Блюда из свежей форели или других ценных пород рыб в новогоднем меню до недавнего времени были роскошью для шымкентцев. Не столько ввиду дороговизны продукта, сколько ввиду отсутствия оного. Приверженцы здорового питания довольствовались лишь свежемороженой рыбой в супермаркетах. Теперь в Южном Казахстане уже два рыбных хозяйства специализируются на разведении форели и осетровых и производстве икры. Первые их шаги уже оценили участники первого в Казахстане форума по аквакультуре, который прошёл в Шымкенте.

Пионером отрасли стало форелевое хозяйство ТОО «AQUALIFE», владелец которого шымкентский бизнесмен Гегам Пилипосян вздумал приучить южан, известных любовью к баранине и конине, питаться ценными и полезными породами рыб. Три года назад Пилипосян решил занять пустующую нишу, хотя всех подводных камней рыбного дела не представлял. В Армении, откуда он родом, выращивание форели давно поставлено на поток. И качество её ничуть не уступает речной.

– Заборы воды сделали сразу в нескольких районах Южного Казахстана. После химического анализа выяснили, что лучше всего для разведения форели подходит вода из Сайрамского района, – поясняет Гегам. – Выкупил 3,5 гектара земли для строительства бассейнов, пробурили скважину. Построили лабораторию для инкубации икры. Оборудование для фермы собирали здесь – фирменное заводское было не по карману. А вот икру для производства форели закупали в Дании, её там, кстати, не продадут, пока не убедятся, что созданы подходящие условия.

Между тем рыбка эта не только по-царски вкусна, но и по-царски капризна. Температура воды – от 10 до 20 градусов тепла. Чуть ниже или выше – перестаёт есть и ложится на дно. В шесть бассейнов вода поступает непрерывно, проходит через биофильтры, очищается и обогащается кислородом. Бросил горсть корма в воду – и рыбная стая тут же оживает. Рыбки закрутились, засверкали серебристыми боками, получая белки, аминокислоты, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли – в общем, весь набор полезных питательных веществ. И стоит такой корм недёшево – 4 доллара за кило. Его Пилипосян заказывает из Европы, тратя немалые средства на доставку. Рад бы закупать поближе – да негде.

Год назад он открыл специализированный магазин в Шымкенте, установил бассейн, где покупатель берёт действительно живую рыбу по 1800 тенге за килограмм. Не отходя от кассы клиент получает полную инструкцию, как очистить и приготовить. В ассортименте уже и копчёная форель, и икра. Продажи за год выросли на четверть.

В планах г-на Пилипосяна – накормить шымкентцев и гигантскими креветками, и золотистым японским карпом, и сибирским осетром, выпускать рыбные консервы. Но нужны немалые средства. Без поддержки государства не обойтись, уверен он. Она, кстати, предусмотрена в Концепции развития рыбного хозяйства Казахстана, где одним из приоритетных направлений значится развитие товарного рыбоводства. Тут тебе и субсидирование, и спецтехника в лизинг. Но пока казахстанские рыбопитомники – в режиме ожидания.

– В последние годы улов рыбы в Казахстане сократился в два раза – с 80 до 40 тысяч тонн в год, – сообщил генеральный директор КазНИИ рыбного хозяйства Куаныш Исбеков.Выращивание товарной рыбы сократилось более чем в 30 раз – с 9800 тонн до 300 тонн в год. И рыбные дни для казахстанцев – роскошь. По статистике в год каждый из нас съедает лишь 5,2 кг рыбы вместо рекомендованных Казахской академией питания 14,6 кг…

Как объяснили представители Министерства сельского хозяйства, отсутствие финансирования связано с разработкой новых правил субсидирования. Теперь товарное рыбоводство включено в число шести приоритетов, определённых Минсельхозом.

– Те правила, которые были ранее ежегодными для любых видов продукции, сейчас пересматривают, – пояснила вице-министр МСХ Гульмира Исаева. – Мы хотим создать условия для товаропроизводителей. Впервые в стране планируется использовать инвестиционные субсидии. На модернизацию или при запуске проекта можно получить компенсацию от государства в зависимости от затрат.

На разведение осетровых и форели замахнулось ещё одно южноказахстанское предприятие – ТОО «Аксанат инжиниринг». Завод с использованием новейшей техники уже построен, в бассейны выпущена первая партия осетров – полторы тысячи штук. «Это маточное поголовье для получения чёрной икры. В отдельных бассейнах плещутся стаи мальков осетровых и форели. Мощность предприятия позволяет производить 60 тонн рыбы и одну тонну черной икры в год», – поясняет директор завода Ермурат Каралтаев.

 Впрочем, южноказахстанцам этого стоит подождать ещё пару лет. Зато потом к услугам желающих даже пруд с форелью, где и порыбачить можно будет, и отведать свежеприготовленной рыбки из собственного улова.