Прямой эфир Новости спорта

Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

Сегодня проводится много тренингов по фасилитации. Нужна ли эта наука руководителям и как её применять?

Фасилитация, коучинг, HR – англицизмы, которые можно услышать на любом тренинге по управлению. Непосвящённым часто кажется, что это нечто малопонятное, ассоциирующееся с манипуляцией и зарабатыванием на пустом месте.

Зачем современному руководителю разбираться в этих терминах и применять их в работе, рассказывали на первой в Казахстане антиконференции по вопросам лидерства, которая прошла в Алматы 27 сентября. Её провела компания "Ренессанс" с 20-летним опытом обучения эффективному управлению.


Светлана Крутских открывает антиконференцию

Светлана Крутских открывает антиконференцию


Антиконференция – это формат, который основан на разрыве шаблонов. Никого официоза, скуки и дресс-кодов. Люди собираются, чтобы обсудить важные вопросы в наиболее лёгкой и увлекательной для них форме. Особое внимание на антиконференции уделялось такому понятию, как фасилитация.

Фасилитация – от слова facilitate – помогать, облегчать, способствовать. По сути, это профессиональная организация групповой работы. Фасилитатор помогает правильно направить ход обсуждения, рабочей встречи и так далее. Если совсем просто, то цель фасилитатора придать форму содержанию. Существует даже Международная ассоциация фасилитаторов. Она была организована в 1989 году.

Профессия фасилитатора зародилась в 1960-1970-е годы в США. В Институте культурных связей начали создавать группы поддержки организаций для обсуждения их будущего. В таких группах возникло сообщество организаторов таких мероприятий, которые впоследствии назвали фасилитаторами. Первое сообщество фасилитаторов было созданов в 1980-х в Далласе.

"В любом обсуждении есть содержание и процесс. В 60-х годах американцы поняли, что решения принимаются быстрее если одни люди отвечают за содержание, а другие за процесс. Фасилитаторы отвечают за процесс", – объяснила управляющий партнёр агентства "Ренессанс" Светлана Крутских.

Зачем нужна фасилитация?

Казалось бы, если в команде итак собрались умные люди, то они способны самоорганизоваться. Но зачастую профессионализм и высокий интеллект не равны высоким коммуникационным навыкам. Лучший специалист в командной работе может оказаться токсичным, не слышать других или не уметь отстоять свою позицию. Фасилитатор помогает группе быть эффективной, создавая комфортную обстановку.

"Это помощь и поддержка людям, которые хорошо разбираются в содержании. Фасилитатор создаёт форму, ведёт, создаёт путь, по которому людям хорошо двигаться", – говорит Светлана Крутских.


Фото Informburo.kz

Фасилитация поможет обеспечить скорость принятия решений и творческий подход к процессу.

Фасилитацию применяют, если нужно:

  • Провести мероприятия по трансформации организации
  • Решить проблемы компании
  • Улучшить эффективность команды
  • Запустить новый проект
  • Выявить ядро ценностей и миссию компании.

Как правильно фасилитировать?

Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.

Например:

Ментальная карта

На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.

Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.

Мировое кафе

Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.

Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

"Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: "Ого-го, я альфа-самец". Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность", – считает Светлана Крутских.


Фото Informburo.kz

На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного.

"Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению "y" это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить".

Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.


Рамиль Мухоряпов на антиконференции

Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz


Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

"Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше".

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

"Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него".

Почему важно прощать ошибки сотрудникам

На различных тренингах также советуют прощать ошибки ценным сотрудникам во всех случаях, когда это возможно без большого ущерба для компании.

Это важно, потому что оступившийся сотрудник будет ценить лояльное отношение к нему и стараться оправдать доверие. Однако с прощением важно не переборщить, если сотрудник слишком часто ошибается, то, возможно, он просто недостаточно компетентен.

Тратить ли деньги на недешёвые тренинги по мотивации, лидерству, управлению и фасилитации или относиться к этому скептически, считая тратой времени, – ваш личный выбор. Важно проверять квалификацию тренера и обращаться в сертифицированные специализированные центры. Стоит осторожно относиться к фрилансерам или организациям, которые не имеют своих специалистов, всё время приглашая кого-то.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров