После ареста Серика Ахметова в Караганде не было проведено ни одного брифинга, где журналисты могли бы получить исчерпывающую информацию о том, с чем именно связаны обвинения в адрес бывшего министра. Никаких комментариев не даёт и адвокат обвиняемого Николай Лесник. Но, несмотря на почти полное отсутствие официальной информации, арест бывшего главы Минобороны сегодня – одна из самых обсуждаемых тем в Караганде, и, как ни парадоксально, значимую роль в этом играют СМИ. Далеко не все карагандинцы читают только официальные пресс-релизы, которые, как правило, даются без каких-либо подробностей. Информация совершенно иного плана и с другой подачей публикуется на информационных интернет-сайтах, и люди ей доверяют, несмотря на то, что ссылок на официальные источники в таких статьях, как правило, нет. Одна из таких публикаций, которую вдобавок процитировала карагандинская газета «Коргау», стала полной неожиданностью для руководителя медицинской фирмы «Гиппократ» Надежды Хохловой. Она с удивлением узнала, что приходится родственницей бывшему министру обороны, и только благодаря этому её бизнес процветает.

ОБВИНЕНИЕ ПРЕДЪЯВЛЕНО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СОВЕРШЁННОЕ В КАРАГАНДЕ

Напомним: бывшему премьер-министру и главе Минобороны Серику Ахметову были предъявлены обвинения по ст. 176 ч. 4 УК РК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества»). 18 ноября по решению Казыбекбийского районного суда Караганды экс-министр был отправлен под домашний арест. Суд принимал решение, учитывая прежде всего то, что с ходатайством об избрании этой меры пресечения вышел орган уголовного преследования, и эта инициатива была поддержана прокурором. Также были учтены положительные характеристики, наличие семьи, отсутствие судимости и состояние здоровья обвиняемого. Стало известно, что обвинение Серику Ахметову предъявлено за преступление, совершённое в Караганде, и именно поэтому его будут судить в шахтёрской столице. Напомним, что с 2009 по 2012 годы Ахметов занимал пост акима Карагандинской области.

Расследование дела бывшего министра обороны было возложено на Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. В Караганде есть территориальное подразделение агентства – департамент по делам госслужбы, но функции финпола ему пока не переданы и никаких комментариев для прессы в департаменте не дают. В единственном пресс-релизе, распространённом пресс-службой агентства на следующий день после суда в Караганде, указывается на связь между арестом Серика Ахметова и расследованием коррупционных дел в отношении бывшего акима Карагандинской области Бауржана Абдишева, акима Караганды Мейрама Смагулова, главы Индустриального парка «Металлургия-Металлообработка» СЭЗ «Сарыарка» Анатолия Ессе и других руководителей.

ОТЪЁМ ЗЕМЕЛЬ, ОТКАТЫ ЗА ДОСТУП В СЭЗ

Причину отставки Абдишева во время поездки в регион в августе этого года назвал президент страны Нурсултан Назарбаев. На совещании, проведённом на одном из предприятий СЭЗ «Сарыарка», президент рассказал, что отстранение акима от должности последовало за проверкой, проведённой по письму карагандинских предпринимателей на имя главы государства. В обращении говорилось о незаконных действиях сотрудников акиматов по распределению земельных участков. Проверка показала, что они выделялись с явным лоббированием интересов двух фирм, кроме этого существовали схемы по отъёму земли у предпринимателей. На том же совещании президент раскритиковал работу местных властей по привлечению инвесторов к строительству предприятий на территории СЭЗ. Были созданы управляющие компании, и по их вине процесс оформления документов искусственно затягивался либо с участников СЭЗ требовали долю в их предприятиях.

Президент остановился и на бюджете программы моногородов. В 2012 году все средства были направлены на освещение улиц, в 2013-м на эти же цели использовано 4,8 млрд тенге, или 92% бюджета программы. Причём деньги целенаправленно выделялись одной и той же компании – «Стальцинк», производящей опоры для уличного освещения. Президент страны дал поручение руководителю Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрату Кожамжарову выявить всех участников незаконных схем распределения участков, а также отметил, что выделение денег «Стальцинку» почему-то никто не контролировал.

ЕСТЬ ЛИ В КАРАГАНДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКС-МИНИСТРА ОБОРОНЫ?

За этим последовал арест двух акимов. Была озвучена информация о том, что арестованных обвиняют в коррупционных преступлениях, но без уточнения, где именно чиновники преступили закон. По этому поводу точно так же, как и после ареста Серика Ахметова, в Караганде не было проведено ни одной пресс-конференции, и журналисты искали информацию кто как сможет. Через сто дней после своего назначения новый глава региона Нурмухамбет Абдибеков провёл традиционную встречу с представителями СМИ. На ней работники прессы просили содействия в организации брифингов, чтобы получать информацию о ходе расследования дел бывших акимов из первых рук и не обращаться к неофициальным источникам. Но на сегодня Караганда по-прежнему полнится слухами, а в СМИ периодически появляется отрывочная информация, возможно, имеющая отношение к громким арестам. Чаще всего это сообщения о том, что аресты карагандинских чиновников связаны со сбором компромата на Серика Ахметова. И именно поэтому проводится масштабная проверка на предмет того, сколько фирм в регионе так или иначе имеют отношение к экс-министру обороны. Проверке якобы подвергся и «Стальцинк». Точнее, схемы, по которым фирма получала заказы, поскольку продукции ТОО, к примеру, в соседнем с Карагандой Темиртау и на автодороге, ведущей к моногороду, настолько много, что не заметить её просто нельзя. Но, если о «Стальцинке» говорил президент страны, то информация о других компаниях, учредителем которых якобы является Серик Ахметов, появляется, к примеру, в соцсетях без ссылки на компетентный источник. Люди говорят о том, что экс-министру обороны принадлежит хозяйство по выращиванию картофеля элитных сортов в одном из городов-спутников, и сейчас его работники находятся в полной растерянности, не зная, чего ждать дальше. Так ли это на самом деле, неизвестно. Если нет, остаётся только догадываться, кому и зачем понадобилось это публиковать. И совсем уж неожиданной стала информация, появившаяся в газете «Коргау» со ссылкой на республиканское издание «Общественная позиция». На днях героиня газетной статьи потребовала опровержения сразу от двух изданий – республиканского и карагандинского.

РАЗЪЯСНЕНИЕ И ОПРОВЕРЖЕНИЕ

В одном из номеров газеты профсоюза угольщиков «Коргау» компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) была опубликована информация о том, что существует определённая связь между влиятельностью Серика Ахметова и получением солидных заказов медицинской фирмой «Гиппократ». В статье представители профсоюза рассказали о том, что к ним поступает очень много жалоб на работу шахтёрской медсанчасти в Караганде, и напомнили, как год назад клинику передавали в доверительное управление «Гиппократу». Уже тогда работники профсоюза высказывали сомнения – чем эта фирма лучше остальных, принявших участие в тендере, и не находили ответа, почему предпочтение было отдано именно ей. Но после арестов акимов работники профсоюза нашли неизвестную им прежде информацию о «Гиппократе» в одной из публикаций газеты «Общественная позиция – DAT». В ней упоминалось, что директор медфирмы Надежда Хохлова приходится родственницей супруге Серика Ахметова, и, возможно, именно поэтому АМТ передала фирме право доверительного управления. «Коргау» опубликовала эту информацию со ссылкой на «Общественную позицию» вместе со своими выводами.

За комментариями корреспондент «Мегаполиса» обратилась в пресс-службу АМТ, но там пояснили, что все «подозрения» профсоюза безосновательны. Проведение тендера было вынужденной мерой, поскольку предыдущая управляющая компания – ТОО, учреждённое профсоюзом «Коргау», – работала настолько неэффективно, что это привело к развалу медсанчасти. Тендер проводился по стандартной схеме, а предпочтение «Гиппократу» было отдано только по той причине, что эта фирма полностью соответствовала всем необходимым требованиям.

Что касается самого «Гиппократа», его руководитель Надежда Хохлова намеревается выяснить, из какого источника редакторами была получена информация о её родстве с супругой экс-министра обороны.

– То в одном, то в другом издании я читаю о том, что являюсь родственницей Серика Ныгметовича, в частности, сестрой его жены, и, естественно, у меня возникает вопрос: откуда появилась такая информация? – говорит г-жа Хохлова. – Мы направили запрос в эти издания, чтобы получить разъяснения, каким источником они пользовались при подготовке материалов. Если нам его не назовут, мы потребуем публикации опровержений.

– Что касается «необоснованной» передачи «Гиппократу» доверительного управления медсанчастью «Шахтёр», это всего лишь чьё-то умозаключение, которое тоже не имеет под собой никакой почвы, – продолжает руководитель медфирмы. – Тендер проводила компания АМТ, в нём участвовало семь организаций. Была прописана техническая сертификация той фирмы, которая должна войти в данный объект и оказывать медицинские услуги. И из семи компаний именно наша организация соответствовала этим требованиям. В октябре 2013 года с нами был заключён договор на доверительное управление, в рамках которого мы должны оказывать медицинские услуги. А по поводу развития фирмы «Гиппократ» могу сказать, что в нашей стране есть все условия для ведения бизнеса, и создаются они нашим президентом. Поэтому не нужно иметь каких-либо родственных связей, чтобы быть успешным.

ЗАПРОС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Такие ситуации, возможно, не возникали, если бы представители СМИ располагали информацией об аресте акимов и экс-главы Мин-обороны в полной мере. Со своей стороны «Мегаполис» направил официальный запрос в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции с просьбой разъяснить, в чём же всё-таки обвиняют экс-министра обороны, пояснив, что скудная информация от компетентных лиц порождает недомолвки и слухи. В запросе также содержалась просьба прокомментировать упомянутую выше информацию о том, ведётся ли проверка предприятия «Стальцинк», установлено ли, кем оно учреждено и работало ли с нарушением закона. Ответ от пресс-службы агентства пока не поступил.