Как рассказывает семейчанка Енлик Кудайбергенова, её семья получила квартиру в злополучном доме №6, что в микрорайоне "Энергетик", весной прошлого года. Жильё было приобретено по госпрограмме через Жилстройсбербанк. Всё лето новосёлы делали ремонт, в октябре, наконец, въехали в новую квартиру. Однако счастье длилось недолго. Едва наступили холода, жильцы угловых квартир почуяли неладное собственным организмом.

- С первыми холодами все недостатки начали вылезать наружу. В квартире стало холодно, стали мокреть стены и углы. А когда мы отодвинули мебель от смежной с улицей стены, она была вся зелёная от плесени, - вспоминает Енлик.

Это удивило и возмутило жильцов. Между тем дом был на трёхлетней гарантии, чем новосёлы сразу же и воспользовались. Они обратились в строительную компанию "Джеса-Семей" – в тот момент она именовалась именно так. Сейчас же эта фирма носит уже другое название – "КазГрадСтрой". По словам жильцов, переименование произошло именно тогда, когда у фирмы начались разборки с новосёлами дома №6.

- Мы попросили подрядчика устранить недостатки. Они осмотрели несколько квартир и сказали, что всё уладят. В начале ноября мы переехали на съёмное жильё, а подрядчики в нашей квартире месяц утепляли стены. Это было так: почистили стены до кирпича, потом перфоратором в каждом кирпиче делали дырку и залили туда строительную пену. И эта пена у нас вылезла с наружной, уличной стороны. Это видели все соседи. Где-то под вечер мастер фирмы Ринат привёз кран и срезал эту всю пену, - говорит Кудайбергенова.

То, что все эти манипуляции с пеной ни к чему не привели, жильцы поняли, как только вернулись из съёмных квартир в свой якобы подремонтированный дом. У них вновь начали "плакать" стены и окна. Вернулась и плесень.

- Опять вызвали представителей строительной фирмы. Они всё это увидели и пообещали, даже дали письменную гарантию, что, как потеплеет, устранят все эти недостатки, а также утеплят туалет и ванную. Весной, когда потеплело, позвонили в фирму. Однако на этот раз никаких действий от них не дождались.

Отчаявшись, жильцы начали писать письма в Жилстройсбербанк, в отдел ЖКХ и отдел строительства при акимате. Надо отдать должное, везде им отвечали. Но ответы эти результативными назвать нельзя, потому что все инстанции переправляли жалобщиков обратно в "КазГрадСтрой".

- После всего этого мы наняли независимую экспертизу. Оценщики даже сделали отверстия в стене, чтобы посмотреть, каким образом нам утеплили стены. Они и сказали, что строительная пена, которой нам заливали стены – это не утеплитель. Такими материалами дома не утепляются, - говорит Кудайбергенова.

Её соседка Назигуль Жумаксанова рассказывает, что изначально была удивлена тому, как шёл этот "ремонт":

- На каждую стену около 20 банок строительной пены вылили, потом краска пошла, пенопласт, гипсокартон... Но всё осталось как и было.

Результат "ремонта" осмотрели и сотрудники проектно-изыскательского института "Семстройпроект". Их заключение даёт основания полагать, что о качестве работ речи нет. Вот выдержка из этого заключения: "Предполагается, что кирпичная кладка стен выполнена некачественно, имеются пустоты и пустые швы без заполнения кладочным раствором, если пена, нанесённая на внутреннюю поверхность стены, прошла сквозь кладку толщиной 64 см и в отдельных местах вышла на наружную плоскость стены"…

Подрядчики не хотят идти на контакт с жильцами, считая, что сделали всё правильно. А то, что в доме плесень – тут претензий к застройщику уже быть не должно: причина в чём-то другом, считает руководитель компании "КазГрадСтрой" Александр Тютюнников.

- Влажность? Независимая экспертиза проверила и дала заключение, что мы всё выполнили согласно проектно-сметной документации. Жильцы обращались к заказчику (городской отдел строительства. – Авт.), вызвали независимую экспертизу, вскрывали стену, смотрели. Пусть теперь дальше идут. Все вопросы к заказчику и проектировщику. Здесь нашей роли нет. Если заказчик даст нам официальный документ, тогда только мы будем действовать. Пока никаких указаний нам не было, - говорит Тютюнников.

Заказчик – городской отдел строительства –  судя по всему, тоже не сильно стремится заморачиваться проблемами нового плесневеющего дома. Складывается впечатление, что чиновники вообще дежурно отнеслись ко всей этой ситуации.

- Да, обращались эти жильцы к нам, я этот случай помню. Но потом я их не видел. Видимо, работы там идут, - говорит заместитель руководителя отдела строительства Семея Жомарт Ибраев.

Узнав, что никаких работ в доме уже давно нет, чиновник на мгновенье задумался и тут же принялся рассуждать:

- Недостатки, которые выявляются уже после принятия дома, после его заселения, – здесь уже другие механизмы работают. Есть люди, которые принимали дом, входили в состав комиссии. Есть те работы, которые обязан сделать застройщик по гарантии. Я думаю, такие проблемы возникают из-за недобросовестного отношения подрядчиков к своим обязанностям. И после выявления недостатков они должны капитально всё это сделать. Просто эта наша бюрократическая волокита, наверное, тянется…

Дать конкретный ответ на вопрос, почему люди целый год в новом доме не могут добиться устранения явных недостатков в качестве строительства, Ибраев так и не смог. Завершив абстрактные рассуждения, в конце концов, он просто посоветовал неудачливым новосёлам обратиться в суд.

Жильцы, кстати, именно так и намерены поступить. Потому что поняли: обивать пороги непосредственных участников всей этой неприятной истории бесполезно.

- Сейчас плесени не видно, потому что всё подсохло. А подрядчики вновь требуют от нас доказательств, хотя видели, в каком состоянии были наши квартиры. С первыми холодами плесень появится вновь. Мы ждём начала отопительного сезона. Как похолодает, сами на свои средства хотим нанять лабораторную экспертизу, которая поможет нам определить все недостатки и их причины. Мы будем собирать документы для подачи в суд, - заявила Кудайбергенова.

С ней вместе к судебному процессу готовятся жители всех плесневеющих квартир. Ждать они больше не намерены, так как склонны считать, что застройщик попросту тянет время и ждёт, когда истечёт гарантийный срок. А это у него неплохо получается, так как год уже удалось протянуть.