– Что вы знаете о цыганах?

– О цыганах? Им нельзя доверять?

Гай Ричи, «Большой куш».

Моё знакомство в ромалами состоялось в 1988 году в Ленин-граде. Скверик у Софиевского собора, спешащие горожане, пёстрый хоровод цыганок с разнокалиберными детьми.

– Ой, красивый-молодой, какая удача за тобой бродит! А ты не видишь, всё мимо бежишь. Давай я тебе погадаю? Бесплатно! Человек ты больно хороший, – сыпала словами цыганка.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.

Численность европейских цыган по разным оценкам определяется в 10–12 млн человек. И если во всём СССР, по данным переписи 1970 года, официально насчитывалось 175 тысяч человек, то по результатам переписи 2010 года только в России проживает около 220 тысяч цыган.

В кратком спиче она умудрилась сделать мне три комплемента, вплести интригу и закрепить контакт самым магическим словом на свете: БЕСПЛАТНО. Я, в свою очередь, совершил стратегическую ошибку – остановился. Всё! Дальше дело техники и жизненного опыта гадалки: у тебя есть девушка, она думает про тебя, скучает, но за ней ухаживает другой парень, и вы с ним знакомы, всякие козни он строит, но ничего у него не получится, потому что…

– Деньги нужны, – духов обмануть. Самую крупную купюру дай. Да не бойся, верну я её тебе, – заверила гадалка, честно глядя в глаза.

Позже, анализируя ситуацию, я понял: весь житейский расклад, выплеснутый на меня цыганкой, вполне уместно ложится на повседневную жизнь любого неженатого мужчины. Достав двадцать пять рублей, а в 1988 году это хорошая была сумма, я доверчиво протянул купюру гадалке. Этот жест не остался незамеченным. Мгновение, и я в кольце жестикулирующих мам, гомонящих детей, мрачных подростков.

– Ой, молодой, ой, красивый, как плохо-то всё! Недруг твой колдуном оказался. Чёрным колдуном! Порча на тебе, но… могу я тебе помочь! – цыганка вытянула вперёд руку с моей купюрой, сжала кулак и протянула его мне. – Дуй!

– Уф-ф! – дунул я и мысленно отметил, что магия магией, а когти-с все-таки подстригать надо. Впрочем, пустота на грязной ладошке от неуместного чисто-плюйства меня избавила моментально: какие, блин, когти, где мои деньги?!

– Страшный заговор на тебе, болеть будешь, страдать будешь, снимать надо! Землю с кладбища надо, волос твой сжечь, икру лягушачью закопать, всё хорошо у тебя будет, всё я сделаю, спасать тебя надо!

Процесс спасения меня от денег, которые и являются как известно всемирным злом, оказался на удивление лаконичным: цыганка развернулась на 180 градусов, чем привела в движение весь фольклорно-эзотерический коллектив. Табор загомонил, зашуршали пёстрые юбки, зашмыгали носом по моей пропащей жизни дети, и только что многолюдный пятачок опустел. Чтобы попрятаться в тени собора и друг друга, им хватило несколько секунд. Спасённые от меня двадцать пять рублей стремительно исчезали. Друзей на войне не бросают – вспомнил я, и выдернул из звенящего роя ромал первую попавшуюся (на всякий случай не очень большую) цыганку.

– Отпусти, слушай да, отпусти, – отчего-то пробившимся кавказским акцентом верещала пленница. – Не брала я твоих денег, не я это, отпусти, прокляну!

Я упрямо тащил девушку к перекрёстку, где незадолго до этого видел мужчину в фуражке и с полосатым жезлом.

– Мне без разницы кто. Мне мои деньги нужны…

Когда под блёклым ленинградским небом блеснула кокарда, я понял – всё кончено! Ну что я скажу – знакомая этой вот цыганки убежала с моими деньгами на кладбище изгонять из моей жизни демонов? И кому я это скажу? Гаишнику?!

Когда сюрреалистичность ситуации стала очевидна, и я уже был готов отпустить даму, дабы не опозориться ещё больше – рядом оказался цыганский тинейджер, молча протянувший мне купюру…

– Пш-ши-ше! – заклеймила меня цыганка напоследок и унеслась спасать от денег других, более благодарных людей…

– Уф-ф! – снял проклятие я и пошёл в другую сторону.

С тех пор коммуникаций с цыганскими гадалками я стараюсь не налаживать. Они мне в первый раз всё про себя рассказали.

Об этой истории я вспомнил через двадцать лет, когда смурная супруга нашла в себе силы рассказать мне, что отдала наши обручальные кольца цыганке на автовокзале, чтобы порчу снять на кладбище. И ещё два дня ездила на автовокзал к полудню – цыганку ждала, которая, как Карлсон, обещала вернуться. «Жива курилка» – не без уважения вспомнил гадалку я. Может та самая…

Андрей МАМОНТОВ, Астана

Великий миф народа чародеев

По данным Министерства здравоохранения Франции, психическая активность мозга (не путать с интеллектом) у цыган в среднем в три раза выше, чем у европейцев. Представители этого народа, по данным того же источника, практически никогда(!) не болеют проказой, туберкулёзом. Даже банальный грипп в цыганском таборе явление редкое. И версий, пытающихся объяснить природу столь странного явления, столько же, сколько и комментаторов.

Другое дело, что высокой психической активностью мозга можно попытаться объяснить магические способности, слухи о наличии которых сами цыгане искусно культивируют. Согласитесь, одно дело, когда в спину тебе шипит недополучивший мелочь бомж, и совсем другое, когда слова проклятий выплёвывает восточная красавица с бородавкой на лбу. Люди мнительные от подобного диссонанса могут действительно заболеть, а это опять-таки играет на великий миф о народе чародеев. Итак, что мы знаем о цыганах?

Цыгане, никогда подолгу не задерживающиеся на одном месте, в то же время они есть всегда и везде. Как правило, не работают. Не учатся. Не служат в армии. Не заводят семьи с представителями других этносов. Старики не получают пенсий. Как они живут с таким количеством отрицательных «Не»? Всё просто – они не живут, они выживают. Историк Скотт-Мэкфи насчитал 148 антицыганских законов, принятых в немецких княжествах с XV по XVIII век. В Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить. Чтобы выжить, ромалы должны были очень постараться. Дыба и виселица применялись в средневековье чаще, чем сегодня за нарушение ПДД штрафуют. Может быть, поэтому ромалы разработали особую систему социальных отношений, где всё строится вокруг интересов общины. И поскольку в последний раз их массово уничтожал Гитлер, каких-то шестьдесят лет назад это было, расставаться с замкнутым строением социума цыгане не спешат.

Антицыганские настроения что в России, что в Европе присутствуют и сегодня. По большей части за счёт засилия героиновой наркомании, которую напрямую связывают с наличием цыганских поселений в этой местности. А в Румынии, кстати, цыганская магия – краеугольный камень туристической привлекательности страны. Богатые европейцы не хотят видеть цыган у своих домов, но охотно пользуются их услугами в странах, где чародейство культивируется. Итак, цыганская магия. Она существует?

– Мы всё можем: и гадать, и лечить, и ворожить, и привораживать, -заверяет гадалка Рада, которая «окучивает» привокзальную территорию Астаны. – Как магия работает? Вы можете объяснить, как мыслит ваш мозг? Птица может рассказать, как летает? Мы просто знаем, видим сами, показываем другим. Иногда помогаем. Тем, кто этого хочет…

Те, кто верит, что цыганская магия работает, говорят, что иначе власти давно бы заставили работать самих цыган, а они уже третье тысячелетие успешно уклоняются от трудовой повинности. Если бы не эта самая магия, как они могли бы открыто торговать наркотиками во всех уголках Вселенной?

Те, кто уверен, что никакой магией этот народ не владеет, говорят: было бы это колдовство, цыганские дети пели бы не в автобусах, а в лимузинах. В Астане Ромала-Сити располагался бы не на Лесозаводе, а на месте Хан-Шатыры, поближе к «КазМунайГазу». Миротворческий табор цыганоамериканцев давно наворожил бы демократию на притаившиеся над американской нефтью страны.

Елена Гомер, космоэнио-психолог, автор книги «Радужная матрица Казахстана».

Цыганская магия действительно существует. Я имею в виду не уличных мошенников, владеющих гипнозом, – это обычные уголовники, разменявшие природный талант на золотого тельца. Есть другая цыганская магия. Конфуций однажды сказал: Миром правят символы и знаки. Цыганский народ – хранитель сакральных знаний о силе символов и значении знаков. Эти знания помогают цыганам выжить во враждебном к ним мире. И только. Использовать магию в меркантильных целях – себе дороже. Им приходится выживать на грани добра и зла. У кого-то получается остаться человеком, у кого-то нет. Мы стараемся не замечать босоногих детей, шумных женщин. И это их вполне устраивает. Потому что они пронесли свой образ жизни, свои знания через тысячелетия. И ничего по дороге, в отличие от нас, не растеряли. Казахский народ на протяжении всей своей истории эффективно использовал сакральную силу узоров. В любом орнаменте заложен принцип: малое подобно большому, большое подобно малому. Орнаменты имеют двойное прочтение, повторяют форму и отношения, заложенные в основе Вселенной, отражают структуру природы человека.

Сила воздействия орнамента на человека и пространство объясняется тем, что благодаря своей структуре орнамент может входить в резонанс, усиливать энергетические потоки, которыми пронизан наш мир. Орнамент служит посредником между человеком и космосом. Так почему бы картам не служить проводником между гадалкой и бездной?

Ольга Шамарданова, врач-психотерапевт

Люди покупаются на антураж: платки, длинные косы, куча юбок и блестящих предметов. Образ играет на то, чтобы развернуть сознание человека в нужную сторону. Нас всех по большому счёту искренне волнует только собственное «Я». Цыганки ставят это «Я» во главу угла и виртуозно играют на наших чувствах. Мужчины не верят в верность жён и преданность друзей, а женщины ищут большой и светлой любви. Ткни в человека пальцем: хороший ты, друзьям много помогаешь, а они тебя не ценят, обманывают. И всё. Под такую расстановку попадает 70 процентов мужчин и 90 процентов женщин. Причём жизненных сюжетов не так и много, а цыгане действительно очень тонко улавливают эмоции. У многих людей что беда, что радость – невооруженным взглядом на лице читается. У девушек, как правило, любовь неразделённая, у женщин – мужья неверные, детки хулиганят, родители болеют. А мужчин гадалки стараются не трогать, может быть, потому что те и так под гипнозом от сигарет и пива. С другой стороны, человеческий организм так удивительно устроен, что поданная мозгом в нужной тональности команда может включить резервные механизмы, которым под силу справиться даже с онкологией. Волшебство помогает тем, кто в него верит. Волшебство это – Вера, Надежда, Любовь. Трусость, жадность, глупость – это магия. И прежде чем туда лезть, нужно вспомнить про Фауста Гёте: А о душе своей бессмертной ты подумал?

Андрей МАМОНТОВ, Астана

Против люли полиция бессильна

Арман Баймухамет, и.о. начальника миграционной полиции Астаны:

Если привести статистику, то с начала текущего года пойман на улицах столицы 141 подросток, в их числе из Узбекистана – 114 детей-люли, Кыргызстана – 26 детей и из Таджикистана – один ребёнок.

Силами ДВД и миграционной полиции регулярно проводятся рейды. Мы вывозим попрошаек за пределы города, сопровождая рейсовые автобусы, но они постоянно возвращаются. Детей-попрошаек задерживаем, передаём инспекторам по делам несовершеннолетних, которые помещают их в центр адаптации. В этом центре дети временно находятся, пока их не заберут родители. Затем они снова оказываются на улице – это замкнутый круг. Многие из детей только рады тому, что мы их задерживаем, ведь в центрах адаптации они могут поесть, помыться и так далее.

Привлечь к ответственности детей, не достигших 16 лет, полиция не может, наказываются штрафом лишь их родители. Но этого недостаточно, так как не решает проблему в целом. По внутреннему приказу МВД миграционная полиция не имеет права водворять несовершеннолетних и родителей с грудными детьми в приёмник-распределитель. Закрыть границу для люли тоже невозможно, это будет ущемлением их прав, ведь с документами у заграничных попрошаек обычно бывает всё в порядке. Так что на сегодня, к сожалению, полностью очистить улицы от попрошаек-иностранцев миграционная полиция не в состоянии.

Записала Джамиля КАРИМОВА, Астана. Фото автора

Одноразовое проклятие

Европейские страны продолжают ужесточать миграционную политику в отношении цыган-нелегалов. На прошедшей неделе французская полиция снесла цыганскую стоянку, где в фургонах и палатках жили более 200 человек.

Официальные комментарии: полиция действовала в рамках закона, исходя из санитарно-гигиенических соображений. Тем более что требование снести цыганский лагерь исходило от местных жителей. Впрочем, каждому представителю цыганского народа Франция покупает билет на самолёт до Румынии и вручает по 300 евро. Благодаря столь щедрой миграционной политике число цыган в Румынии и соседствующей с ней Молдавии за последние несколько лет выросло в 10 (!) раз. Версий происходящего множество. Первая – цыганский народ становится разменной монетой в политической борьбе парламентских партий. Вторая – ромалы, включив цыганское лобби в парламенте Франции, просто мигрируют по привычке в более тёплые страны за счёт французских налогоплательщиков. Третья, фантасмагорическая, версия – старейшины цыганских родов получили от космоса месседж – из Европы надо бежать в сторону России, а наиболее короткий путь через Румынию и Молдову. Ну а тут Саркози подвернулся с билетом на самолёт и тремя сотнями евро, отчего же чуть-чуть не пошуметь вблизи местных жителей…

К слову сказать, поражение Саркози на последних выборах многие эзотерики связывают с проклятием, которое цыгане наложили на экс-президента Франции в связи с его жёсткой позицией в области миграционной политики. Саркози ушёл, у руля Франсуа Алан, а цыганские стоянки продолжают сносить. Значит, либо проклятие одноразовое, либо цыганам в Европе действительно надоело. Впрочем, скорее всего, самим ромалам все эти версии глубоко безразличны. Они так же, как и тысячу лет назад, путешествуют по миру за цыган-
ской звездой путевой и, наверное, по-своему счастливы…

Андрей МАМОНТОВ, Астана

Попрошайкам бесплатную жизнь? 

Детей-попрошаек нужно принудительно учить в школах-интернатах. Особенно это касается беспризорников бродячей нации цыган люли. Возможно, это поможет им стать оседлыми, ведь именно такая практика применялась к цыганам в советское время. В результате многие из них получили образование и начали работать. Так считает директор частного учреждения временного проживания жертв торговли людьми «Комек» Анна Рыль.

– Откуда появились эти женщины-попрошайки с грудными детьми, которые заполонили улицы казахстанских городов?

Они приезжают в Казахстан из Узбекистана. Попрошайничество – их образ жизни, национальная особенность. Люли – это серьёзная проблема общества, они живут группами и не адаптируются к современным условиям. Точно так же, как в Казахстане, цыгане-люли попрошайничают в Европе, США и на постсоветском пространстве.

В Астане они создали целый бизнес. Я специально два дня наблюдала за ними со стороны. Рано утром женщины-люли привозят на колясках безногих мужчин-славян, старушек и расставляют всех по отработанным точкам: возле рынка, гипермаркета, мечети и так далее. Это бизнес. Если обратить внимание, каждый день на этих точках попрошайничают одни и те же люди, это их работа. А если подойти к нищим-инвалидам и начинать расспрашивать о житье-бытье, женщины-люли подбегают и отгоняют любопытных. Понаблюдав, я заметила, что эти инвалиды даже дают деньги в долг торговцам на рынке.

– Каким образом у люли можно забрать детей и отдать в школы-интернаты? Как вы это себе представляете?

Существует Закон «Об образовании», по которому все дети в обязательном порядке должны закончить школу. За его нарушение для родителей даже предусмотрена административная ответственность, просто к попрошайкам это не применяется. Вообще государство никак не относится к этой категории людей. Только миграционная полиция временами проводит рейды и выдворяет из страны тех, у кого проблемы с документами. Но для государства невыгодно каждый раз выдворять их, ведь миграционная полиция оплачивает им билеты. Вместо этого я предлагаю помещать детей люли в школу-интернат, пусть получают образование и учатся работать. Они же совсем не адаптированы к современной жизни, даже зубы чистить не умеют.

– В Казахстане уже есть такие интернаты?

Нет, их нужно строить.

– За счёт государства?

Да. Я думаю, у государства достаточно денег для решения этих вопросов, а если не хватит, есть международные гранты. Хотя бы с первого по седьмой классы нужно прививать детям элементарные навыки. Дальше, я думаю, ребёнок сам уже на автомате захочет продолжить обучение в школе.

Возьмите Астану. Ну сколько их здесь? Максимум двести детей школьного возраста – это всего три класса. Неужели государство не сможет построить интернат для трёх классов? Поймите, это проблема, которую так или иначе нужно решать, а не делать вид, будто её не существует.

– А сами люли, думаете, готовы отдать своих детей в интернаты? Не приведёт ли это к скандалу, они же граждане другой страны?

Здесь должен быть метод убеждения, мотивация. Возможно, к этой работе придётся подключить узбекское и таджикское посольства. Не все же мамы-люли хотят, чтобы их дети попрошайничали на улице. Некоторые будут рады, если ребёнок сыт, обут, одет, ещё и образование получает.

Записала Джамиля КАРИМОВА, Астана