Нам наплевать на бронзы многопудье...
Монументы, памятники, малые архитектурные формы появляются в столице с завидной регулярностью – на радость жителям столицы, которые придумывают им новые народные названия. Представляем вам хит-парад самых причудливых достопримечательностей Астаны.
СПЛЕТЕНЬЕ РУК, СПЛЕТЕНЬЕ НОГ
Фото 3
По единодушному мнению опрошенных нами астанинцев, одна из самых диковинных скульптурных композиций находится в небольшом скверике напротив дворца «Жастар» (фото 1). Судя по надписи у основания памятника, он посвящён единству народов Казахстана. Однако жители столицы иронично прозвали его памятником жертвам биологических экспериментов. Впрочем, в пользу автора скульптурной композиции говорит то, что её облюбовали птицы. Значит, энергетика у памятника всё-таки позитивная.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Монумент «Родина-мать» на Площади защитников Отечества, на котором женщина протягивает руки с чашей, в народе шутливо зовут попрошайкой (фото 2). Впечатление от жеста усиливает и то обстоятельство, что располагается он аккурат напротив МВД. Другие граждане увидели некую двусмысленность в самой форме монумента, несущей ярко выраженную фаллическую символику.
– Колонна (так же, как и менгиры, и башни, и минареты) является древнейшим фаллическим символом, представляющим ось мира, активное, созидающее начало Вселенной, – комментирует архитектор Лейла Рахимжанова. – Эротические формы особенно были распространены в религиозных зданиях. Но сегодня наши соотечественники едва ли не в каждой высотной постройке почему-то упорно видят намёк на мужское достоинство.
Фото 1
Зато директора Института психоанализа, кандидата Международной психоаналитической ассоциации Анну Кудиярову такая интерпретация ничуть не смущает.
– Не знаю, насколько автор монумента «Родина-мать» сознательно имитировал анатомический орган, однако, безусловно, сходство с фаллосом прослеживается явное. Я думаю, что, скорее всего, сделал он это бессознательно. В монументе «Родина-мать», расположенном на Площади защитников Отечества, мы видим, что у подножия фаллического символа стоит женщина. Ведь в идеале объединение мужского и женского начала – это и есть гармония. Как это было у казахов: жер ана – женский символ, кок аспан – мужской. Кроме того, можно разглядеть в этом монументе фаллическую женщину. Женщина-мать или женщина-защитница – это женщина, у которой очень мощный заряд психо-сексуальной энергии. Такая женщина может властвовать, проявлять свой характер, – даёт своё истолкование символике монумента Анна Кудиярова.
КТО ЖЕ ЕГО КАСТРИРУЕТ? ОН ЖЕ КОНЬ!
Фото 4
Памятник Богенбай батыру (фото 3), расположенный на одноимённой улице, известен не только своим величавым всадником, но и конём с выдающимся мужским достоинством, которое видно как сбоку (фото 4), так и – благодаря горделиво оттопыренному хвосту – сзади. Архитекторов однако такие анатомические подробности не смущают.
– Нельзя кастрировать коней! Фальконе тоже своих коней не кастрировал, вот вид его «Медного всадника» крупным планом (фото 5), – говорит архитектор Лейла Рахимжанова. – Рядом изображен воронежский конь. Они же не люди, чтобы на них можно было бы набросить драпировку, как это пришлось делать Микеланджело на фреске «Страшный Суд» в Сикстинской капелле.
НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ
Фото 5
Похоже, астанинские зодчие намерены потягаться по количеству львов с городом-музеем под открытым небом Санкт-Петербургом. Однако в Астане за неимением величественных классических сооружений царю природы приходится охранять продмаги (фото 6). Кроме того, авторам этих скульптурных композиций как раз таки не хватает знаний в области анатомии. Мы показали фото астанинских львов кандидату биологических наук Гульнар Сыздыковой, и она пришла к выводу, что, скорее всего, натурщики скульптора страдали ожирением.
– Анализ показывает, что характерные для дикой природы пропорции этих млекопитающих нарушены. Туловище у этих животных, как правило, более стройное, длинное и гибкое. Кости и мышцы более рельефно выступают, а сухожилия свободно соединяют кости. Конечности у львов значительно длиннее, нарушено также соотношение размеров головы и туловища – у скульптур слишком большой череп. Фаланги пальцев также увеличены (фото 7). Можно предположить, что скульптуры сделаны с животных, страдающих ожирением. Такое явление никогда не встречается в дикой природе, но возможно при содержании в неволе. Но и в этом случае кости плечевого пояса и бедренная кость у скульптур укорочены, что выглядит неестественно, – резюмирует биолог.
ҚОШ КЕЛДІҢІЗДЕР!
Фото 7
Как можно сетовать на дефицит «казахскости» в столице («Астана теряет «казахскость»?», «Мегаполис» от 14 мая 2012 г.), когда её улицы украшают такие прелестные скульптурные композиции (фото 8) в виде щедрого хозяина с блюдом бешбармака, акына с домброй и прекрасной девушки с пиалой? Эти малые архитектурные формы (МАФ) украшают вход в гостиницу «Жумбактас».
Фото 6
– Если не могут создать свою региональную архитектуру в Астане, что меня возмущает, то пусть хоть устанавливают такие скульптуры – это уже хорошо, так как помогает худо-бедно создать городскую среду, – отметила авторов этих МАФов Лейла Рахимжанова.
Жанар ТУЛИНДИНОВА, Астана
Водитель, не пугайся «Чаек»
Усть-Каменогорск по праву можно назвать городом скульптур. Благодаря до сих пор не разгаданной тяге прежнего главы города Ислама Абишева к симпозиумам скульпторов и самим малым архитектурным формам Усть-Каменогорск заполнился таким количеством разных каменных и металлических лягушек, рыбок, мишек, коней и разных птиц, что удивляться им не устают не только гости города, но и сами усть-каменогорцы.
Сейчас город трудно представить без каменной Золотой Рыбки, преобразившей фонтан в центре города, или без стремительно несущегося куда-то вдаль степняка. А медведь, после зимней спячки выбирающийся из своей берлоги, сразу полюбился не только детям. Он стал буквально культовой фигурой для горожан, которые приходили к нему, чтобы загадать желание, прошептав его в ухо мишке. Так получилось, что в одном ухе зверя оказалась небольшая дыра, и по задумке автора работы всё сказанное в это отверстие обязательно должно исполниться! Говорят, сбывается.
Но больше всего – до глубины души – усть-каменогорцев затронули фигуры птиц из металла, впрочем, равнодушными они не оставляют никого, кто их хоть раз увидел.
Неоднозначное отношение сложилось у людей к малой архитектурной форме под названием «Чайки». В народе её прозвали грудой металлолома. В первое время после установки «Чаек» на автомобильном перекрёстке водителям машин настоятельно советовали не пугаться и смотреть на дорогу, а не на конструкцию. Уж больно неожиданное решение из металла, стекла и камня, которое по задумке авторов должно символизировать «радость от появления новой жизни, счастье мира и земли». Видимо, добрые помыслы авторов всё-таки победили, и скульптура на симпозиуме заняла первое место.
Но неистребима любовь к пернатым! «Две птицы» (на фото), установленные в центре города возле большого торгового дома, намного скромнее «Чаек». И внимания меньше привлекают к себе, и шокируют, видимо, от этого не так сильно. Просто проект не столь масштабен, как «Чайки», зато столь же неоднозначен в оценках горожан. Поначалу не каждый даже сразу поймёт, что это птицы. Переплетённые ленты железа на тонких ножках и с жуткими металлическими узлами, среди которых всё-таки просматривается нечто, напоминающее клюв.
По признанию одного из авторов «Чаек» Хамида Кульчаева, всегда найдутся те, кто будет возмущаться тратой денег на искусство, кому не понравится замысел авторов или его воплощение. Но это искусство! Видимо, его просто надо принимать, ведь понимать получается не у всех.
В любом случае архитектура (как это признано) – одна из основных составляющих лица города, которое и запоминается людям. В Усть-Каменогорске есть много доброго, светлого и по-настоящему красивого из того, что стоит запомнить.
Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Усть-Каменогорск
Голова, руки и саксофон
Скульптурами частей человеческого тела мир не удивишь. В городах России и европейских стран есть памятники ступням, ушам и даже позвоночнику, их чаще ставят возле клиник. Отлитые из нержавеющей стали голова и руки саксофониста, установленные в Темиртау и Жезказгане, не так символичны. В том смысле, что голова в композиции – не самое главное. Гораздо важнее то, что под ней находится, вернее, отсутствует.
Впрочем, это – вольная трактовка, которую дают романтически настроенные горожане. Но другого объяснения нет – имя автора скульптуры темиртаусцам так и не назвали. Саксофонист появился как подарок горожанам накануне 65-летия города, в 2010 году. В общей сложности в скверах и проспектах тогда установили около 30 архитектурных форм: таких же, как и голова, металлически-блестящих и стеклопластиковых спортсменов, свитые из толстой проволоки фигуры животных. Саксофониста поставили перед Дворцом культуры. Директор фирмы, занимающейся благоустройством дворцовой территории, пояснял, что поиском идей для эскизов скульптур занималась группа молодых темиртауских дизайнеров, они же отбирали лучшие варианты. Кто именно придумал «фрагментированного» саксофониста, глава стройфирмы сказать не смог, сообщил лишь, что скульптуру отливали в Германии.
К нестандартной фигуре музыканта темиртаусцы относятся по-разному: у кого-то она вызывает усмешку, кому-то кажется «креативной». Лирично настроенные горожане советуют смотреть на неё издали – на фоне деревьев пустота под головой музыканта как будто бы исчезает.
Как голова музыканта появилась в Жезказагане, сведений тоже немного. Известно лишь, что её закупили у одной из темиртауских фирм. Установкой саксофониста на аллее по проспекту Мира занималось управление городскими автомобильными дорогами. Фигуру вместе с десятком других малых форм установили в целях преображения облика города в рамках программ развития, посвящённых 20-летнему юбилею независимости страны.
Наталья ПРОНЧАТОВА, Карагандинская область