в СМИ было зафиксировано 14 348 материалов с упоминанием деятельности кандидатов, включая 5 158 в республиканских и 9 190 в региональных. Суммарное количество материалов с упоминанием кандидата Кусаинова составило 5 237, Назарбаева – 5 732, Сыздыкова – 5 249. Агитационная работа кандидатов была насыщенной, личные встречи с населением состоялись не только в областных центрах, но и в отдалённых населённых пунктах. Предоставление объёмов и возможностей выступлений в СМИ республики всем трём кандидатам было примерно одинаковым", – считают в ЦИК.

"Избиратели голосовали за стабильность в Казахстане"

"По результатам социологического опроса одной из крупнейших в мире исследовательских компаний Ipsos MORI, проведённого в период подготовки президентских выборов, 91% респондентов Казахстана был удовлетворён политикой действующего президента".

"На фоне неблагоприятной обстановки в мире избиратели голосовали за стабильность и процветание Казахстана, что не только согласуется с политикой Президента Нурсултана Назарбаева, но является базисом для обеспечения и защиты фундаментальных прав и свобод человека".

"И это не означает, что критики действующего президента не могут выражать открыто своё мнение, а граждане страны не могут свободно знакомиться с альтернативными политическими взглядами".

В ЦИК отметили, что действующая власть всегда прислушивалась к конструктивным предложениям оппозиции и вводила их в действие.

Власть не препятствует развитию политического плюрализма

В отчёте ОБСЕ затронуто доминирующее положение действующего президента и правящей партии, а также отсутствие подлинной оппозиции ограничило выбор избирателей. В частности международная организация обратила внимание на то, что в Казахстане отсутствует полноценная оппозиция, а несколько известных критиков правительства находятся либо в тюрьме, либо в изгнании.

"Действующая в Казахстане прагматичная политическая власть не препятствует развитию политического плюрализма, а учитывает различные мнения и стремится воплощать ценные предложения в жизнь", – поясняется в документе ЦИК.

"Представители "оппозиции" были лишены свободы за совершение уголовных преступлений, а живущие "в изгнании" "критики правительства" в действительности не были изгнаны, а добровольно и поспешно покинули страну после разоблачения совершённых ими скандальных коррупционных преступлений и только за рубежом стали активно критиковать правительство", – отмечает ЦИК.

Также про доминирование на политическом поле действующего президента и правящей партии в ЦИК пояснили следующее:

"Действительно, партия "Нур Отан" является крупнейшей политической организацией, имеющей большинство в парламенте, активно расширяющей свою организационную структуру и находящейся в постоянном поиске путей увеличения электората. Электорат поддерживает партию "Нур Отан", поскольку она зарекомендовала себя партией, реально содействующей своей активной деятельностью поднятию уровня жизненного благосостояния граждан республики".

"Другие партии имеют все возможности для осуществления эффективной деятельности, в том числе на выборах, в работе избирательных комиссий и в других политических процессах. В любом случае главную оценку деятельности этих партий должны давать избиратели, которые проголосовали за них на последних выборах".

Женщины были, но до регистрации не дошли

Из 27 номинантов было зарегистрировано 3 кандидата. В выборах не принимала участия ни одна женщина-кандидат в президенты, хотя были номинированы две кандидатуры. 15 выдвиженцев не прошли тест на знание государственного языка. Двумя из шести членов ЦИК были женщины.

В ЦИК отметили, что среди выдвинутых кандидатов в президенты действительно были две женщины: Койшиева Лимана и Утепова Айгуль. Обеим женщинам, как и всем претендентам, были предоставлены равные права и возможности.

"Койшиева прошла языковой тест, в то время как 8 претендентов-мужчин не смогли пройти этот языковый тест, но она не сумела набрать необходимое число голосов в свою поддержку в подписных листах. А Утепова добровольно отозвала своё заявление, что находится в соответствии со статьёй 60 Конституционного закона "О выборах". Таким образом, тот факт, что выдвинутые женщины-кандидаты не смогли зарегистрироваться кандидатами и принять участие в выборах, не является проявлением какой-либо дискриминации или предвзятого отношения", – пояснили в ЦИК.

ОБСЕ: Принуждали голосовать и использовали адмресурс

В отчёте говорится, что госслужащие, ректоры университетов играли активную роль в агитационных встречах действующего Президента. В ОБСЕ отметили, что властям следует разработать гарантии для обеспечения чёткого разделения между государством и партией с тем, чтобы предотвратить чрезмерное использование кандидатами преимуществ своего должностного положения в предвыборных целях.

"Ряд собеседников проинформировал МНВ ОБСЕ/БДИПЧ о подтверждённых случаях использования административных ресурсов местными органами и руководствами университетов для оказания давления на электорат с целью обеспечения высокой явки, с увязыванием отказа от этого с дисциплинарными мерами или лишением финансовых выгод", – отмечается в отчёте ОБСЕ.

Международные наблюдатели считают, что ни один гражданин не должен опасаться за своё место работы или социальные пособия в результате поддержки или неподдержки какой-либо политической партии или кандидата.

ЦИК: Другие наблюдатели заметили небывалый оптимизм, энтузиазм и особый настрой молодёжи

По замечаниям о принуждении голосовать в ЦИК ответили следующее:

"За весь период реализации демократических преобразований казахстанское общество, в том числе студенчество, научилось самостоятельно определять свои политические позиции и формы участия в общественно-политической жизни страны. На нынешних выборах работники бюджетных и коммерческих организаций Казахстана, студенты как самая активная часть молодёжи, проявили свою гражданскую позицию, участвуя в предвыборной агитации и в самом процессе голосования".

"В ходе наблюдения за выборами нарушений, связанных с процедурой голосования, в том числе оказанием какого-либо незаконного воздействия на демократический выбор молодёжи и рядовых сотрудников компаний, зафиксировано не было. Об этом свидетельствуют и другие наблюдатели, осуществлявшие мониторинг процесса голосования, которые, напротив, отметили небывалый оптимизм, энтузиазм и особый настрой, проявленный молодыми гражданами во время голосования".

"Если каким-то студентам и сотрудникам дали указания голосовать за конкретного кандидата, то это незаконно. В случае воспрепятствования насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать предусматривается уголовная и административная ответственность. Если Миссия БДИПЧ/ОБСЕ сообщила бы о конкретных университетах и компаниях, руководители которых давали указания голосовать за того или иного кандидата, то Центризбирком и правоохранительные органы страны приняли бы незамедлительные меры".

ОБСЕ: В период выборов ограничивали митинги

В ОБСЕ отметили, что пункт в законодательстве о разрешительном характере митингов (когда граждане должны просить разрешение на проведение акций или собраний у местных властей) не соответствует международным стандартам и надлежащей практике. В 2015 году не было подано практически ни одной заявки на проведение мероприятий на открытом воздухе.

"Ограничения свободы собраний фактически привели к прекращению политического самовыражения путём проведения мирных собраний. В целях содействия открытой среде проведения агитационной кампании и в соответствии с предыдущими рекомендациями БДИПЧ/ОБСЕ в закон о мирных собраниях следует внести изменения с тем, чтобы предусмотреть простую процедуру уведомления, с соответствующими исключениями для спонтанных собраний, вместо ныне действующей необходимости получения разрешения", – отмечено в отчёте ОБСЕ.

ЦИК: Законодательство РК учитывает интересы тех, кто не участвует в митинге и не поддерживает митингующих

В документе ЦИК сказано, что гарантии свободы мирного собрания в Казахстане содержатся в статье 32 Конституции РК:

"Граждане РК вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц".

"Законодательство РК при этом учитывает интересы других граждан, тех, кто не участвует в митинге и не поддерживает митингующих. С этой целью установлен разрешительный характер проведения митингов, а также 10-дневный срок его согласования".

ОБСЕ: СМИ должны иметь возможность работать в условиях свободы

"Государственным органам власти следует воздерживаться от любого вмешательства в деятельность СМИ и журналистов в период выборов и между ними. СМИ должны иметь возможность работать в условиях свободы от какого бы то ни было запугивания или давления, включая чрезмерные или произвольные иски и несоразмерные административные санкции", – сказано в отчёте ОБСЕ.

Согласно результатам мониторинга СМИ ОБСЕ, освещение избирательной кампании в прессе было заметным, но несбалансированным.

По данным ОБСЕ, практически все СМИ ограничивались исключительно официальной информацией о работе властей (президент, правительство, местные власти и ЦИК).

"Газета "Жас Алаш" была единственным включённым в мониторинг СМИ, продемонстрировавшим иной подход, предлагая преимущественно критическое освещение президента и власти. Несмотря на то, что предвыборная кампания была заметна в СМИ на национальном и местном уровнях, в них не были представлены дебаты или интервью и практически отсутствовал углублённый анализ", – говорится в отчёте ОБСЕ.

В ОБСЕ посчитали, что отсутствие всесторонней информации об избирательной кампании значительно ограничивало возможность избирателей сделать осознанный выбор, а толкование ЦИК Закона "О выборах" – любое предоставление кандидатам эфирного времени вне рамок выпусков новостей рассматривалось как агитация и подлежало оплате – ограничивало редакционную свободу и не способствовало аналитическому освещению или критическому обсуждению со стороны общественности.

ЦИК: Наши СМИ не использовали "грязные" технологии и не выкладывали компромат

С критикой ОБСЕ об освещении выборов в СМИ ЦИК не согласна. В документе сказано, что законодательство Казахстана обязывает прессу давать объективное освещение выборной кампании, обеспечивать равный доступ всех кандидатов. Компетентные органы не нашли нарушений со стороны СМИ.

"Сам факт того, что в Казахстане большинство СМИ являются частными, не означает, что они подвергаются критике и какому-либо давлению со стороны государственных органов, наоборот, этот факт является показателем объективности, независимости и сбалансированности частных СМИ в своей работе".

"Более того, с момента начала избирательной кампании не было закрыто ни одного СМИ, соответственно, никакого ограничения плюрализма в СМИ не было. Особенностью освещения избирательной кампании было то, что в СМИ не использовались "грязные" технологии, не выкладывался компромат, в целом соблюдались этические нормы журналистики".

"Тем не менее СМИ не упускали из виду и критические замечания политического характера, содержавшиеся в предвыборных платформах кандидатов, тем самым обеспечив предоставление избирателям разносторонней информации", – отметили в ЦИК.

В ЦИК также не согласны с замечаниями о том, что СМИ зависят от государственного финансирования, поскольку объём рекламного рынка позволяет функционировать газетам, сайтам и телеканалам без господдержки.

"С начала избирательной кампании не зависимые от государства телевизионные каналы с альтернативной точкой зрения, такие как КТК, НТК, ТАН, 31 канал, объективно и полно отражали выборную ситуацию в стране, предоставляя гражданам возможность самим сформировать свою гражданскую позицию".

"В таких оппозиционных газетах, как "Свобода слова", "Дат", "Трибуна", "Жас Алаш", в журнале "Адам" в критическом формате подавалось немалое количество развёрнутых статей о выборах. Общество имело возможность получать информацию из разных источников. Как видим, разнообразных, независимых точек зрения по выборным вопросам среди телевизионных каналов в стране хватало вполне", – сказано в комментариях ЦИК.

ОБСЕ: Вбросы были. ЦИК: Вбросов не было

В отчёте ОБСЕ сказано, что день выборов прошёл организованно, но наблюдались серьёзные процедурные ошибки и нарушения во время процесса голосования, подсчёта голосов и подведения результатов. В течение дня наблюдались множественные признаки вброса бюллетеней.

В ответ ЦИК утверждает, что вбросов бюллетеней не было. ЦИК просила ОБСЕ сообщить о таких фактах, но не получила ответ.

"Миссия БДИПЧ/ОБСЕ не привела ни одного номера конкретных избирательных участков, где якобы проводились массовые вбросы бюллетеней, и не ответила, были ли сами наблюдатели свидетелями фактов такого вброса и по каким признакам они определяли наличие вброса бюллетеней в избирательные урны", – отметила ЦИК.

"Замечания о вбрасывании сфальсифицированных бюллетеней в избирательные урны не могут быть достоверными, поскольку урны прозрачные: такие бюллетени сразу бросились бы в глаза многочисленным наблюдателям. Такие вбросы наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ должны были обнаружить в процессе подсчёта бюллетеней на избирательных участках после 20.00. Они все присутствовали при подсчёте бюллетеней, но ни один из них не отметил, что именно тогда подтвердился вброс бюллетеней", – говорится в ответе ЦИК.

ОБСЕ: Подсчёт голосов "плохой" и "очень плохой"

Подсчёт голосов в ОБСЕ оценили как "плохой" и "очень плохой" почти на половине из 95 избирательных участков (46 случаев), в которых велось наблюдение. Международная организация отметила значительные процедурные ошибки, включая случаи, когда избиркомы не определяли количество:

  • избирателей на основе количества подписей в списках избирателей (на 46 избирательных участках);
  • избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям (33 случая);
  • бюллетеней, выданных каждым членом участковой избирательной комиссии (57 случаев);
  • подписанных запросов на голосование с применением мобильных урн для голосования (28 случаев).

В 20 случаях избиркомы не исключали неиспользованные бюллетени, в 10 случаях наблюдались заранее подписанные протоколы. Также ОБСЕ обеспокоилась закрытием раньше времени 97 избирательных участков на севере Казахстана по логистическим соображениям.

Процесс подведения итогов оценён ОБСЕ отрицательно в 18 из 95 окружных избирательных комиссий, в которых велось наблюдение.

"Процедура сведения результатов отличалась в разных районах, что указывало на отсутствие чётких руководящих принципов. Отмечено несоблюдение ряда ключевых процедур", – сказано в отчёте ОБСЕ.

Среди нарушений ОБСЕ подчеркнул изменение протоколов участковых избирательных комиссий без официального разрешения в 22 окружных избиркомах, неправильный свод цифр.

По оценкам наблюдателей ОБСЕ, число проголосовавших избирателей было меньше, чем заявлено официально. Кроме того, ЦИК не публиковала результаты с разбивкой по районам или избирательным участкам, что снизило общую прозрачность процесса, посчитали в международной организации.

В 12 случаях, по данным отчёта ОБСЕ, было отмечено присутствие посторонних лиц; в двух из них данные лица либо вмешивались в работу, либо направляли работу УИК.

По данным наблюдателей ОБСЕ, процесс ухудшился во время голосования, отмечены серьёзные нарушения:

  • вброс бюллетеней в 47 случаях;
  • ряды похожих подписей в списках голосующих (12%);
  • групповое голосование (7%);
  • голосование через представителя (4%);
  • ненадлежащим образом опечатанные урны для голосований (4%);
  • случаи многократного голосования (2%);
  • голосование под давлением (1%), включая случаи присутствия лиц, снимающих на видеокамеру входящих и выходящих из избирательных участков избирателей.

В ОБСЕ отметили, что участковые избирательные комиссии не соблюдали меры по предотвращению возможного многократного голосования:

  • несоблюдение требования сдачи открепительных удостоверений избирателей (8%);
  • подписания избирательных списков при выдаче бюллетеней (3%).

Наблюдатели заметили, что было несоблюдение важных процедур на 9% избирательных участков:

  • требования подписания бюллетеней перед выдачей избирателям (9%), что может привести к признанию их недействительности при подсчётах;
  • нарушения требования проставления пометки избирателями в бюллетене тайно или очевидность сделанной пометки при подаче бюллетеня (7%);
  • голосование избирателей без представления соответствующего удостоверения личности (4%).

"Следует принять меры, чтобы гарантировать надёжность процесса голосования. В частности, меры для обеспечения равенства условий и тайны голосования (включая защищённость урн и складывание бюллетеней), а также защиты от неправомерного влияния на волеизъявление", – сказано в отчёте ОБСЕ.

ЦИК: ОБСЕ доказательств процедурных ошибок не представила

"ЦИК РК не может прокомментировать ряд отмеченных процедурных ошибок, выявленных Миссией БДИПЧ/ОБСЕ, так как на просьбу предоставить подробную информацию о номерах участков, с указанием посёлков, городов или иных населённых пунктов, где наблюдались данные процедурные нарушения, Миссия БДИПЧ/ОБСЕ не предоставила какой-либо информации вообще".

"Миссия БДИПЧ/ОБСЕ неоднократно критикует процедурные аспекты проведения выборов в РК, не подкрепляя их соответствующими доказательствами", – отметили в ЦИК.

Кроме того, в органы прокуратуры не поступало ни одной жалобы, касающейся исправления данных в протоколах о результатах голосования либо замены протоколов в окружных избирательных комиссиях, подчеркнули в ЦИК.

"Если бы Миссия БДИПЧ/ОБСЕ передала данные о собранных протоколах, ЦИК РК дала бы чёткие математические разъяснения по всем данным в протоколах и сводных таблицах. Территориальные избирательные комиссии РК не подтверждают факт наличия в итоговых протоколах математических ошибок".

"Замечание Миссии БДИПЧ/ОБСЕ не подкреплено конкретной информацией о том, в каких избирательных комиссиях имели место данные нарушения. ЦИК РК считает эти замечания голословными, так как они не подтверждаются ни одной территориальной избирательной комиссией страны", – говорится в документе.

ЦИК РК предположила, что в участках, где была явка более 100%, наблюдатели не учли дополнительных избирателей с открепительными удостоверениями.

Что наблюдатели от ОБСЕ оценили положительно?

  • Выборы в целом были организованы эффективно до дня выборов; все избирательные сроки были соблюдены и комиссии на всех уровнях были открыты для наблюдателей и СМИ.
  • ЦИК выпустила руководства и видеоматериалы для обучения членов избирательных комиссий. Более половины членов избирательных комиссий, которые посетила МНВ ОБСЕ/БДИПЧ, прошли обучение.
  • Подготовка к проведению выборов была эффективной; все избирательные сроки соблюдались, а избирательные комиссии, включая ЦИК, как правило, обеспечивали прозрачность своей работы. Заседания ЦИК были открыты для наблюдателей, доверенных лиц и СМИ. ЦИК не публиковала повестки дня до начала сессий, однако это и не требуется по законодательству.
  • Правовая база обеспечивает техническую базу для проведения выборов. В 2014 году в Закон о выборах и прочие законы, регулирующие аспекты избирательного процесса, были внесены поправки. В изменённом Кодексе об административных нарушениях были представлены более подробные определения нарушений закона о выборах, также ЦИК издала положение о процедурах по опечатыванию урн для голосования и проверке подписей в поддержку кандидатов, что обеспечило частичное выполнение прежних рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ.
  • Женщины составляют более половины численности членов и являлись председателями более трети комиссий, посещённых МНВ БДИПЧ/ОБСЕ.
  • Регистрация избирателей является пассивной и большинство собеседников МНВ БДИПЧ/ ОБСЕ не выражали обеспокоенности по поводу точности списков избирателей. Информирование было инклюзивным, избиратели могли проверить регистрационные данные и расположение своих избирательных участков по интернету или позвонив по специальным номерам горячих линий.
  • ЦИК сократила срок выдачи списков с пяти до двух дней и срок проверки подписей ТИК с десяти до пяти дней.
  • На данных выборах не было случаев отмены регистрации кандидатов.
  • В СМИ, включённых в мониторинг МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, кандидаты получили равномерное освещение. Предвыборная кампания была заметна в СМИ на национальном и местном уровнях. Закон "О выборах" обязывает СМИ предоставлять объективное освещение избирательных кампаний и гарантирует кандидатам равный доступ к СМИ.
  • Закон предусматривает право всех участников избирательного процесса на удовлетворение претензий и обжалование.
  • В соответствии с обязательствами в рамках ОБСЕ избирательное законодательство предусматривает возможность наблюдения за выборами международных наблюдателей и граждан, а также уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов.
  • В Законе "О выборах" каждому кандидату гарантировано предоставление государственных средств для финансирования собственных избирательных кампаний в равной степени. Также разрешено частное финансирование, включая собственные средства кандидата, пожертвования, вносимые гражданами и юридическими лицами, и средства, выделяемые организациями, выдвинувшими кандидата.
  • Процесс открытия избирательных участков был оценён как "хороший" или "очень хороший" во всех случаях, кроме трёх. По большей части процедуры открытия были соблюдены.

Поделиться:

Новости партнеров