Только в этом году более 20 атлетов из нашей страны не сумели пройти допинг-контроль, производившийся за рубежом. Но до сих пор было известно только о половине случаев. «Мегаполис» рассказывает о неизвестных допинг-скандалах, в одном из которых фигурирует даже главный тренер сборной по пауэрлифтингу!

Информация о девяти казахстанских штангистах, заваливших допинг-контроль, и о штрафе в полмиллиона долларов, который обязана выплатить казахстанская федерация, до сих пор не даёт многим покоя. Но это вершина айсберга.

РУКА РУКУ БОРЕТ

На чемпионате мира по армрестлингу в польском городе Гдыня сборная Казахстана выступила блестяще. Казахстанские рукоборцы завоевали 6 золотых, 4 серебряные и 4 бронзовые медали и заняли второе общекомандное место. Ведром дёгтя в бочке мёда стало известие, что трое спортсменов из нашей страны «завалили» допинг-контроль. Все трое – обладатели наград. Это Валерий Баранов («серебро» в весе до 85 кг), Ольга Тимукина («серебро» в категории до 60 кг) и Дмитрий Трубин. Последний в Польше выиграл две награды. В весе до 110 кг он победил всех соперников «одной правой», а борясь левой рукой, занял второе место.

Как сообщил «Мегаполису» государственный тренер федерации армрестлинга и гиревого спорта Марат Асаинов, все трое спортсменов попались на фуросемиде. Этот препарат, как и все мочегонные изделия, часто используется спортсменами для «быстрого» выведения из организма следов употреблённых запрещённых препаратов, включая анаболические стероиды.

– Вначале мы хотели потребовать вскрытия пробы «Б». Побывали в больницах, в которых обследовались спортсмены, и взяли справки, какие лекарства наши атлеты применяли в последний год. Но после консультаций с международной федерацией поняли: вскрытие пробы «Б» ничего не даст. Фуросемид есть фуросемид. Поэтому все трое были дисквалифицированы на два года, а результаты с их участием аннулированы. И хотя у нас сильная сборная – для команды Казахстана это потеря.

– Вы сотрудничаете с казахстанским антидопинговым центром?

Мы очень хотим, чтобы после этого случая наши спортсмены проходили допинг-тесты. И начать сотрудничество мы бы хотели с летнего чемпионата Казахстана в Актобе, который будет отборочным на чемпионат мира. Чтобы если кто-то чем-то балуется, то сразу пресечь это дело на корню.

– Были ли наложены штрафные санкции на казахстанскую федерацию?

– Да. Штраф в международную федерацию мы оплатили. В сравнении с олимпийскими видами он мягкий, небольшой – 250 евро за человека.

ТЯЖЁЛЫЙ СЛУЧАЙ

Являясь ближайшим родственником тяжёлой атлетики и по этой причине не имея ни малейших перспектив попасть в программу Олимпийских игр, пауэрлифтинг является одним из главных участников допинг-скандалов. И в этом году свой весомый вклад в это «достижение» внесли казахстанские пауэрлифтеры. По данным официального сайта Международной федерации пауэрлифтинга (IPF) только в этом году в употреблении допинга уличено сразу 12 спортсменов из нашей страны. Примечательно, что одним из попавшихся оказался Серик Ерешулы – тренер, возглавлявший на тот момент сборную Казахстана и выступавший на первенстве среди ветеранов! Кроме него, двухлетнюю дисквалификацию в настоящее время отбывают Данис Амиров, Сергей Тимченко, Татьяна Кудрявцева, Валерия Ярагина, Евгений Паршин, Наталия Кузьмина, Залим Кувамбаев, Александр Ким, Олег Недашковский, Николай Земцов, Ирина Миниханова.

Примечательно, что троим спортсменам из этого списка нет и 20 лет. А самому юному казахстанскому участнику допинг-скандала в этом году исполнилось 18.

Справедливости ради, стоит отметить, что 12 спортсменов, попавшихся на допинг за один календарный год, – не рекордный показатель в 2013-м. Так нашу страну в этой совсем непочётной номинации опередили украинцы (17 человек) и россияне (13 атлетов). «Бронзовый» итог неутешителен: казахстанская федерация была дисквалифицирована на год. Также IPF наложила на неё штраф в размере 25 тысяч евро. Кроме этого, каждый участник допинг-скандала должен выплатить по 2 тысячи евро.

Как стало известно «Мегаполису», вместо Серика Еришулы сборную Казахстана в начале этого месяца возглавил Владимир Новосёлов, а 24 декабря в Астане представителей федерации будут заслушивать в ДШНК. К слову, почётным президентом федерации пауэрлифтинга является Каиргельды Жанпеисов – руководитель дирекции штатных национальных команд.

НОВОСТИ ИЗ ЦЕНТРА

– Знания многих казахстанских спортсменов о допинге и о том, что им можно применять, а что нет, оставляют желать лучшего, – говорит директор «Национального антидопингового центра» Майра Бакашева. – Поэтому я ещё раз подчеркну, что наша организация не преследует цели только всех покарать. Наша задача: вести разъяснительную и просветительскую работу. И когда говорят, что наши спортсмены попались на фуросемиде, потому что не знали, что это запрещённый препарат, то мне становится грустно. Это как с Уголовным кодексом: незнание законов не освобождает от ответственности, то же самое и с допингом. Ответственным за всё, что употребляет в пищу или во время восстановления и лечения, является атлет.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе со спортивными организациями?

Наш центр начал функционировать только в марте. И поэтому пока многие федерации нам не доверяют и не идут на контакт.

– Как объяснили 12 положительных допинг-проб в казахстанской федерации пауэрлифтинга?

Говорили о происках конкурентов и много ещё о чём. Но когда нет весомых доказательств своей невиновности, то виновными автоматически становятся спортсмены и работающие с ними тренеры.

– Представитель федерации армрестлинга и гиревого спорта заявил нашей газете, что они отныне собираются сотрудничать с вашей организацией.

Приведу пример: в июне этого года один армрестлер решением дисциплинарной комиссии нашего центра был дисквалифицирован на два года за употребление анаболика. Но федерация по этому виду спорта не выразила никакого интереса и не проявила участия в расследовании этого случая. На заседания спортсмен приходил один: без тренера и представителей федерации. И меня удивляет, что порой федерациям нет никакого дела до того, что происходит с их спортсменами.

– Пауэрлифтинг и армрестлинг в программу Олимпийских игр не входят…

Я понимаю, о чём вы. Но для нас нет разницы: олимпийские виды спорта или нет. Мы планируем в ближайшее время начать сотрудничество со всеми федерациями. И хочется верить, что после этого ситуация изменится к лучшему.