Здоровье в обмен на зарплату: есть ли реальная польза населению от дымящего завода в Балхаше
Балхаш – промышленный город с 77-тысячным населением, расположенный вдоль автотрассы Астана – Алматы. Основной работодатель в городе областного подчинения – корпорация Kazakhmys. Это крупнейший производитель меди в Казахстане. Балхашская площадка насчитывает шесть основных промышленных объектов и ряд вспомогательных цехов и предприятий. Это три рудника, обогатительная фабрика, медеплавильный завод и ТЭЦ.
Из медной руды выделяют и выплавляют золото и серебро. Также корпорация производит серную кислоту и свинец в пылях.
Получая колоссальную прибыль от переработки недр в лице ТОО "Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)", Балхашская площадка платит большие налоги в госбюджет, но также является и основным загрязнителем в городе.
Корреспонденты Informburo.kz отправились в Балхаш, чтобы понять, чувствуют ли горожане пользу от работы завода, при этом жертвуя здоровьем и уникальной природой.
Облик Рабочего посёлка
Серый свинцового цвета дым из труб цехов медеплавильного завода виден почти из любой точки Балхаша. От этого и сам город кажется очень хмурым.
О низком качестве воздуха в Балхаше свидетельствуют и показатели швейцарской платформы в области технологий контроля и очистки воздуха IQAir за 29 декабря 2025 года:
По данным сайта, концентрация PM2.5 в Балхаше была в 4,5 раза выше среднегодового значения нормы PM2.5, рекомендуемого ВОЗ.
Одновременно с этим город сталкивается с типичными для индустриальных городов вызовами: износом инфраструктуры, экологическими рисками и необходимостью долгосрочного планирования.
Мы начали знакомство с городом с его исторической части – старого квартала, который местные называют Рабочим посёлком. С этого поселения в 1937-м начался Балхаш, где ещё раньше началась разработка богатых залежей медной руды.
Сейчас Рабочий посёлок – один из самых депрессивных районов города. В основном здесь живут многодетные семьи и пенсионеры. Попав сюда, гость будто снова возвращается в первую половину XX века. В частном секторе, где старые покосившееся дома чередуются с новыми, но скромными постройками, как и в прошлом веке, топят углём и не имеют центральной канализации.
"Молодёжь здесь не будет жить. Они хотят детей в благоустроенный садик водить, потом в хорошую школу. Не будут же они тут печку топить. Центральное отопление существенно изменило бы ситуацию", – рассказала женщина по имени Эльнара, прогуливавшаяся с ребёнком у единственной в Рабочем детской площадки.
Молодая мать вынуждена приводить сюда ребёнка за несколько кварталов, так как детям больше негде играть.
Стоимость тонны угля, по её словам, в Рабочем варьируется от 22 до 25 тысяч тенге, плюс 8–10 тысяч нужно доплачивать за доставку. Эльнара с детьми живёт с родителями в частном доме площадью 130 кв. м. На отопление зимой им требуется минимум 10 тонн, не считая дров.
"Раньше на детской площадке туалет был. Удобно было. А потом убрали. Сейчас приходится с детьми далеко домой бегать. Да и в городе их почти нет. Приходится людям на базар бежать или в кафе проситься", – пожаловалась многодетная мать.
Пока мы общаемся с ней, мимо пробегает свора бродячих собак, а по улице текут чьи-то канализационные отходы из пластиковой трубы, берущей начало в частном доме. Зимой под слоем снега проблемы с дорогами в Рабочем можно не заметить, но очевидно, что в ненастье в переулках появляется непролазная грязь, которая затрудняет передвижение не только пешеходов, но и транспорта.
Оды акиму
В центре Балхаша в районе пересечения улиц Абая и Куляш Байсеитовой в торопливом передвижении людей чувствуется предновогодняя суета. Работники городских служб украшают переходы светодиодными гирляндами и новогодними инсталляциями.
Пенсионерка Людмила Конькова пятый год совершает по утрам пешие прогулки по Балхашу.
"Вроде запаха от завода нет. Но сегодня утром я шла и моментально потянуло немножко. Чуть-чуть запах был химический и потом исчез. Состояние озера, конечно, плохое. Одни камыши по берегу городского пляжа, и собак там много гуляет", – отметила пенсионерка.
На вопрос, что принципиально улучшилось в жизни города за последнее время, Конькова обратила внимание, что власти покрасили дома и отремонтировали крыши многоэтажек на центральных улицах.
"Месяц назад в нашем доме давление воды плохое было. Аким лично приезжал, и вскоре неполадки устранили", – поделилась она новостями.
Действительно, основные улицы Балхаша, которые ещё два года назад выглядели словно после бомбёжки (в городе капитально меняли водопровод и теплоснабжение), стали краше после покраски домов, построенных ещё в сталинские времена. Местные утверждают, что квартиры в них из-за толщины стен и расположения стоят дороже, чем в новых домах.
"Аким у нас молодец. Улицы начали досконально ремонтировать, брусчатку стелют, освещение проводят, остановки новые появились. Вот уже декабрь заканчивается, а в нашем доме ещё ни разу перебоев с теплом не было. Дай бог, чтобы его не забрали", – похвалил работу акима пенсионер Николай Чернобривец.
Корпорация времени не нашла
Перед выездом в Балхаш продюсер редакции связался с пресс-службой корпорации Kazakhmys с запросом об организации интервью с руководством медеплавильного завода. В корпорации запрос приняли, но сослались на занятость и предложили обратиться после Нового года.
Но нам, как сначала подумалось, улыбнулась журналистская удача, когда мы чисто случайно встретили возле Дворца культуры прогуливающегося директора Балхашского медеплавильного завода Айдара Тусупбекова.
"На ловца и зверь бежит! Мы как раз пытались согласовать встречу с вами в пресс-службе корпорации. Кто у вас занимается социальными обязательствами вашего предприятия перед балхашцами? Какую помощь вы оказываете горожанам?" – решили мы воспользоваться моментом.
Тусупбеков, видимо, такой встречи не ожидал, немного растерялся, но быстро взял себя в руки.
"Этими вопросами занимается служба персонала. Мне надо согласовать. Обратитесь к сотруднику по имени Рахман. Я вам контакты дам, записывайте", – решил не брать на себя ответственность Айдар Умырбаевич.
"Вот нам в Балхаше нравится всё, кроме дыма, который идёт с вашего предприятия..." – пытались было разговорить директора.
"А в чём проблема?" – вопросил он.
"Ну как в чём проблема? Это всё в город летит. Модернизация проходит у вас?" – повторили вопрос корреспонденты.
"С Рахманом свяжитесь..." – дал понять директор, что не желает продолжать разговор, и пошёл по своим делам.
Сотрудник, номер которого предоставил Тусупбеков, попросил созвониться попозже и пообещал дать информацию и цифры по обязательствам завода. А после и вовсе перестал отвечать на сообщения и звонки.
Производственная мощность Балхашского медеплавильного завода
Медь рафинированная – 220 тысяч тонн в год.
Золото в слитках – 11 тысяч тонн в год.
Серебро в слитках и гранулах – 670 тысяч тонн в год.
Серная кислота – 1100,0 тысячи тонн в год.
Свинец в пылях – 9,5 тысячи тысячи тонн в год.
Лепта завода
Аким Балхаша Сапар Сатаев принял журналистов. По его словам, более 80% экономики города зависит от добычи и выплавки медной руды.
"Корпорация обеспечивает работой и стабильной зарплатой большое количество горожан. Нельзя сказать, что это всё просто. За счёт этого экономика города и бизнес растёт, покупательная способность у населения появляется", – начал Сапар Сатаев.
В настоящее время корпорация, по словам акима, разрабатывает три проекта для Балхаша на сумму около 10 млрд тенге: строительство детсада на 320 мест, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном, реконструкция Дворца культуры металлургов имени Магауи Хамзина.
"Да, основная часть финансовой структуры и налоговых поступлений у них в Улытауской области. Но тем не менее здесь, в Балхаше, местные структурные подразделения участвуют в жизни города. Не жалеют средств на День металлургов, вызывают хедлайнеров, ардагеров наших чествуют", – рассказал аким.
К примеру, за последние три года в Балхаше поменяли 57 км теплотрассы, обновили 73 км водопроводных сетей. В 2025 году начались масштабные работы по очистке от многолетнего ила и углублению акватории бухты Бертыс – части озера Балхаш, расположенной непосредственно вблизи города, чтобы улучшить состояние пляжей и экологии.
Местная юристка и экозащитница Анар Адамбекова последние два года является советником акима города по вопросам экологии, развития предпринимательства, туризма и связей с общественностью.
"Если честно, проекты корпорации в Балхаше, насколько мне известно, пока в планах. Соцпомощь корпорация оказывает в основном своим", – говорит Анар Адамбекова.
Эксперты, говоря о роли Казахмыса как градообразующего предприятия, напоминают, что у корпорации отсутствует публичная стратегия по Балхашу. К тому же, социальная ответственность носит скорее репутационный, чем инфраструктурный характер. Поэтому все социальные проекты, которые спонсирует предприятие, носят разовый, а не системный характер.
Таким образом несмотря на то, что отдельные проекты и формы поддержки со стороны корпорации в Балхаше имеют место быть, большая их часть носит точечный характер и преимущественно ориентирована на работников предприятия.
Очевидно, что дальнейшее развитие Балхаша требует системного взаимодействия между бизнесом, властью и местным сообществом, а также открытого информирования населения о реализуемых и планируемых социальных и экологических инициативах.