Зрительские фильмы в Каннах: лента Спайка Ли "Черный клановец" и "Арктика" с Мадсом Миккельсеном
Афроамериканское кино сейчас в тренде: в прошлом году гей-драма "Лунный Свет" отобрала "Оскар" за лучший фильм у "Ла-ла-лэнда", в этом году сатирический хоррор "Прочь" получил блестящие отзывы критиков и "Оскар" за сценарий, а супергеройское кино "Черная пантера" било рекорды по кассе. Похоже, теперь к этому успешному списку добавится и бодрое полицейское бадди-муви "Черный клановец", снятое одним из самых известных афроамериканских режиссеров Спайком Ли.
В основе фильма реальная история из 70-х – молодой чернокожий парень мечтал стать лучшим полицейским в своем городе. Но его первый день работы в полиции оказался скучным – парня определили в архив. Чтобы хоть как-то развлечься, он флиртует с активисткой молодёжного афроамериканского движения, с которой познакомился на задании, и ищет себе дело посложнее. В один из рабочих дней он нашёл в газете телефон местного отделения Ку-клус-клана, тут же завязал с ними знакомство, а вскоре и внедрился в их ряды. И ничего, что парень черный, а те – отчаянные расисты: он с ними общался по телефону, а на личные встречи ходил его белый коллега, еврей Флип Циммерман (Адам Драйвер). В итоге, напарникам удалось разоблачить целую преступную сеть.
Большую часть картины зрителям смешно – на каждую шутку зал отзывается смехом, особенно если шутка – политическая. К примеру, в уста одному из идеологов Ку-клукс-клана, белого расиста автор вкладывает предвыборный лозунг Дональда Трампа "Make America great again"(" Вернем Америке былое величие"). Хотя тема из неприятных, шутки получились что надо – лёгкие, смешные, понятные всем. Но во второй половине фильма их становится меньше, а критика расизма становится бескомпромисснее и страшнее – к примеру, в одном из эпизодов, пожилой чернокожий мужчина рассказывает о зверствах белых расистов, а финал "Черного клановца" и вовсе документальный – Спайк Ли завершил картину хроникой событий в Шарлотсвилле, штат Виргиния. В прошлом году там произошла крупнейшая акция американских националистов, а на последующем протесте антифашистов убили одну девушку, ей и посвящает Ли свой фильм. Пресс-конференция по поводу фильма превратилась практически в монолог Спайка Ли, критиковавшего нынешнюю политику Белого Дома и американского президента по таким чувствительным темам, как расизм. Слово "motherfucker" им было использовано рекордное количество раз. Понятное дело, что картина Спайка Ли вряд ли получит "пальму", зато успех в прокате ей точно обеспечен. Это абсолютно зрительское кино.
Другой зрительский фильм – "Арктика", с известным датским актером, звездой сериала "Ганнибал" Мадсом Миккельсеном шёл во внеконкурсной программе. Синопсис картины, которую снял молодой режиссёр, звезда бразильского Youtube Джо Пенна в одной короткой строчке – это история выживания человека в Арктике. Начинается фильм сразу с места катастрофы – герой Миккельсена один в арктических льдах и он пытается выжить: ловит радиосигнал SOS, выкладывает на полярном снегу три буквы умоляющие о спасении, и пытается не умереть с голоду, ловя рыбу. Помощь не заставила себя ждать – его замечают с вертолета, а когда судно начинает садиться, вдруг налетает сильный ветер, и вертолет разбивается, выживает только одна девушка. Теперь Миккельсен борется не только за свою жизнь, но и её. При падении вертолета, она получила ранение в живот, потеряла много крови, и у неё вот-вот начнется заражение. Кое-как скрепив рану несчастной степлером и понимая, что они так долго не протянут в арктической глуши, герой Миккельсена решает сам пойти к людям – для этого ему нужно преодолеть сложный маршрут с девушкой, которая так слаба, что не может даже сказать, как ее зовут.
Безусловно, "Арктика" – далеко не выдающееся кино, но то, что оно будет пользоваться спросом у кинозрителей это точно – люди любят истории выживания, даже если они видели подобное сотни раз. К тому же актёрская харизма Миккельсена держит напряжение зрителя всё время, это настоящий бенефис датчанина. Хотя актёров в фильме всего три: во-первых, это сам Миккельсен, во-вторых, безымянная девушка, доставшаяся ему в попечение после крушения (у неё, наверное, был самый легкий гонорар за всю историю съёмок, ей нужно было только лежать с полузакрытыми глазами, держа в руках уцелевшую после аварии фотографию своей семьи), и третий актёр, собственно Арктика, Мадс выглядит лучше всех. А переиграть суровую, но потрясающе красивую природу дано, согласитесь, не каждому.
Сюжет картины незатейлив, оттого и похож одновременно и на "Выжившего" с Леонардо Ди Каприо (одна сцена уж точно), и на "127 часов" Дэнни Бойла (в "Арктике", правда, всё намного проще). А ещё, как это ни странно, "Арктика" похожа на суперхит "Сандэнса" двухлетней давности, фильм "Человек- швейцарский нож" с Полом Дано и Дэниелом Рэдклиффом, который был два года назад. Конечно, там человек выживал, заручившись поддержкой трупа, а здесь всё-таки девушка жива, но в кадре она может только пить воду и давить Миккельсену на совесть. Заканчивается фильм как обычно это бывает в фильмах про выживание. Когда выйдут обе ленты в казахстанский прокат, пока неизвестно.