По закону если брать, мы – родня!
Сразу несколько депутатов сената высказались по отношению к законопроекту критически. Новоиспечённый сенатор Ерлан Нигматулин назвал его принятие несвоевременным, Гани Касымов призвал «кончать этот бардак и беспредел»… Но самым ярким было выступление Светланы Джалмагамбетовой. Она дала оценку не только закону, но и деятельности фонда «Самрук-Казына». Наверное, чтобы, как говорится, два раза не вставать.
Не могу отказать себе в удовольствии процитировать особенно яркие куски. Вот что, например, Светлана Жакияновна говорила с высокой трибуны сената об эффективности деятельности фонда: «За четыре года работы ФНБ «Самрук-Казына», кроме распределения антикризисных денег банкам, кроме направления бюджетных денег – опять-таки – на строительство каких-то крупных объектов, прокручивания на депозитах бюджетных средств, получения премий, бонусов, ничего существенного для устойчивого развития экономики не сделал! С 2008 года фонд «Самрук-Казына» получил из бюджета более 1 трлн тенге. А какова их отдача? Какая часть вернулась в казну? Какая вернётся в ближайшее время? Сколько сторонних инвестиций за это время привлечено на один тенге выделенных бюджетных средств? Опять-таки это большой-большой секрет, и нет таких данных!»
Оказывается, то, о чём говорят люди и что пишут журналисты, в том числе на страницах «Мегаполиса», сенаторам известно! Оказывается, наши парламентарии вполне себе отдают отчёт в том, что необходимость существования фонда «Самрук-Казына» в нашем государстве так и не была доказана ни теоретически, ни практически! И теперь, когда правительство предложило им принять закон, дающий фонду новые полномочия, новые возможности, сенаторы промолчать не смогли.
– Создаётся впечатление, что закон, который вносится сегодня на рассмотрение, разработан для определённой группы людей, которые работают в фонде, – резала правду-матку г-жа Джалмагамбетова. – В частности, они говорят: «Закон разработан для устранения административных барьеров, которые идут вразрез с корпоративным управлением, внедряемым фондом. Тогда получается: если внедряется корпоративное управление, надо игнорировать законы Республики Казахстан?!.
И до того Светлана Жакияновна «раздухарилась», что вольно или невольно выдала «главный буржуинский секрет» – задачи закона о фонде, самого фонда и его управленцев: «Когда мы сегодня отдаём в руки «Самрук-Казыны», так скажем, менеджеров «передовых» активы страны, 100% акций которых принадлежат государству, куда входят крупные национальные компании, занимающие значительную долю в отраслях экономики и ВВП, получается, что создаётся государство в государстве: сам планирую, сам проверяю, никто не вмешивайся».
Да, Светлана Жакияновна, именно так: государство в государстве. И единодушное одобрение сената приблизило этот заветный миг. Надеюсь только, что единственный воздержавшийся при голосовании – это Вы. Помните фильм «Гараж»? Там, когда голосовали за исключение из кооператива нескольких несчастных, «сын Милосердова» в исполнении Игоря Костолевского говорил: «Подумать только, среди тех, кого не исключили, не нашлось ни одного порядочного человека!» И когда выяснилось, что героиня Лии Ахеджаковой воздержалась, удивился: «Нашёлся хоть один полупорядочный, и то слава Богу!»
Почему же законопроект был принят, да ещё практически единодушно? Тут всё просто.
Прежде всего, это вполне в духе нашего парламента: в выступлениях бушевать, обрушиваться с критикой, а при голосовании «занять правильную позицию».
Некоторые считали, видимо, что закон «завернут», так как прежнее руководство фонда отправлено в отставку. Но в том-то и дело, что закон был подготовлен такой, что он понравится любому руководству. Очевидно, он вполне приглянулся и Умирзаку Шукееву. Ещё бы! Такие полномочия! Такая «швобода»!
Умирзак Естаевич здраво рассудил, что было бы очень неплохо воспользоваться плодами труда предшественника. В интересах страны, конечно, исключительно в интересах страны!
А если что-то нравится г-ну Шукееву, скорее всего, это «что-то» нравится и г-ну Мами. Тут даже не нужны глубокие знания в политологии, достаточно поверхностно разбираться в географии. Светлана Жакияновна северная, её пристрастия лежат, очевидно, в других плоскостях и совпадают со вкусами других людей. Вот и выступила. Но при голосовании, конечно, точку зрения спикера сената, даже если он её и не высказывал, учла – опыт есть опыт.
Какие же выводы мы из всего этого можем сделать? А вот какие. Смена команды не приведёт к смене парадигмы. (Это я сейчас отлично сказал, да?!) Всё, что наворочено в фонде – всё будет использовано. Начатые процессы – «углубить», движение по намеченному курсу – ускорить. Иными словами, новые люди просто возглавят, чтобы не разрушать. А зачем разрушать, если оно и так работает? В интересах страны, конечно, исключительно в интересах страны!
Так что в ближайшее время мы увидим смену команды в фонде «Самрук-Казына». Наверное, будут сделаны кое-какие косметические изменения. Но в целом структуру не тронут и даже укрепят. Ибо – надо!
А старая команда уйдёт. Наверное, не вся. Куандык Бишимбаев, видимо, останется – и тут уже не только в географии дело. Останется, очевидно, и Дархан Калетаев (вы не забыли, что он в «СамКе» работает?)
А вот Айдан Карибжанов собрался уходить. Даже заявление подал. И этот поступок достоин уважения. Человек решил не обременять новое руководство, не заставлять его искать способы, как уволить Карибжанова. Что называется, развязал руки новому президенту фонда. Опять же показал, что имеет какие-то принципы, представления о том, как должна строиться работа в фонде, которые, видимо, не во всём совпадают с представлениями г-на Шукеева и его команды.
Восторгаясь поступком Айдана Табониязовича, тем не менее считаю, что удовлетворять его прошения об отставке не нужно. Во всяком случае, не надо подписывать его заявление сейчас.
Хочется обратиться к г-ну Шукееву: Умирзак Естаевич, Вы Карибжанова не отпускайте! Он же профессионал, каких ещё поискать! Где Вы ещё такого грамотного финансиста найдёте? Тут надо отбросить все предрассудки, всякие разговоры про принадлежность той или иной команде. Пусть проявит патриотизм, поработает, наконец, на благо Родины. Ему же надо завершить массу дел! Один только БТА чего стоит!? Если он уйдёт, кто будет эту кашу расхлёбывать? Опять же он друг г-на Варенко, они уже сработались вместе, вот пусть вместе и завершат начатое. Чтоб потом можно было смело сказать, что, как минимум, одно поручение фонд «Самрук-Казына» с честью выполнил: банк спасён, а украденное Аблязовым возвращено.
И вот потом уже можно отпускать г-на Карибжанова на все четыре стороны. И г-на Варенко тоже. Чтоб не мешали работать. В интересах страны, конечно, исключительно в интересах страны!